Какова новоевропейская культурная парадигма?
Европейская культура Нового времени охватывает ХУ11-Х1Х века. Она базируется на буржуазном способе производства, имеет общие духовные ориентиры и потому образует единое целое. Вместе в тем каждый век имеет свое историческое лицо, свою специфику. XVII век — это век «революционной критики» феодализма в Нидерландах и Англии и рационалистической критики схоластики во Франции и других странах. XVIII век — век Просвещения и проверки его идеалов практикой Великой Французской и Американской революций. XIX век — «полнота времен», эпоха расцвета буржуазной культуры, и вместе с тем — эпоха начала ее кризиса — через обнаружение тупиков рационализма в его крайнем выражении — техницизме.
На каждом этапе социокультурного развития человечество озабочено решением ряда коренных мировоззренческих вопросов. Ответы на них составляют ядро, суть любой культуры.
— Как существует мир, в котором мы живем?
— Каково место человека в этом мире?
— В чем ценность науки?
— Как велики сила и бессилие человека?
— Возможен ли прогресс? (Ю. Бохеньский)
Нововременная культурная парадигма такова: мир существует как природа, как личность-субъект и как культура. Место человека в мире является центральным: «На первом плане здесь выступает индивидуум, субъект и его власть, его самочувствие, его порождение всего объективного. Субъект стоит над объектом, человек объявлен царем природы» (А.В. Лосев). Как царь природы человек абсолютно уверен в своих силах, тем более, что наука является надежным ему помощником, возможности которого неисчерпаемы. Столь завышенные оптимистические ожидания питают непоколебимую веру в неизбежность постоянного общественного прогресса.
Итак, нововременная культура рационалистична и антропоцентрична; для нее характерны гуманизм, сциентизм, телеологизм в понимании прогресса, и кроме того — европоцентризм, поскольку основные духовные ориентиры почерпнуты из европейского менталитета.
Начальная стадия буржуазного общества — это XVII век. В средневековой культуре мир отделялся от Бога и взаимодействие между ними шло как бы через человека: ведь мир был создан Богом для человека — венца мироздания, подобия Бога. Эпоха Возрождения сблизила крайние точки, попыталась растворить Бога в мире, природе (пантеизм), а мир — в человеке (микрокосмизм). Линия размежевания стала проходить между человеком и миром. Появляется новый посредник — мир человеческой деятельности, мир культуры. Но в XVII веке роль Бога в картине мироздания остается все еще весьма существенной: ведь если природа представляет собой огромный «космический механизм», подобный часовому, то он с необходимостью должен иметь своего сверхприродного и сверхмудрого мастера, однажды создавшего и заведшего его. Поэтому не случайно многие естествоиспытатели обращаются к идее Бога. Так, Декарт отводил Богу роль создателя материи, сообщившего ей первотолчок. Ньютон видел источник гармонии во Вселенной, в намерениях и власти «могущественного и премудрого существа» и т.д.
Человек — не Бог, и создать мир в шесть дней он не может. Он не в состоянии даже адекватно познать божественный механизм творения. Но человек при помощи своего разума может объяснить природу вещей.
Итак, в лице философов и естествоиспытателей буржуазия вступила в борьбу со старым феодальным мировоззрением. Лозунгом старого мира был Бог, лозунгом нового мира стал человеческий Разум. Рационализм становится доминантой культуры, наука — главное орудие разума — обретает мировоззренческий статус, познание — социальную ориентацию. Сделанный из одной протяженности мир Декарта превратил вещи в бесстрастные механизмы. Это был сухой, прямолинейный, нетерпимый, лишенный жизненных красок мир количеств и энергии. Неуютный для жизни, этот мир подымающейся буржуазии не мог быть иным, поскольку предназначался для борьбы со старым божественным миром феодализма.
Количественные характеристики сменяются качественными в XVIII веке. Наследуя основные черты культуры предшествующего столетия, XVIII век привносит в нее ряд новых моментов, иначе расставляет акценты. Так, хотя природа по-прежнему рассматривается как совокупность вещей, энергий, сущностей и закономерностей, существующих до вмешательства человека, понимание ее как первопричины все чаще окрашивается в ценностные тона. «Естественный человек», «естественные законы», «естественный разум», «естественное состояние» и т.д. выступают как синонимы истинного, добродетельного и прекрасного. Природа-мать воздвигнута на пьедестал, на котором вполне могло быть начертано «Свята и непорочна». Качественные характеристики в культуре Просвещения берут верх над лишенным качества миром протяженности Р. Декарта.
