Вопрос № 90 Российская правовая система: источники, особенности становления и развития в современный период.
Особенности российской правовой системы.
Российская правовая система со времен Петра I является составной частью романо-германской правовой семьи. Ее историческими, религиозными и юридическими источниками выступают право Российской империи, советское право, обусловленное социалистической идеологией, и постсоветское право (1991-2001 гг.)- Однако до появления права Российской империи были договоры русских князей с греками в X в. Доимперское право России нашло отражение в «Русской Правде», Судных грамотах. Судебниках. Особенность формирования российского права в том, что здесь были широкие права общины на землю и слабое развитие частной собственности.
Дня русского права всегда была исключительно важной связь с государством. Особые условия экономического прогресса, для которого характерна опора на коллективные формы хозяйствования: крестьянскую общину, артель, основывались на специфической трудовой демократии, традициях местного самоуправления.
Советское право - это разновидность романо-германского права, где главкой формой права являлись законы и другие нормативно-правовые акты. «Судебный прецедент, как и в других странах романо-германской семьи, в РФ источником права не признается». С.С. Алексеев считает «Советское право неизменно оставалось составной частью одной тоталитарной системы, существующей в условиях узаконенного произвола карательно-репрессивных органов, декоративной роли якобы всевластных Советов, формально провозглашаемого принципа власти трудящихся». По его мнению, советское право даже в 1970-1980-е гг. являлось «...гибридом права власти и права войны». В 1988-1989 гг. в СССР был взят курс на построение социалистического правового государства (после 1991 г.-правового государства). Однако изданные в соответствии с этой целью Конституция РФ 1993 г., Гражданский кодекс РФ, не стали «... работающими документами, с которыми сообразовывалась бы вся жизнь российского общества». В последние годы происходят существенные изменения в российской правовой системе В некоторых субъектах Российской Федерации (в Ингушетии, Чечне) наблюдаются попытки узаконить действие мусульманского права.
Последние 10 лет в правовой системе РФ происходят революционные изменения, реформирование всех ее институтов.
Пересмотр базовых категорий правоведения. Речь идет о понятии, сущности, социальном назначении, системе права, правовых источниках, правовой культуре, механизме правового регулирования
Пересмотр общеправовых и отраслевых принципов права, основанный на разделении категорий «право» и «закон», а т.ж. на признании верховенства прав и свобод человека.
Нарастание общего объема нормативного регулирования во всех сферах общественной и частной жизни.
Появление новых сфер управления, и, как следствие, новых отраслей права (коммерческое, предпринимательское, банковское, таможенное)
Децентрализация нормативного материала, проявляющаяся в повышении «статуса» правовых субинститутов, подотраслей и стремление многих из них выделится в самостоятельные отрасли права
Высокая динамика изменений в нормотворчестве, особенно в сфере частного права
Рост межотраслевого законодательства, комплексного правового регулирования.
Повышение роли и значения частного права, прежде всего, гражданского
Формализация права, вызванная повышенным вниманием к процедурам, процессуальным аспектам правового регулирования.
Интернационализация российского права как частное проявление общей глобализации человечества. Цивилизация становится единым целым, международное право превращается в составную часть национальных правовых систем, нрастает тенденция к их унификации в общемировом масштабе.
Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.
В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.
К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.
Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.
К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.
Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.
Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.
Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).
Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.
Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.