Способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения
Отчуждение — это превращение человеческой деятельности и ее продуктов, отношений и институтов в силы, господствующие над людьми. Для действительного отчуждения свойственно отчуждение: а) продукта труда от производителя; б) труда; в) государства от отдельных и групповых интересов, бюрократизация; г) человека от природы, экокризис; д) опосредование отношений людей отношениями вещей, деперсонализация; е) от ценностей, норм, ролей, социальная дезорганизация; ж) отчуждение человека от человека, изоляция и атомизация; з) внутреннее самоотчуждение личности — утрата “Я”, апатия, неосмысленность существования и т. д. В религии находят выражение все эти моменты. Не она ответственна за отношения отчуждения в различных областях общественной жизни и межличном общении, а, наоборот, эти отношения обусловливают различные виды духовного освоения мира в отчужденных формах. Саморазорванность, самопротиворечивость мира соответствующим образом представлена в религии. В ней воспроизводится превращение собственных сил человека в чуждые ему силы, совершается перестановка, принятие одного за друг происходит удвоение мира. Другой, отличный от действительного мир населяется самостоятельными существами, одаренными собственной жизнью, стоящими в определенных отношениях с людьми и друг с другом. Религиозные персонажи и представления их взаимосвязях, репрезентируя действительное отчуждение человека в экономической, политической, государственной, правовой, нравственной и других областях, сами объективируются, проявляются в действительных взаимоотношениях между людьми.
Существует мнение, согласно которому при рассмотрении религии следует отказаться от понятия “отчуждение”, поскольку она есть не отчуждение, а “высшая референтная инстанция”. Однако подобная характеристика не исключает мысли о том, что в религии находят выражение отношения отчуждения. Она потому и становится “референтной инстанцией”, что человек стремится освободиться от господствующих над ним чуждых сил. Об отчуждении “от жизни Божией” и необходимости “облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”, говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам (4:18-24).
Но освоение мира в религии не сводится только к воспроизведению отношений отчуждения — она в то же время выступает в качестве способа их преодоления. Потребность освобождения от власти чуждых сил ищет своего удовлетворения в идеях и ритуалах очищения, покаяния, оправдания, спасения, преодоления отпадения от Бога, обретения потерянного рая, утешения и пр. Религия смягчает последствия действительного отчуждения перераспределением общественного продукта в пользу наименее зашищенных слоев общества, благотворительностью и милосердием, объединением разобщенных, индивидов в общине, развитием межличностного общения в религиозной группе и т. д.