В чем своеобразие культуры Русского централизованного государства конина XV — начала XVI вв. ?
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Столицей мощной державы провозглашается Москва, а опорой «государя всей Руси» — поместное дворянство. Москва превращается в главный культурный центр России, становится оплотом русского православия, политическим, административным и культурным центром страны. «третьим Римом». Все более подчиняется интересам государства культура. В ней, как в зеркале, отражаются и идеи регламентации, которые, как правило, диктуются церковью. Церковь по существу превращается в крупнейшего феодала, в связи с чем возрастает роль монастырей в политической жизни страны (например, Троице-Сергиевская лавра). Монастыри нередко выступают как форпосты власти русских князей в присоединяемых ими землях (например. Соловецкий монастырь).
Официальная «родословная» московских князей — «Сказание о князьях Владимирских» — доказывает их родство с Октавианом Августом и первыми киевскими князьями. Новому положению России и ее монарха должна была соответствовать и его резиденция, поэтому особое внимание уделяется архитектурному ансамблю Кремля. Работы в Московском Кремле начались в 1485 году. Первыми постройками стали возведенные в этом же году крепостные стены. Успенский и Архангельский соборы, великокняжеский дворец, от которого до наших дней дошла лишь Грановитая палата. Своеобразие художественного решения Кремля заключалось в следующем: Кремль горделиво возвышался над деревянным городом. Его суровые крепостные стены подчеркивали неповторимую красоту обрамленных ими соборов и дворцов. Величественный кремлевский ансамбль олицетворял силу и мощь государства, внушал русскому человеку чувство гордости, уважения и восхищения Русской державой.
Достижения и своеобразие культуры на Руси в ХV-ХVI вв. были обусловлены следующими обстоятельствами. На фоне образования централизованного государства происходило объединение русских земель, постепенное закрепощение крестьян, усиление их эксплуатации и, наконец, рост национального самосознания народа. В то же время в стране шло накопление знаний, росли потребности в грамотных людях, появились первые книгопечатники (Георгий Скорина, Иван Федоров, Петр Мстиславец). И в хозяйстве страны, и в быту ее населения, и в культуре, соседствуя и противоборствуя со старым, настойчиво пробивало себе дорогу новое. Новое проявлялось и в мироощущениях людей, что находило отражение в их творчестве, выражалось в искусстве, особенно в архитектуре и живописи.
Вершиной древнерусской живописи явились шедевры Андрея Рублева — монаха Андрониева монастыря, жившего около 1370-1427 гг., т.е. в пору первых решительных побед над монголо-татарским воинством. Летом 1405 г. , как свидетельствуют письменные источники, Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца выполнили роспись Благовещенского собора Московского Кремля. Древнейшим из дошедших до нас русских так называемых высоких иконостасов является иконостас Благовещенского собора, над которым работал Рублев совместно с Даниилом Черным. В пределах иконографической схемы изображенная ими сцена Страшного суда составила совершенно новое художественное явление (Владимирский Успенский собор). Самым знаменитым произведением Рублева считается «Троица». Характерно то, что художественные идеалы рублевской эпохи нашли выражение и в прикладном искусстве — особенно в шитье и в мелкой пластике. Влияние великого искусства Рублева распространилось на культуру всей Руси и касалось всех областей художественного творчества.
Другим ярким художником своего времени (ум. между 1503-1508 гг.) был Дионисий. В отличие от Рублева Дионисий был мирянином и возглавлял большую артель. С именем Дионисия связывают фрески, выполненные по заказу для Пафнутьево-Боровского монастыря, две житийские иконы митрополитов Петра и Алексея (обе из Успенского собора Московского Кремля), роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Влияние искусства Дионисия сказалось на всем протяжении XVI века. Оно затронуло не только монументальную, но и станковую живопись, миниатюру, прикладное искусство и получило глубокое развитие в культуре последующего времени. Усложнились декоративность и многоречивость композиций. В искусстве стали обращаться к историческому жанру, чему способствовало составление летописных сводов. В монументальную и станковую живопись, в миниатюру и прикладное искусство вместе с легендарно-историческими сюжетами проникают жанровые элементы, реалии быта. Условные архитектурные фоны, так называемые эллинистические, сменяются архитектурой вполне реальной, русской.
От иконописцев и зодчих XVI века требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний. В это же время изменяется внешний облик икон. Появляются серебряные чеканные оклады. Лучшие мастера, объединенные в мирских и митрополичьих мастерских, работали также в области декоративно-прикладного искусства, скульптуре, резьбе по дереву. Ювелирной тонкости достигает мелкая пластика. Происходят изменения в шитье: вместо шелковых нитей используют металлические — золотые и серебряные. Умелые мастера изготовляют мелкую утварь, льют колокола, орудия. Самая большая из известных нам средневековых пушек — это стоящая ныне в Кремле Царь-пушка, отлитая в 1586 г. Андреем Чеховым.
Все большее внимание привлекает к себе народная архитектура — деревянное зодчество. Появляется первый тип храма. В облике крупных храмовых сооружений зодчие отражали возросшее сознание единства, проявлялась характерная для того времени переработка традиций местных школ, нарастание светских мотивов в храмовой архитектуре. В целом же, можно сделать вывод, что в абсолютном большинстве в памятниках духовной и материальной культуры начала ХV-ХVI вв. , как в зеркале, отразились многогранные процессы истории государства Российского.