Анализ рынка и описание наиболее важных факторов

Рынок долговых обязательств

Долговой рынок России представлен различными инструментами – от безрисковых до высоко рискованных. К первой категории относятся долги государства и наиболее надежных банков, ко второй – необеспеченные обязательства небольших компаний, в том числе их текущая задолженность перед поставщиками. Это те границы, в которых развиваются наиболее структурированные сегменты долгового рынка – облигационный и вексельный.

Рынок прав требования по денежным обязательствам можно разделить на два самостоятельных сегмента: рынок долгов населения и рынок корпоративных долгов. Первый сегмент является несколько более развитым, чем второй. Долги физических лиц, как правило, являются однотипными и реализуются целыми пулами. Прежде всего – это долги по банковским кредитам и по оплате услуг ЖКХ. Основными участниками данного сегмента рынка являются коллекторские агентства. Необходимо отметить, что если стоимость покупки коллекторами кредитных портфелей находится в достаточно узком диапазоне 1,5-3%, то расценки по взысканию корпоративных долгов характеризуются достаточно большим разбросом – 20-80%.

Доходность на рынке корпоративной задолженности также находится в большом диапазоне и связана не только с объемом работы, проводимой специалистами по взысканию, но и с различными рисками. Факторы риска, присущие данному бизнесу, могут быть различными и рассматриваются независимо в разрезе каждого кредитного портфеля. Тем не менее, основной перечень рисков, характерных как правило для любой сделки с просроченными денежными обязательствами и наиболее весомо влияющих на ее доходность, сводится к следующему диапазону: решения судебных органов, тип заемщика, финансовое состояние заемщика, наличие залога, наличие поручительства, тип задолженности, стабильность дохода заемщика, виды процентных ставок (условия договорных обязательств). Так, в 2008 году инвесторы ожидали от вложений в покупку долгов прибыли около 30–40% годовых, то сейчас их ожидания доходности превышают 60-80% годовых, однако доход инвесторы получают не ежегодно, они вкладывают деньги в этот бизнес на 5–7 лет.

Одну из основных функций на рынке корпоративных долгов играют факторнговые компании. Факторинг – это комплекс услуг по обслуживанию поставок клиента с отсрочкой платежа под уступку дебиторской задолженности. Факторинг включает в себя финансирование товарных кредитов, страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание. Привлекательность факторинга обусловлена тем, что он объединяет в себе сразу несколько функций: во-первых, финансирование оборотного капитала, во-вторых, инкассацию задолженности клиента, в-третьих, если это предусмотрено договором, факторинг берет на себя риск неплатежа, выступая, таким образом, в качестве страховщика финансовых рисков. Такой комплекс функций делает факторинг незаменимым механизмом для малых и средних предприятий, доступ которых к кредиту традиционно затруднен.

По оценкам крупнейшего в России международного рейтингового агентства «Эксперт РА» [32], темпы прироста рынка факторинга в 2014 году сократились более чем втрое, с 30 до 9%. Тем не менее активизация спроса со стороны малого и среднего бизнеса и рост объема факторинговых операций без выплаты финансирования позволили рынку превысить 2 трлн. рублей. В 2015 году основной упор Факторы сделают на качество портфеля, в связи с чем среди них обострится борьба за клиентов из торговых сегментов со стабильным спросом. В результате номинальные объемы рынка по базовому сценарию снизятся на 10-15%.

Объем денежных требований, уступленных Факторам в 2014 году, составил около 2,06 трлн. рублей, прибавив 9% по сравнению с результатами 2013 года. Положительную динамику рынку обеспечили результаты работы Факторов в 1 полугодии (+17,3%), в то время как за последние два квартала рынок практически не вырос по сравнению с аналогичными периодами прошлого года (темпы прироста в III и IV кварталах составили 3% и 2% соответственно). Негативное влияние на объемы рынка оказали снижение спроса со стороны крупного бизнеса и изменение Факторами подходов к оценке рисков. Поддержал динамику рынка сегмент малого и среднего бизнеса, объем сделок в котором вырос на 28% по сравнению с прошлым годом и составил, по оценкам «Эксперта РА» (RAEX), не менее 500 млрд. рублей.

Ухудшение платежной дисциплины дебиторов обеспечило опережающий рост объема факторинговых операций без выплаты финансирования. Столкнувшись с ростом стоимости факторинга и ослаблением платежной дисциплины контрагентов, крупные поставщики были вынуждены все чаще отказываться от получения финансирования, сохраняя при этом спрос на услуги Факторов по сбору платежей. В свою очередь, Факторы в условиях сжатия маржи также начали продвигать услуги по управлению дебиторской задолженностью более активно, рассчитывая таким образом увеличить долю доходов, в меньшей степени подверженных процентным рискам. В результате совокупный объем факторинговых операций без выплаты финансирования, который приходится на Факторов, предоставивших анкеты «Эксперту РА» (RAEX), вырос за год на 44%, до 214 млрд. рублей.

