АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЕДЕНИЯ ГКН

8,1 Цель и задачи автоматизации ГКН.

8.2 Использование ГИС технологий для ведения ГКН.

 

Огромное разнообразие природных условий, слабая изученность земельных ресурсов, усиливающееся антропогенное и природное воздействие требует принципиально нового подхода к ведению кадастра недвижимости на основе автоматизации. Огромный поток информации, обращений граждан и юридических лиц невозможно без автоматизации всех процессов.

Полнота и актуальность кадастровой информации, быстро изменяющаяся с течением времени, гарантируется ведением кадастра на основе современных компьютерных технологиях. В целях автоматизированного ведения сначала земельного, а потом и кадастра недвижимости Правительство Российской Федерации утвердило несколько федеральных целевых программ, основные цели которых приведены в таблице 6.

Таблица 6

Законодательная база автоматизированного ведения кадастра недвижимости

 

Период Нормативный документ Основная цель
1996-2000 гг. продлена до конца 2001 г. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 935 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" Разработка и развертывание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра, обеспечивающей на всей территории Российской федерации реализацию государственной политики в области эффективного и рационального использования земли.
2002-2008 гг. Постановление Правительства РФ от 25.10.2001 г. № 745 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики в области эффективного использования земли и иной недвижимости, вовлечения их в гражданский оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в целях удовлетворения потребностей общества и граждан
2006-2012 гг. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 г. № 560 " Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)"
2014-2019 гг. Постановление Правительства РФ от 10.10.2013 г. № 903 "О федеральной целевой программе "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости" Гармонизация сферы земельно-имущественных отношений, базирующаяся на соблюдении баланса интересов, взаимной ответственности и общих усилий государства, бизнеса и общества, обеспечивающая переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации

 

Основными направлениями, выполняемыми в рам­ках указанных ФЦП, являются:

-развертывание на всей территории страны автоматизированной системы ведения ГКН, обеспечивающей возможность публичного доступа к сведениям единого кадастра объектов недвижимости;

-совершенствование взаимодействия в управлении земельными ресурсами;

-содействие го­сударственной защите прав на землю;

-обеспечение своевременного и в полном объеме поступления земельных платежей;

-создание банков данных о зе­мельных ресурсах;

-информационное обеспечение и поддержка реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений;

-поддержка формирования и функционирования рынка объектов недвижимости;

-обеспечение веде­ния единого государственного реестра прав на объек­ты недвижимости и сделок с ними.

Автоматизированная система ГКН позволяет с помощью компьютерных технологий регистрировать права собственности юридических и физических лиц на землю, собирать земельный налог, пошлины и платежи при сделках с землей (купле-продаже, залоге, дарении и других операциях) в условиях рынка. При этом формируется банк данных, содержащих исчерпывающую информацию о каждом земельном участке, его потенциале, возможности использования, количественные и качественные показатели, цена участка, размер ставки земельного налога и др.

Целью создания и развития АИС ГКН является повышение эффективности принимаемых решений в области земли и недвижимости, а также качества выполнения технологических процессов и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.

Социально-экономический эффект от внедрения мероприятий:

-создание научно-методической базы рационального использования земли и иных объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

-доступность сведений кадастра, и как следствие обеспечение прозрачности рынка недвижимости;

-упрощение процедур оформления сделок с недвижимостью за счет создание системы электронного взаимодействия между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми и другими органами;

-увеличение поступлений земельного налога и арендной платы за землю в бюджеты всех уровней за счет реализации программных мероприятий в 2002-2007 годах до 292,5 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет - 78,9 млрд рублей, в целях обеспечения окупаемости затрат на реализацию Программы в 2-3 года.

Для создания АИС ГКН используются самые последние достижения в области информационных технологий. Информация об объектах недвижимости поступает в систему в электронном виде, в том числе и о координатах объекта. Перед внесением сведений об объекте в единый кадастр недвижимости, информация проходит тщательный контроль на корректность семантических и графических данных. При внесении в кадастр, сведения об объектах капитального строительства привязываются к сведениям о земельных участках, на которых они располагаются. Для связывания объектов используются их координаты.

В результате реализации этих программ функционирует автоматизированная информационная система государственного кадастра недвижимости - АИС ГКН.

Основной целью АИС ГКН является формирование информационного ресурса как полного и достоверного источника информации обо всех объектах недвижимости, а также создание механизма доступа к информационным ресурсам государственного кадастра недвижимости и развитие сервисных услуг на основе портальных Интернет-технологий. В рамках этих услуг наибольший интерес вызывает сервис публичной кадастровой карты.