Силы и напряжения в ремне
Окружная сила на шкивах, Н,
(8)
где -вращающий момент, Нм, на ведущем шкиве диаметром .
Из условия равновесия шкива при передаче вращающего момента имеем
, (9)
где и - силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня под нагрузкой. Так как геометрическая длина ремня от нагрузки не зависит, то можно записать равенство суммарных натяжений ветвей в нагруженной и ненагруженной передаче:
(10)
где - сила начального натяжения ремня.
Из равенств (9) и (10) следует
. (11)
Сила начального натяжения ремня обеспечивает передачу полезной нагрузки за счет сил трения между ремнем и шкивом. С ростом силы несущая способность ременной передачи возрастает, однако срок службы уменьшается.
Уравнения (11) не вскрывают способности передачи передавать нагрузку , т.е. тяговой способности передачи.
Соотношение сил натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня определяют по уравнению Эйлера
(12)
где - основание натурального логарифма; - коэффициент трения; - угол обхвата.
Из формулы (12) видно, что нагрузочная способность ременной передачи возрастает с увеличением и .
Нагрузочная способность ременной передачи понижается в результате действия центробежной силы , величина которой определяется по формуле:
= , (13)
где - плотность материала ремня; - площадь поперечного сечения ремня.
Предварительное напряжение в ремне равно
= . (14)
Полезное напряжение в ремне от окружной силы равно
. (15)
Напряжения и в ветвях ремня от рабочей нагрузки равны
= + ; = - . (16)
Напряжения в ремне от действия центробежной силы определяется по формуле:
= (17)
Кроме вышеуказанных напряжений в ремне при обхвате шкивов возникают напряжения изгиба ,которые определяются по формуле
(18)
где - модуль упругости; толщина ремня.
Суммарное максимальное напряжение в ведущей ветви в месте набегания ремня на малый шкив
(19)
Эпюра распределения напряжений по длине ремня показана на рис.3.
Рис.3. Эпюры напряжений в ремне