Какие изменения могут произойти в содержании мировоззрения XXI века под влиянием постмодерна?
Поколебав доверие к законодательному разуму, отказавшись от его услуг, постмодерн убрал тем самым все преграды для проникновения в интеллектуальную сферу мистики, иррационализма, эзотеризма и т.д. Конец XX столетия характеризуется невиданным прежде интеллектуальным плюрализмом, когда все дозволено и все оправдано, но по постмодернистским меркам.
Постмодерн переосмыслил факт «смерти Бога» в культуре, приписав ему позитивный смысл, который состоит в том, что теперь перед каждым человеком открылся горизонт более свободного чувства божественного бытия, не скованного догматами и иными традициями ведущих мировых религий, и прежде всего христианства. Происходящие в религиозном сознании человечества трансформации приветствуются как начало прорыва к новым типам и формам религиозного мировосприятия, свободным от диктата традиционных религий.
Постмодернистские веяния проникли в святая святых рационализма — науку. Она расширила арсенал средств понимания мира, признала силу и мудрость за архаическими и мистическими представлениями о природе. Современная теория познания засомневалась в существовании одной-единственной истины, признала, что ни один из интеллектуальных подходов в отдельности не в состоянии выразить содержание мира, сложность и многозначность которого порождают неопределенность в знании. Если такого рода тенденции сохранятся, то мировоззрение XXI века сместится в сторону признания неизбежности большой неопределенности в научном познании, а также более четкого и жесткого очерчивания эпистемоло-гических и гносеологических границ возможности познания. Уже сейчас признается, что в пространство научного знания следует впустить, помимо социально-культурного контекста (научная парадигма, мировоззренческие установки, категории культуры и т.д.), еще и другие, менее строгие и определенные факторы, такие как страсть, веру, надежду, волю, воображение и т.д. Намечается устойчивая тенденция к расширению эпистемологической и методологической свободы ученого, что, несомненно, предвещает появление нового образа науки. Можно с уверенностью сказать, что в сфере интеллектуально-познавательной деятельности намечается поворот к сближению науки с религией, ослаблению противоположностей между субъектом и объектом, духом и материей, уменьшению агрессивности исследователя в отношении к природе, примирению сознательного и бессознательного, рассудка и души.
В конце XX века общественное сознание характеризуется сложностью и многоплановостью. В нем на равных уживается наука, мифология, герметизм, мистериальные религии, воззрения Востока (буддизм и индуизм), гностицизм, архаика и т.д. По сути в культуру конца XX века вернулись все древнейшие формы сознания, начиная с языческих. К чему это может привести? С одной стороны, ситуация мировоззренческого плюрализма активизирует свободу индивидуального начала в человеке, которому теперь как бы разрешено совмещать в своем опыте и мышлении научность и мистику, рациональность и мифологичность. Это, бесспорно, дает человеку возможность быть более восприимчивым ко всему новому, расширяет горизонт для продуктивного творчества. Но, с другой стороны, безбрежный плюрализм делает культуру неустойчивой, неравновесной, хрупкой, создает в ней опасные напряжения, могущие опрокинуть ее в хаос несовместимых друг с другом интерпретации мира, что грозит наступлением эпохи всеобщего разобщения и взаимного непонимания. Ситуация, когда «все в разладе со всем», когда сосуществуют разнородные, противоречивые культурные и мировоззренческие установки и способы отношения к миру и обществу, может разрешиться двумя способами: или культура не сумеет выбраться из хаоса и неопределенности, что чревато ее гибелью, апокалипсисом, или произойдет синтез языческого, архаического, мистического, научного и т.д. мировоззрений, что обеспечит переход к какому-то новому культурному порядку и мировоззрению, означающему смену культурной парадигмы.