Модуль 3 Экономика средств массовой информации

Массовая информация как товар. Закономерности формирования и развития информационного рынка. Структура информационного рынка. Правовые и экономические предпосылки основания периодического издания. Проблемы собственности в информационном бизнесе. Процесс концентрации СМИ. Российский капитал на информационном рынке. Иностранный капитал на информационном рынке. Особенности экономической деятельности телерадиокомпании.

Технологии изучения рынка периодических изданий. Потребительский рынок в сфере информации (массовой информации). Конкурирующие издания. Планирование маркетинга. Методы маркетинга. Маркетинговые службы: структура, бюджет. Финансовая база и бюджет редакции газеты (журнала). Доходные части бюджета. Издательская и коммерческая деятельность редакции. Ценовая политика. Прибыль. Бюджет ТВ-компании: доходная и расходная части. Рекламная и ценовая политика компании. Цели и задачи менеджмента. Служба редакционного менеджмента. Величина, состав, структура редакционного коллектива. Кадровая политика редакции. Управление редакционным коллективом. Экономические основы труда журналиста. Имидж периодического издания, его аудитория. Техническая база периодического издания.

Составление внутриредакционного документа с указанием; основные коммерческие мероприятия; анализ предполагаемых проблем; показатели-индикаторы реалистичности и эффективности. Структура бизнес-плана: резюме; конфиденциальный меморандум; описание редакции как предприятия; основная часть бизнес-плана (10 обязательных разделов).

Организация и распространение периодического издания.Стратегия и география распространения. Политика распространения тиража: подписка, розница, оптовая продажа, бесплатное распространение.

Особенности российской пресс-рекламы. Потребитель как основное звено рекламной коммуникации. Культура рекламной деятельности в СМИ. Пути совершенствования газетной рекламы. Отдел рекламы: организация деятельности. Рекламные приложения. Рекламный дизайн.

Композиционно-графическое моделирование периодических изданий, его истоки. Уровни моделирования. Этапы разработки модели. Практическое моделирование. Фотография в композиционно-графической модели газеты. Бильдредактирование. Система жанров фотожурналистики.

Что такое PR («паблик рилейшнз»). PR как социальный институт. PR как часть (сфера) рекламной деятельности. PR-компания в СМИ. Цели, приемы, методы PR. Эффективность PR-воздействия. «Черный» PR. Работа PR-отделов. Особенности PR-материалов (текстов).

Язык телевизионной рекламы. Реклама в СМИ: вербальный знак, риторика. Вербальные компоненты рекламы: убеждение, внушение, манипулирование. Стиль рекламного текста. Лексико-семантические возможности рекламного текста. Функции рекламного сообщения на ТВ и радио.