Основные направления социологических исследований массовых коммуникаций

План:

1.Социологические исследования средств массовой коммуникации: теоретико-методологический этап работы

2. Прикладные аспекты исследований массовой коммуникации

 

Для подготовки данных вопросов студентам необходимо осуществить самостоятельную работу по написанию методологического и процедурного разделов программы. С этой целью студентам необходимо: определить вид предстоящего исследования, стратегию осуществляемого в его рамках научного поиска; разработать методический план, содержащий описание и обоснование используемых для сбора социологической информации методов и проективных характеристик инструментария; составить план статистической обработки данных с указанием статистических процедур, которые будут использованы на этом этапе работы; подготовить план выборки, характеризующий её тип, принципы формирования и определения объёма, обоснования репрезентативности.

При ответе на второй вопрос семинарского занятия рекомендуется соотнести социологические исследования и нужды повседневной практики работы СМИ, обозначить точки соприкосновения социологии и журналистики. Для этого студентам необходимо сосредоточить внимание на категории «общественное мнение», выступающей синтезирующим основанием социологических и журналистских практик. Сопоставление логичнее построить в соответствии со следующими пунктами: 1. сходство принципиальных установок; 2. сходство методов исследования; 3. совпадение объектов исследования; 4. ориентация на аудиторию.

Характеристика социологических подходов исследования средств массовой коммуникации может осуществляться студентами в соответствии с предложенной Г. Лассуэллом (1948 г.) моделью коммуникации:

 

Кто сообщает? Что сообщает? Как сообщает? (по какому каналу) Кому сообщает? С каким эффектом?
Коммуникатор Сообщение Канал Получатель Эффект  
Анализ управления Анализ содержания Анализ средств и каналов Анализ аудитории Анализ результатов коммуникации

 

Прикладные социологические исследования, характеризуемые студентами на семинарском занятии, могут фиксировать внимание на различных сторонах коммуникативного процесса. Обобщенно, мы можем выделить три класса социологического изучения медиапространства:

1. анализ аудитории СМИ;

2. анализ информационных сообщений;

3. анализ журналиста и редакционного коллектива.