IX. Дайте гигиеническую оценку следующей ситуации.
61. В 9 классе медицинский осмотр школьников проводился в мае. В результате осмотра выявлены 6 человек с различной степенью миопии, один ученик с нарушением слуха из-за хронического перфоративного отита и один с ревматическим артритом. При составлении схемы размещения за партами учеников на будущий учебный год предполагается всех школьников, имеющих нарушения зрения посадить за первые парты всех трех рядов. Учащийся с нарушением слуха имеет рост 172 см и будет сидеть за пятой партой третьего ряда у внутренней стены, там же школьник с ревматическим артритом.
1. Укажите время, когда необходимо проводить медосмотры школьников.
2. Правильно ли выбрано время проведения медосмотра?
3. Где должны сидеть школьники с пониженным зрением?
4. Предложите ваши рекомендации для рассаживания школьников с пониженным зрением.
5. Где должны сидеть школьники со сниженным слухом?
6. Правильно ли сидит школьник со сниженным слухом?
7. Укажите размер мебели для школьника со сниженным слухом и ее цветовую и буквенную маркировку.
8. Правильно ли сидит школьник с ревматическим артритом и почему?
62. Спортивный зал имеет длину 18 м и ширину 9 м, высота 5 м. Температура в зале поддерживается на уровне 20°С, влажность 70%, вентиляция обеспечивается 2-кратный обмен воздуха в час. СК равняется 1/7 – 1/8, КЕО – 1,2%, искусственная освещенность на полу 100 ЛК.
1. Дайте санитарно-гигиеническую оценку помещению спортивного зала (удовлетворительная или неудовлетворительная) и какими должны быть гигиенические нормативы по следующим показателям:
А) площадь;
Б) микроклимат;
В) вентиляция;
Г) освещенность естественная;
Д) освещенность искусственная.
63. Площадь класса 55 кв. м, глубина – 6,5 м, длина 8,4 м, высота 3 м. В классе занимается 35 человек. В классе установлено 18 парт, в 3 ряда по 6 парт в каждом в соответствии с ГОСТами и ростом учащихся, проходы между рядами парт составляют 0,5 м.
1. Рассчитайте площадь на 1 ученика (соответствует или не соответствует норме).
2. Какой должна быть оптимальная площадь класса и его наполняемость при этом.
3. Дайте оценку глубине класса:
А) превышает или не превышает гигиеническую норму;
Б) какое это имеет значение.
4. На сколько групп распределяется мебель в зависимости от роста учащихся и каков должен быть ростовой интервал между группами мебели.
5. Чему должны быть равны проходы между рядами парт.
64. Урок физического воспитания в 7 классе складывается из 3-х частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть включает ходьбу и перебежку – 5 мин. Основная – нормативные упражнения – 30 мин. Заключительная – учитель делает заключение по уроку – 5 мин. Занятия проходят 3 раза в неделю, два раза перед уроками математики и химии. Часто практикуется замена уроков физвоспитания другими предметами.
1. Дайте гигиеническую оценку организации уроков физвоспитания (отвечает или не отвечает гигиеническим требованиям):
А) какие части составляют урок, что включает каждая часть и ее продолжительность;
Б) предложите рекомендации по улучшению организации уроков физвоспитания;
В) можно ли ставить после уроков физвоспитания трудные предметы и почему.
65. Классная доска изготовлена из линолеума темно-коричневого цвета с гладкой матовой поверхностью, размером 3х1,2 м. Расстояние от доски до первой парты составляет 1,5 м, нижний край доски находится несколько ниже уровня парт. Естественный свет падает на доску с правой стороны.
1. Дайте гигиеническую оценку размещению доски в классе (отвечает или не отвечает гигиеническим требованиям).
2. Обоснуйте свое заключение по пунктам:
А) расстояние от первой парты до доски должно быть;
Б) нижний край доски должен находиться [ ] уровня парты на расстоянии [ ] см от пола;
В) с какой стороны должен падать естественный свет на доску;
Г) как можно улучшить освещение доски.
66. В 11 классе ежедневно занятия проходят с 8.30 до 14.00. Недельная учебная нагрузка составляет 38 часов. В расписании наиболее трудные занятия (математика, физика, география, химия, иностранные языки) ставят в первую половину недели понедельник – среда. В течение дня допускают сдвоенные уроки математики, химии. На первых уроках иногда ставят занятия в мастерских, домоводство, физкультуру.
1. Дайте гигиеническую оценку организации учебного процесса:
А) отвечает ли гигиеническим требованиям недельная учебная нагрузка в старших классах;
Б) чему должна быть равна недельная учебная нагрузка;
В) в какие дни недели лучше ставить наиболее трудные предметы и почему;
Г) какие предметы целесообразно ставить на первых уроках и почему;
Д) Сколько функциональных подъемов в суточном биоритме выделяют и в какие часы.