Основные тенденции 2015 года – усиление риск-менеджмента и обострение конкуренции за клиентов с устойчивым бизнесом. Развитие рынка факторинга в 2015 году будут определять повышенная стоимость заемных средств, падение потребительской активности населения и усиление проблем финансового характера у бизнеса. В зоне особого риска – компании, занятые в сферах строительства, торговли электроникой, бытовой техникой, автомобилями. Основным приоритетом Факторов в этих условиях станет ужесточение риск-менеджмента, что вынудит их сократить число универсальных предложений и чаще принимать решения индивидуально. Ожидается, что участники рынка с невысокими риск-аппетитами будут в основном бороться за клиентов, занятых в сегменте торговли товарами повседневного спроса, поскольку их кризис затронет в меньшей степени. Именно обслуживание таких предприятий поддержит объемы рынка.

По базовому сценарию «Эксперта РА» (RAEX), объем рынка факторинга в 2015 году сократится на 10-15%. Базовый сценарий развития рынка «Эксперта РА» (RAEX) предполагает среднегодовую цену на нефть порядка 50 долларов США за баррель и уровень инфляции 15-17%. Реализация этих предпосылок приведет к падению объемов рынка по итогам года на 10-15%. В случае реализации оптимистичного сценария рынок по итогам 2015 года покажет динамику, близкую к нулю. Пессимистичный сценарий предполагает, что сокращение оборота рынка может достигнуть 40%. Поддержат рынок ожидаемая активизация работы ООО «Сбербанк факторинг» и сделки с предприятиями малого и среднего бизнеса, спрос на факторинг со стороны которого будет оставаться повышенным на протяжении всего 2015 года. Номинальному росту объемов рынка поспособствует повышенная инфляция. Все три сценария предполагают сохранение геополитической напряженности, сокращение реального ВВП и ухудшение показателей внутреннего и внешнего торгового оборота.

return false">ссылка скрыта

Рис. 2.2.1. Объем рынка факторинга

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (RAEX) провело исследование рынка факторинга за 2014 год. Состав тройки лидеров рынка по сравнению с итогами первого полугодия 2014 года не претерпел изменений: в нее вошли ВТБ Факторинг, Промсвязьбанк и Альфа-Банк. Показатели ведущих факторинговых компаний России по итогам 2014 года представлены в таблице:

Показатели крупнейших факторинговых компаний РФ

Место Фактора по итогам 2014 года Место Фактора по итогам 2013 года Наименование Фактора Объем уступленных денежных требований в 2014 году, млн. рублей Темпы прироста объема уступленных требований в 2014 году по сравнению с 2013 годом, % Объем портфеля Фактора на 01.01.2015, млн. рублей
ООО ВТБ Факторинг (http://www.vtbf.ru) 436 334,1 -3,8 88 116,2
ПАО «Промсвязьбанк» (http://www.psbank.ru) 427 269,0 26,6 54 755,4
АО «АЛЬФА-БАНК» (http://www.alfabank.ru) 205 656,5 -10,8 25 476,4

Сегмент малого и среднего бизнеса (МСБ)

По данным Ассоциации факторинговых компаний [31], оборот российского факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса по итогам 2014 года составил около 401 млрд. рублей. Ассоциация факторинговых компаний (АФК) в ходе сбора статистических показателей деятельности российских Факторов по итогам 2014 года провела отдельное исследование развития факторинга в секторе малого и среднего бизнеса. На вопросы анкеты относительно сегмента МСБ из 32 организаций, принявших участие в статистическом проекте АФК, ответили 19, из них 10 – банки, 7 – факторинговые компании, 2 – группы, объединяющие банк и компанию. В совокупности эти организации формируют 80% публичного оборота рынка. Согласно полученным данным их анкет, по итогам 2014 года оборот российского факторинга в сегменте малого и среднего бизнеса составил 401147 млн. рублей.

Рис. 2.2.2. Динамика оборота рынка факторинга в сегменте МСБ

Рынок факторинга в сегменте МСБ вырос на 33% по сравнению с 2013 годом. В 2014 г. оборот российского факторинга в сегменте МСБ увеличился на 99,8 млрд. рублей по сравнению с 2013 годом, что соответствует росту на 33% - вчетверо больше, чем по рынку в целом (+8%). Поквартальная динамика факторинга в сегменте МСБ в 2014 году показывает идентичный рост оборотов во втором и четвертом кварталах (в пределах 120 млрд. рублей) и спокойствие в первом и третьем кварталах (около 80 млрд. рублей).

