Каковы основные достижения культуры Древнего Китая?
К середине I тысячелетия до н. э. в результате междоусобных войн из множества царств, существовавших ранее на территории Китая, оставалось не более десяти. Самыми могущественными были царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Источники называют их как «семь сильнейших». В период с 481 по 221 гг. до н. э. (период Чжаньго) создались предпосылки для образования огромной древнекитайской империи — от пустыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на юге, от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Сложившаяся в конце III в. до н. э. империя просуществовала вплоть до конца II в. н. э. К тому времени изменения общественно-политических отношений привели ее к кризису и крушению.
Культура этого периода ярко отражает особенности разных сторон жизни Китая. Потребности земледелия способствовали раннему возникновению астрономических знаний. Китайские астрономы умели вычислять время зимнего и летнего солнцестояния, солнечных и лунных затмений. В период Чжаньго в Китае получил распространение лунно-солнечный календарь. Правильность многих астрономических наблюдений подтверждена современной астрономией. Так, совершенно точно китайскими учеными было отмечено каждое появление кометы Галлея, первое упоминание о которой относится к осени 613 г. до н. э. В IV в. до н. э. ученым Ши Шэнем был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. Необходимость создания ирригационных сооружений привела к развитию практических математических знаний и, в частности, геометрии.
Источники дают сведения о развитии знаний по анатомии и медицине в период Чжаньго. Древнейшие натурфилософские трактаты свидетельствуют о поисках китайскими учеными неких первоэлементов вещей. Таковыми им представлялись: вода, огонь, дерево, металл и земля. Натурфилософия древних китайцев нашла отражение в главе «Хунь фань» («Великий план») «Цу цзиня» («Книги истории») и в «И-Цзине» («Книге перемен»). Дата создания этих произведений — предположительно XI-VII вв. до н. э. или, по некоторым новым исследованиям, относится к более позднему времени.
V-II вв. до н. э. являются периодом интенсивного развития философского мышления. К нему относится зарождение основных школ китайской философии: даосизма и конфуцианства. Основоположником даосизма является Лао-цзы (VI в. до н. э.). Его учение было изложено впоследствии в «Дао дэ цзине» (не ранее IV-111 вв. до н. э.). Все вещи состоят из мельчайших частиц. Основной философской категорией является дао, означающее «путь», «закон». Мир подчинен дао. Дао — источник всего существующего. Второй важнейшей категорией является дэ, которое выступает как обнаружение дао. Благодаря ему дао, само по себе непознаваемое, появляется в мире вещей и явлений и, в частности, в человеке. Оба эти понятия составляют основу мира, оба следуют «естественности».
Другим широко распространенным учением было конфуцианство, основанное Конфуцием (551-478 гг. до н. э.). Он собрал большой исторический материал, пересказал ряд древнейших документов. В конфуцианстве воскрешаются и переосмысливаются древние взгляды о бесформенном хаосе, из которого выделились «чистые частицы», образовавшие небо, и «мутные», образовавшие землю. Небо — божественное существо, управляющее земной жизнью. Конфуций доказывал, что поведение людей должно определяться их положением в обществе, защищал принцип нравственного совершенствования, проповедовал идеи гуманизма, уважение к себе и другим, почитание старших, показывал необходимость подчинения закону. Наряду с Лао-Цзы и Конфуцием в истории китайской философии остались Мо-Цзы (469-381 гг. до н. э.), Ян чжу (ок. 395-335 гг. до н. э.) Ван Чун (27-104 гг. до н. э.).
К бесспорным достижениям древнекитайской культуры можно отнести творчество поэта Цюй Юаня (340-278 гг. до н. э.). Эти произведения свидетельствуют о том, что ко времени его деятельности произошел переход от устного песенно-поэтического творчества к литературной поэзии, имеющей индивидуального автора. Основные произведения: «Девять напевов», «Призыв души», «Вопрошаю небо», «Жаль мне минувших дней». Прозаическая литература этого периода представлена в основном мифами, легендами и сказками.