Какие наиболее значительные памятники культуры есть в нашем регионе?

 

Донской край богат замечательными памят­никами культуры. К одним из древнейших памят­ников относится древнегреческий город Танаис', самое северное поселение эллинов, самое большое после Пантикапея. Музеи Танаиса на его раскоп­ках создан в 1960 г. В нем экспонируются свиде­тельства развитых ремесел — ювелирные, кера­мические, литейные изделия. Но самое интересное — руины самого города, фундаменты домов и хо­зяйственных построек, части декора зданий и ос­татки башен, с которых жители Танаиса обозре­вали степной простор — не покажется ли враг? Варвары-степняки разрушили город в III веке.

Интереснейшим памятником казачьей культу­ры, а также петровского барокко является историко-заповедная часть города Старочеркасска, первой казачьей станицы на Дону. Здесь сохра­нились казачьи курени и атаманские каменные дома. Но исключительный интерес представляет собой Воскресенский войсковой собор. Он строил­ся по указанию Петра I так, чтобы его купола были видны туркам в Азове. Собор венчают де­вять глав, он не велик по размеру, однако среди станичной одно-двухэтажной постройки произво­дит монументальное впечатление. Воскресенский собор состоит из трех восьмигранных башен, по­ставленных по главной оси, и двух боковых, в пла­не он образует крест. Промежутки между башня­ми, несущими большие купола, заполнены еще четырьмя башенками и малыми куполами. Сдер­жанное наружное оформление собора указывает на его родство с деревянными храмами. Внутрен­нее же убранство поражает великолепием. Ико­ностас Воскресенского собора дает блистательный, уникальный образец раннего русского барокко. Многоярусное сооружение украшено обильно и изобретательно деревянной позолоченной резьбой, отчасти орнаментальной, отчасти изображающей растительные мотивы, в которых многие видят от­ражение донской флоры: листья и плети хмеля и винограда. Среди икон, написанных итальянски­ми мастерами, выделяется храмовая подписная икона Ефима Грека «Воскресение Христово». Ее колорит особенно насыщен, икона пронизана глу­боким религиозным чувством.

Хоры собора расписаны сценами из Ветхого и Нового заветов. Различие в стилистике частей рос­писи заставляет предположить, что над роспися­ми деревянной обшивки хоров работал не один мастер.

В 1806 г. столица казачества переносится в Новочеркасск. Но еще в 1805 г. там производится закладка нового войскового собора. Его строитель­ство будет полно драматизма и продолжится 100 лет. Храм строился в нововизантийском стиле. Его должен был венчать большой купол, но поспеш­ность и неточность в работе дважды приводили к тому, что купол обрушивался. Довести замысел до конца удалось архитектору А.А. Яшенко. Сегодня Новочеркасский Вознесенский кафедральный со­бор с куполом 17 м в диаметре не только главный архитектурный акцент города Новочеркасска, об­разующий центр ансамбля главной площади и цен­тральных улиц города, но и один из крупнейших храмов православного и христианского мира.

Проект храма за время его строительства ме­нялся. И если в результате нарушилась чистота византийского стиля, то зато приобретено светлое и радостное решение архитектурного убранства. Огромное здание украшено множеством проемов и окон, окна на барабане главного купола делают его легким и светлым. Колонны коринфского ордера делают фасад нарядным, праздничным. Ко­лоссальное здание в плане крестообразно. Пира­мидальная композиция и большая высота (74,6 м) также усиливают впечатление легкости и устрем­ленности к небу.

Внутреннее убранство собора торжественно, оно сдержанно по колориту, стенные росписи, за образец которых были взяты росписи киевского собора Святого Владимира, строги, но нарядны. Работы выполняло «Санкт-Петербургское обще­ство художников». Консультантом выступал ки­евский профессор, знаток византийского искусст­ва А.В. Прахов.