Способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения

Отчуждение — это превращение человеческой деятельности и ее про­дуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Для действительного отчуждения свойственно отчуждение: а) продукта труда от производителя; б) труда; в) государства от отдельных и групповых интере­сов, бюрократизация; г) человека от природы, экокризис; д) опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсонализация; е) от ценностей, норм, ролей, социальная дезорганизация; ж) отчуждение человека от чело­века, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение личности — ут­рата “Я”, апатия, неосмысленность существования и т. д. В религии находят выражение все эти моменты. Не она ответственна за отношения отчуждения в различных областях общественной жизни и межличном общении, а, наобо­рот, эти отношения обусловливают различные виды духовного освоения мира в отчужденных формах. Саморазорванность, самопротиворечивость мира соответствующим образом представлена в религии. В ней воспроизво­дится превращение собственных сил человека в чуждые ему силы, соверша­ется перестановка, принятие одного за друг происходит удвоение мира. Дру­гой, отличный от действительного мир населяется самостоятельными суще­ствами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отно­шениях с людьми и друг с другом. Религиозные персонажи и представления их взаимосвязях, репрезентируя действительное отчуждение человека в эко­номической, политической, государственной, правовой, нравственной и дру­гих областях, сами объективируются, проявляются в действительных взаи­моотношениях между людьми.

Существует мнение, согласно которому при рассмотрении религии сле­дует отказаться от понятия “отчуждение”, поскольку она есть не отчуждение, а “высшая референтная инстанция”. Однако подобная характеристика не ис­ключает мысли о том, что в религии находят выражение отношения отчуж­дения. Она потому и становится “референтной инстанцией”, что человек стремится освободиться от господствующих над ним чуждых сил. Об отчуж­дении “от жизни Божией” и необходимости “облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”, говорит апостол Па­вел в Послании к Ефесянам (4:18-24).

Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению от­ношений отчуждения — она в то же время выступает в качестве способа их преодоления. Потребность освобождения от власти чуждых сил ищет своего удовлетворения в идеях и ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасе­ния, преодоления отпадения от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает последствия действительного отчуждения перераспре­делением общественного продукта в пользу наименее зашищенных слоев общества, благотворительностью и милосердием, объединением разобщен­ных, индивидов в общине, развитием межличностного общения в религиоз­ной группе и т. д.