Место человека в картине мироздания также меняется. С одной стороны, он все чаще рассматривается как часть природы, как «продукт природы, подобно прочим существам» (Гольбах). С другой стороны, осознав свое сходство с миром природы, человек обнаруживает и свое отличие от него. Социальные, гражданские, моральные характеристики культурного облика человека выдвигаются на передний план, также как и личностные качества субъекта, развивающегося на основе собственных дарований и инициативы. Человек осознает себя господином своей судьбы, присваивает себе функции творца, убеждается в ненужности «гипотезы бога» (Лаплас).
Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает . культура, ее мир. Здесь особое место принадлежит государству, системам законов, промышленности, науке, морали и системам воспитания, искусству. И хотя порой результаты человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом идеология XVIII в. оптимистична. В ней доминирует убеждение, что появление общества и культуры — благоприятный фактор для человечества. В понимании конечной цели общественного прогресса культура Просвещения дает широкую палитру мнений. Но моментом, объединяющим мыслителей различных направлении, является вера в поступательный характер общественного развития по законам Разума и Природы.
Культура XIX века пытается удержаться в рамках нововременной культурной парадигмы. Однако новизна исторической и духовной ситуации потребовала новых подходов к решению старых проблем.
Характерное для Нового времени понимание природы-первотворца, природы-матери уступает место пониманию природы как всеобщей мастерской, универсальной кладовой, неисчерпаемого источника материалов и энергий. Базаровская формула — «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней — работник» — как нельзя лучше передает дух деловитого и работящего XIX века. Даже более глубокое проникновение в тайны природы не способствует большей близости с ней, а напротив, превращает последнюю в нечто чуждое, далекое, допускающее лишь деловой, технический подход.
К столь же противоречивым-результатам приводит стремление человека постичь тайны собственной природы. XIX век окончательно лишает человека статуса «венца мироздания», «меры всех вещей». Человек все чаще предстает как «электронно-протоновый агрегат», «комбинация физико-химических элементов», «животное, находящееся в близком родстве с обезьяной», «рефлексирующий агрегат», наконец, Хомо фабер, производящий различные орудия труда (П. Сорокин).
«Негуманный человек» и «неестественная природа» — так определил Р. Гвардинн суть изменений, произведенных в культуре XIX веком.
Между природой и человеком Новое время поставило мир культуры, противопоставив его Богу и божественному творению. Какое же бытие сотворил для себя человек в XIX веке? Как сам человек подобен механизму, так и мир его подобен гигантской фабрике, универсальному машинному производству, которое нуждается не в саморазвивающихся творческих личностях, а в винтиках и приводных ремнях. И вот уже сам человек — творец культуры — измерен средней производительностью труда. Вот целесообразность, схематизм, стандартизация, так необходимые для функционирования машины, уже пронизывают все стороны жизни: выравнивают, усредняют, нивелируют; выравниваются доходы, все равны в правах, невиданных успехов добивается эмансипация, стандартизируется этос общения, вкусы, мода, наступает эпоха массовой культуры, культуры без индивидуальности, культуры без души.
Но возможно ли говорить тогда о прогрессе культуры? XIX век твердо, как и его предшественники, верит в прогресс, связывая с чисто геометрическим вектором «вперед», уверенность в «больше» и «лучше» (Й. Хейзинга). Однако в XIX веке техническое развитие начинает неправомерно отождествляться с прогрессом культуры в целом, что приводит к переоценке роли экономического фактора в общественном сознании. Между тем складывается такая ситуация, что в результате технического прогресса может погибнуть культура.
Прогресс, угрожающий смертью культуре, цивилизация и техника, несущие ей смерть, — со всей остротой эта проблема была поставлена XIX веком. И что такая постановка вопроса имела под собой весьма серьезные основания, подтвердил не только опыт грядущих десятилетий, но и ближайшее будущее — август 1914 — начало новой эпохи «переоценки ценностей».