В чем своеобразие культурной эпохи Екатерины II?

 

Культура, как известно, — исторически опре­деленный уровень развития общества, выражен­ный в конкретных типах и формах жизнедеятельности людей, включающий в себя национальное, классовое, религиозное, историческое и социаль­ное содержание. В культуре как нигде наглядно отражаются все разнохарактерные процессы, про­исходящие в стране в тот или иной период. Осо­бенно наглядно это наблюдается в ходе изучения середины и второй половины XVIII века — «Золо­того века» дворянства.

Каковы же исторические условия становления культуры середины и второй половины XVIII века в России — века Екатерины II? Какие события и явления российской действительности нашли свое отражение в культуре эпохи Екатерины II? К пер­востепенным можно отнести: рост привилегий дво­рянства, пожалование им земель и крестьян, стрем­ление к пышности и богатству, войны России. Весь­ма существенными обстоятельствами общего ис­торического фона является также начавшееся раз­ложение феодализма и вызревание капиталисти­ческих отношений, сопровождающихся усилением эксплуатации крестьян и работных людей, что приводило к грозным народным выступлениям. Русское общество волновали такие проблемы, как организация власти, преодоление отсталости стра­ны, крестьянский вопрос.

В период, называемый «Золотым веком», в стране наблюдаются процессы, отражающие в культуре страны официальную идеологию «про­свещенного абсолютизма», пробуждение чувства гражданственности и нарастание протеста против самодержавия и крепостничества. В обновленной реформами Петра I России до конца 1761 года в стране правила дочь Петра Елизавета. После ее смерти на престол вступил ее племянник под име­нем Петра III. По настоянию Елизаветы он женился на выписанной из-за границы немке, прин­цессе Ангальтской, Софье-Августине-Фридерике, перекрещенной в Екатерину. За время своего бо­лее чем тридцатилетнего правления Екатерина II сделала для России очень много в самых различ­ных областях науки, образования, русского хозяй­ства, архитектуры, литературы и других направ­лениях. Центром просвещения в стране был Мос­ковский университет. Ему предстояло сыграть выдающуюся роль в развитии культуры страны, в истории ее общественно-политической мысли. В 1786 году в России впервые была создана госу­дарственная система народного образования: ма­лые народные училища в уездных городах, глав­ные училища в губернских городах. Естественно, что во главе всей этой просветительной работы стояла Екатерина II. Ею же были основаны два закрытых учебных заведения: для дворянок — Смольный институт, для мещанок — Екатеринин­ский. В годы правления Екатерины пусть медлен­но, но увеличивалось число грамотных людей, не­редко со специальным образованием, росла роль печатной продукции. К середине века в стране было уже 10 типографий и продолжала развивать­ся книгоиздательская деятельность.

В бытность Екатерины при ее поддержке бли­стали такие яркие таланты, как М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, С.П. Крашенинников, гениальный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин и другие.

Исторические условия развития культуры в годы правления Екатерины Великой нашли отра­жение во всех жанрах искусства, Екатерина вме­сте со своими современниками — королем Фрид­рихом II Прусским и императором австрийским Иосифом II — была выдающейся представительницей так называемого «просвещенного абсолю­тизма». В молодые годы она с жадностью читала произведения французских «просветителей» — Вольтера, Руссо, Дидро, Даламбера и считала себя их ученицей. Ее переписка с Вольтером продол­жалась до 1777 года; она вела переписку и с дру­гими европейскими философами.

Екатерина всякий раз проявляла дипломати­ческую ловкость и искусство в сношениях с евро­пейскими государствами. Во внутренних полити­ческих и организационных делах она обладала особым талантом — самым важным для самодер­жавного государя, а именно: умением находить и выбирать сотрудников.

Уже с первых лет царствования Екатериной был предпринят ряд важных мер по внутреннему управлению. В 1763-64 гг. была произведена секуляризация церковных и монастырских имений с населением около 1 миллиона душ мужского пола. Имения эти переданы были в управление «Колле­гии экономики». Для оживления и развития эко­номических сил страны в 1762-63 гг. Екатерина издала манифесты с призывом для поселения в России иностранцев, которым обещала покрови­тельство. Особенно много колонистов было при­влечено из Германии. Они получали для поселе­ния прекрасную черноземную степь в Поволжье. Важной вехой в земледелии было разведение кар­тофеля, выписанного в 1765 году из Ирландии. Для организации медицинской помощи по указу Ека­терины в 1763 году была учреждена медицинская коллегия. И это еще далеко не все. Екатерина за­думала и вскоре реализовала свою идею создать руководство государством в рамках строгих, вновь созданных законов. Екатерина задумала также дать стране новый законодательный кодекс, осно­ванный на старых обычаях и одновременно на принципах новой философии и науки, открытых современной ей эпохой Просвещения. С этой це­лью Екатерина принялась за составление проек­та «Наказа». В несколько урезанном ею же виде «Наказ» многие десятилетия служил руководством для законодательной комиссии, а в 1767 году был переведен на основные европейские языки.

Не обошла своим вниманием Екатерина Ве­ликая и архитектуру. Удивительные по своей кра­соте фасады Зимнего дворца, который Растрелли начал строить еще при Елизавете Петровне; Ека­терининский дворец; ансамбль Смольного монас­тыря; знаменитый дом Пашкова в Москве, пост­роенный архитектором В.И. Баженовым; подмос­ковное Кусково или Останкино Шереметьевых, Архангельское Юсуповых, здание Сената М. Ка­закова. Архитектура — каменная летопись эпохи и все основные стили XVIII века нашли свое отра­жение в период царствования Екатерины. В это же время в России исключительно прогрессивно развивались графика, живопись и скульптура, а школа русского портрета послужила основой пор­третной живописи во многих странах. Исключи­тельный прорыв в годы правления Екатерины произошел и в области литературы.