Основные направления социологических исследований массовых коммуникаций
План:
1.Социологические исследования средств массовой коммуникации: теоретико-методологический этап работы
2. Прикладные аспекты исследований массовой коммуникации
Для подготовки данных вопросов студентам необходимо осуществить самостоятельную работу по написанию методологического и процедурного разделов программы. С этой целью студентам необходимо: определить вид предстоящего исследования, стратегию осуществляемого в его рамках научного поиска; разработать методический план, содержащий описание и обоснование используемых для сбора социологической информации методов и проективных характеристик инструментария; составить план статистической обработки данных с указанием статистических процедур, которые будут использованы на этом этапе работы; подготовить план выборки, характеризующий её тип, принципы формирования и определения объёма, обоснования репрезентативности.
При ответе на второй вопрос семинарского занятия рекомендуется соотнести социологические исследования и нужды повседневной практики работы СМИ, обозначить точки соприкосновения социологии и журналистики. Для этого студентам необходимо сосредоточить внимание на категории «общественное мнение», выступающей синтезирующим основанием социологических и журналистских практик. Сопоставление логичнее построить в соответствии со следующими пунктами: 1. сходство принципиальных установок; 2. сходство методов исследования; 3. совпадение объектов исследования; 4. ориентация на аудиторию.
Характеристика социологических подходов исследования средств массовой коммуникации может осуществляться студентами в соответствии с предложенной Г. Лассуэллом (1948 г.) моделью коммуникации:
Кто сообщает? | Что сообщает? | Как сообщает? (по какому каналу) | Кому сообщает? | С каким эффектом? |
Коммуникатор | Сообщение | Канал | Получатель | Эффект |
Анализ управления | Анализ содержания | Анализ средств и каналов | Анализ аудитории | Анализ результатов коммуникации |
Прикладные социологические исследования, характеризуемые студентами на семинарском занятии, могут фиксировать внимание на различных сторонах коммуникативного процесса. Обобщенно, мы можем выделить три класса социологического изучения медиапространства:
1. анализ аудитории СМИ;
2. анализ информационных сообщений;
3. анализ журналиста и редакционного коллектива.