Совокупный оборот российского факторинга в 2014 году составил 2,06 трлн. рублей, доля сегмента МСБ в этом обороте, по данным анкет Факторов, составила 20%. Совокупный факторинговый портфель сегмента МСБ на 31.12.2014 г. составил 68 млрд. рублей. По сравнению с 31.12.2013 совокупный портфель рынка по итогам 2014 года увеличился на 32%. Показатели портфеля по итогам года идентичны полученным по итогам первого полугодия, включая динамику к 2013 году. На динамике портфелей в сегменте МСБ отразился рост средней оборачиваемости по портфелю рынка в целом: за год она выросла с 62 до 78 дней. Если в 2013 году минимальные и максимальные показатели оборачиваемости участников анкетирования составляли 32 и 103 дня соответственно, то по итогам 2014 года те же показатели составляют 44 и 149 дней. Тенденция может указывать как на стремление факторов к получению максимального дохода, так и на накопление проблемных активов в портфелях. Неторговый сектор растет в портфелях. По сравнению с 2013 годом распределение долей торгового, неторгового сектора и реверсивного факторинга с МСП-дебиторами в обороте сегмента осталось неизменным: 61, 39 и 2 процента соответственно. В совокупном портфеле сегменте доля неторгового сектора за 12 месяцев, напротив, выросла на 13 процентных пунктов до 56%. В сочетании с ростом оборачиваемости по портфелям рынка в целом, данная тенденция может являться последствием отраслевых ограничений фондирования, введенных ОАО «МСП Банк».

Портфель факторинговых операций в секторе МСБ на 31.12.2014

Название организации Портфель в сегменте МСБ на 31.12.2014, млн. руб. МСБ в совокупном портфеле, % Средняя задолженность на клиента, млн. руб. Средняя оборачиваемость по портфелю, дней
ВТБ Факторинг 19 350,61 22% 100,26 67
Альфа-Банк 9 076,27 36% 25,78 57
Промсвязьбанк 8 503,39 15% 9,14 54
ФК "Лайф" 6 754,30 100% 2,76 63
ЮниКредит Банк 3 888,79 30% 62,72 86
Металлинвестбанк 3 647,92 80% 6,33 67
ГК НФК 3 490,00 26% 14,60 63
МКБ 3 471,57 40% 46,91 80
Банк "Петрокоммерц" 2 623,00 13% 32,79 66
ФКРОСТ 2 223,00 100% н.д. 72
ФК Санкт-Петербург 2 031,00 68% 36,93 98
ТрансКапиталБанк 1 013,98 19% 14,08 149
ГПБ - факторинг 875,70 4% 31,28 70
СДМ-Банк 348,60 49% 8,72 44
ГЛОБЭКСБАНК 266,86 9% н.д. 71
ФК КЛЕВЕР 187,52 13% 4,57 106
Центр-Лизинг 53,56 100% 53,56 80
СИБСОЦБАНК 51,40 71% 12,85 83
Ижкомбанк 14,94 100% 14,94 104
Среднее значение 67 872,41 47% 28,13 78
Доля сектора в портфеле рынка 22% 25% Малый и микро бизнес Средний бизнес

Согласно данным, полученным от 19 Факторов, в 2014 году услугами факторинга воспользовались свыше 5200 малых и средних компаний и индивидуальных предпринимателей, что составляет 58% от совокупной клиентской базы рынка (9 тыс. компаний). В сегменте малого и микро-бизнеса на одного клиента в год приходится от 11 до 95 млн. рублей оборота, в сегменте среднего бизнеса – до 400 млн. рублей. В портфелях факторов на 31.12.2014 задолженность клиента, представляющего микро- и малый бизнес находится в диапазоне от 2 до 15 млн. рублей, средний бизнес – до 100 млн. рублей.

Региональная структура портфелей факторов в сегменте МСБ повторяет общерыночную. По итогам 2014 года также впервые определена региональная диверсификация портфелей и клиентской базы Факторов в сегменте МСБ. На долю клиентов московских офисов факторов приходится 58% портфеля и 43% клиентской базы. Очевидно, что наличие офисов Факторов в регионах является определяющим критерием для роста клиентской базы сегмента МСБ. Так, существенную долю портфеля в сегменте занимают Центральный (11%), Приволжский (8%) и Южный (5%) федеральный округа, а также Санкт-Петербург (7%), в клиентской базе сегмента лидируют Приволжский (11%), Уральский (9%), Центральный (9%), Сибирский (8%) федеральные округа и Санкт-Петербург (10%). Лидерами на региональных рынках по размеру портфеля являются ВТБ Факторинг (Москва и Санкт-Петербург), Промсвязьбанк (Приволжский, Уральский, Сибирский ФО), ЮниКредит Банк (Северо-Кавказский, Дальневосточный ФО), Альфа-Банк лидирует в Северо-западном, Банк Петрокоммерц - в Южном, факторинговая компания Санкт-Петербург - в Центральном федеральном округе.

