VII. Повышение активности катехизируемых

 

Катехизическое проповедование достигнет цели в том случае, если оно основано на личной вовлеченности каждого участника встречи. Это необходимое условие, отличающее катехизацию от преподавания религии. На уроках религии обсуждаются и анализируются вопросы, связанные со спасением, а на катехетических встречах их участник вступает на путь спасения. Бог адресует Свое учение человеку, который может его принять или отказаться от него. Этот личностный аспект Божественного Откровения находит свое отражение в катехизации. Слово Божие предлагает определенный образ жизни, отличный от других. Участник встречи должен осознавать как свободу, так и важность жизненного выбора.

 

Методы, повышающие активность катехизируемых, помогают им внутренне переживать проповедуемые истины, не позволяют равнодушно относиться к предложениям Бога. Безучастность катехизируемых - не только педагогическое поражение катехизатора, оно противоречит личностному аспекту Откровения. Дидактики обращают внимание на опасность пассивного отношения к процессу обучения. Знания, полученные пассивно, не становятся собственными внутренними убеждениями участников, не влияют на их развитие, не помогают в решении сложных ситуаций. С другой стороны, все чаще встречается пассивная позиция, позиция ожидания информации и поступков от катехизатора при минимальном участии самого катехизируемого. Пассивная позиция часто бывает результатом отсутствия информации или завышенных требований катехизатора, но может сформироваться и из-за робости и неверия в собственные силы, что связано со страхом быть униженным.

 

В дидактике внимание обращается на роль катехизатора, которая заключается в том, чтобы знания, которые он передает, становились собственными внутренними убеждениями катехизируемых. Это происходит в том случае, если они используют свой интеллект, приобретают новые навыки и опыт. При передаче словесной информации, не привлекающей участников занятий, они вынуждены заучивать материал, схемы мышления, определения, а затем механически их воспроизводить. С помощью методов, повышающих активность участников встречи, удается добиться эмоционального отношения к познаваемым истинам.

 

С помощью методов, предназначенных для работы в малых группах, в основном развивается взаимодействие самих участников, другие же методы вызывают соперничество. В процессе обучения оба эти типа могут появляться как спонтанно, так и организовываться катехизатором. Соперничество таит в себе некоторую опасность, так как может вызвать чувство неполноценности у более слабых участников, разрушительно повлияв этим на отношения в группе и рабочую атмосферу. Тем не менее, оно играет важную роль в пробуждении интереса к обучению. Соперничество между командами учит взаимодействию ради достижения общей цели и дает возможность испытать себя, удовлетворить потребность в соревновании. Существует также проблема "обостренного" соперничества, к чему должен быть готов каждый катехизатор.