Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность

 

В основе ИМ – инновация, она строится на базе новшества, а главное в нем – продуктивная идея. Но последняя представляет ценность не только как «материал» для превращения в продукцию, приносящую экономический или социальный эффект.

Содержательное новое знание само по себе может быть рыночным товаром, например, в виде лицензии на запатентованное изобретение или на ноу – хау, являясь интеллектуальной собственностью (ИС). Ориентироваться в принципиальных правовых и методических вопросах ИС необходимо в рамках ИМ не только для защиты прав на собственные идеи.

В процессе инновационных разработок важно чётко контролировать и возможное (осознанное или случайное) использование чужой ИС, - чтобы делать это без неожиданного ущерба для себя, связанного с нарушением охраняемых прав.

Таким образом, практический интерес представляют, например, следующие вопросы: что может являться ИС, как защищаются права на ИС различного вида, каковы нормативные признаки охраняемых законом (или иным способом) видов ИС, каковы главные принципы возможных стратегий и тактик защиты ИС (в частности, когда следует это делать, идя на затраты ресурсов), когда и зачем необходимы патентные исследования, что такое ноу – хау?

К ИС относят произведения интеллектуального труда, которые подразделяют на две группы, отличающиеся и областью творческой деятельности и, главное, способами правовой охраны.

Одна группа – это так называемая «промышленная собственность» - изобретения, товарные знаки, промышленные образцы, полезные модели, рационализаторские предложения; другая группа – произведения науки, литературы и искусства.

Права авторов и владельцев объектов ИС первой группы регулируются патентным правом (и охраняются «Патентным законом»), второй же группы – авторским правом (и охраняются «Законом о собственности»).

Ситуация на рынке ИС: в США каждый третий $ работает в ИС, в странах СНГ, к сожалению, распространено «интеллектуальное пиратство» (но в последние годы положение выправляется).

Наиболее распространённым объектом промышленной собственности является изобретение. Необходимо предостеречь от часто встречающейся ошибки, при которой смешивают понятия охраноспособного изобретения и любой идеи, «выдумки». Чтобы права автора и владельца (а это могут быть и разные лица) охранялись законом, объекты изобретательского творчества обязательно должны относиться к видам, выделенным патентным законом (к устройствам, способам, веществам, их применению по новому назначению), причём, удовлетворять одновременно трём нормативным критериям – новизне, изобретательскому уровню (неочевидности, наличию «изобретательского шага») и промышленной применимости (по сути это - требование положительного эффекта). Не признаются патентоспособными изобретениями: научные теории и математические методы, методы управления и организации, алгоритмы и компьютерные программы, дизайнерские решения.

Из правил оформления заявки на изобретение можно извлечь ценные методические рекомендации для участников любых инновационных разработок (а не только для изобретателей), для всех, кто сталкивается с задачами эффективного обоснования и убедительной презентацией интеллектуального продукта. Представлять инновационную идею целесообразно в следующей логической последовательности (8 типовых шагов):

- суть решаемой проблемы;

- известные варианты её решения;

- базовый прототип (для сравнения);

- его недостатки;

- цель предлагаемого решения (от чего избавиться, что выиграть);

- суть предлагаемого решения (перечень его существенных признаков);

- ожидаемый положительный эффект и его обоснование;

- пример реализации решения (конкретный, «с цифрами»).

Ещё более компактной (с предельно уплотнённой полезной информацией) может быть «формула инновации», построенная структурно по аналогии с «формулой изобретения», логическим каркасом, которой является перечень существенных признаков изобретения, причём, ранее известные – из прототипа – чётко отделены разграничительным словом «отличающийся» от новых, отличительных. Такая форма представления новшества (идеи решения) позволяет выпукло и оперативно выделить всё самое существенное, упростить обоснование его качеств, целесообразность реализации.

Патент является охранной грамотой, юридическим документом, определяющим состав изобретения; он защищает права патентовладельца и запрещает всем другим лицам (если они не купят лицензию или сам патент) использовать запатентованное изобретение. Действие патента ограничено территориально (страной патентования) и во времени (сроком до 20 лет). Финансовые затраты на патентование ориентировочно составляют в США ~$1000, в России ~$50. Патент и лицензию в изобретательстве нельзя путать с патентом и лицензией в торговле и других областях деятельности. При патентном исследовании могут быть две цели: оценка технического уровня в заданной области техники, оценка патентной чистоты (чтобы исключить неконтролируемое нарушение патентов, действующих в данной стране, а также способствовать поиску решений по их обходу).

Ноу- хау (know - how) обычно определяется как научно – технические знания и производственный опыт. Какую коммерческую ценность они представляют? Имея ноу – хау, можно их продать, оформляя эту акцию или в форме лицензионного договора, или реализуя обычную коммерческую сделку.

Важнейшими функциональными признаками ноу – хау являются существенность содержащейся в них информации, её конфиденциальность и обусловленная ими коммерческая ценность. К возможным видам ноу – хау относятся, например:

а. В технике – рецептура, технологические режимы, конструкторская документация, результаты специальных экспериментов, испытаний;

б. В коммерции – организация производства, картотеки клиентов, методы обучения персонала.

Освоение большинства изобретений (особенно наукоёмких) без знания ноу – хау либо невозможно, либо связано с неприемлемыми затратами средств и времени. Поэтому в большинстве стран тактика охраны ИС отражена в следующей статистике лицензий:

>50% - лицензии на патенты плюс передача ноу – хау; ~30% - лицензии на ноу – хау; лишь ~20% - «чисто» патентные лицензии.