Рис. 2.2.3. Структура портфеля сегмента МСБ в регионах, 2014 г.

Несмотря на то, что в условиях экономической неопределенности начала года прогнозы относительно его итогов предоставили только восемь респондентов, можно сделать вывод о том, что рынок факторинга в сегменте МСБ продолжит рост, но более сдержанными темпами. В то время как оборот рынка в целом, согласно консенсус-прогнозу Факторов, в 2015 году снизится на 17% до 1,7 трлн. рублей, в сегменте МСБ Факторы, напротив, ожидают рост в среднем на 12% до 450 млрд. рублей по итогам года, что приведет к увеличению доли операций с клиентами МСБ до 26% совокупного оборота рынка. Прогноз роста портфеля на 31.12.2014 плюс 9%, до 74 млрд. рублей.

Зависимость динамики рынка факторинга в сегменте МСБ от государственной политики продолжит увеличиваться в 2015 году. В условиях кризиса сочетание дефицитной и дорогой ликвидности с высоким спросом на услугу на фоне стагнации спроса со стороны крупных клиентов и роста рисков, заставляет Факторов развивать операции в сегменте МСБ, реализуя стратегию «высокий риск на малых оборотах». Поддержку спросу на факторинг в сегменте в 2015 году Факторы ожидают не только от институтов развития, входящих в группу Внешэкономбанка. Доступ субъектов МСП к факторингу становится одним из элементов антикризисных программ, разрабатываемых регионами с начала текущего года. Реализация этих элементов на практике способна оказать поддержку спросу на факторинг уже во втором полугодии. Кроме того, с 1 июля 2015 года вступит в силу Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352, определяющее доступ МСП к закупкам госкомпаний и инфраструктурных монополий, исчисляемым триллионами рублей ежегодно. В начале 2015 года Факторам предстоит предпринять дополнительные усилия в диалоге с дебиторами-госкомпаниями, чтобы уже во втором полугодии обеспечить факторинговое обслуживание исполнителей и подрядчиков таких заказов из сегмента МСБ.

Рис. 2.2.4. Прогноз динамики рынка факторинга в сегменте МСБ в 2015 г.

Выводы

Анонсируя на сайтах свои тарифы, коллекторские агентства и факторинговые компании либо не публикуют расценки на свои услуги по понятным причинам, либо стараются указать по возможности более широкий ценовой диапазон. Связано это с пониманием того, что каждый случай по большому счету является уникальным, и без подробнейшего ознакомления с условиями возникновения задолженности и с самим должником определить срок, трудоемкость, риски и саму вероятность взыскания практически невозможно.

На сегодняшний день официальная статистика об отношении первоначальной цены продажи долгов к их балансовой стоимости отсутствует. По неподтвержденным данным различных информационно-аналитических агентств, основная масса долгов выставляется на продажу в диапазоне от 15% до 30%. Причем цены реальных сделок могут отличаться от первоначальных, как правило, в сторону уменьшения. Анализируя ретроспективную информацию по данному вопросу необходимо отметить, что аналогичная картина наблюдалась и ранее. В 2006г. исследователями В.Л. Нечаевым и Н.В. Раковой были проанализированы несколько десятков предложений о продаже корпоративных долгов, опубликованные в период с 2001г. по 2005г. [13]. В результате был сделан вывод о том, что распределение относительного уровня цен (в % к номинальной величине долга) имеет левостороннюю ассиметрию, причем модальный интервал уровня цен находится в границах от 15% до 30%.

В денежном выражении основная часть долгового рынка России представлена организованным рынком обязательств, оформленных в виде ценных бумаг – облигаций, векселей, депозитных сертификатов. Данные бумаги целенаправленно эмитируются для привлечения заемного финансирования. Доходность данных бумаг напрямую зависит от уровня надежности и ликвидности долгового обязательства.

Объем рынка корпоративных прав требования плохо поддается оценке. Рынок прав требования по неисполненным денежным обязательствам находится в России на ранней стадии своего развития. Базу предложений на продажу и покупку долгов ведут всего несколько специализированных интернет-порталов. Как правило, публикуемые там предложения не систематизированы и не содержат подробных условий сделки. Информация по реальным заключенным сделкам аналогичных долгов отсутствует полностью. Доходность на рынке корпоративной задолженности высокая и не может не сопровождаться значительными рисками потери вложенных средств, т. е. большой вероятностью невозврата. Первоначальная цена выставляемых на продажу долговых обязательств составляет 5-60% от номинальной (балансовой) стоимости.

Данные о продаже/покупке аналогичных прав требования по неисполненным денежным обязательствам юридических лиц, зарегистрированных на территории Республики Коми оценщиком также не выявлены.