Каковы основные символы культуры Древнем» Египта?
Древний Египет — один из самых древних и высоких очагов человеческой культуры, возникший в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: Додинастический период (5-4 тысячелетия до н. э.), Ранее царство (ок. 3000-2000 г. до н. э.), Древнее царство (28-23вв. до н. э.), Среднее царство (21-18 вв. до н. э.), Новое царство (16-11 вв. до н. э.). Поздний период (11-4 вв. до н. э.).
Сакральный (священный) характер древнеегипетской культуры проявляется в ее глубочайшей символичности. Основные символы: Сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх.
Сфинск, как олицетворение тайной премудрости, — универсальный символ цивилизации Древнего Египта. Представая в облике фантастического существа с человеческой головой на теле льва, он раскрывает загадку сущности человека, которая мыслилась египтянами как сочетание духовного и природного естества, мыслительной и физической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых бога Ра и царством мертвых бога Осириса, он указывает: человеческая жизнь — это кратковременный промежуток между двумя несоразмерными пространствами — прошедшего и будущего. Имя Сфинкса в переводе с древнеегипетского означает «Хор на горизонте». Хором называли обожествляемого царя, а небосклоном — место, где он сливается после смерти с богом солнца Ра. Таким образом. Сфинкс выступает олицетворением фараона, именуемого «сыном Ра», «великим», «благим» богом. В Древнем Египте фараоны считались потомками и наместниками богов, призванными устанавливать божественный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Правитель обладал беспредельной властью над подданными, так как люди — это «стадо бога», «подобия, вышедшие из его плоти». Вселенная, согласно представлениям египтян, была создана богом солнца, родившимся из бутона голубого лотоса, символа жизни, возникшего в предвечном водном хаосе. Из уст Ра вышли первые боги, а из его слез появились люди. Все в мироздании находится в гармоний и строится по принципу иерархии. Человек не в праве нарушать установленные богами и фараонами законы, а должен повиноваться им. В одном из древнейших поучений — «Премудрость Птахотепа» сказано: «Велика справедливость, и превосходство ее непоколебимо. Неизменна она со времен Осириса, и карают преступающего законы». Жизнь — это вечная борьба света и мрака, добра и зла, подобно той битве, которую ежедневно ведет бог Ра со страшным змеем Апопом, когда ночью на своей ладье проплывает в Подземном мире.
Для древних египтян явления и силы как органической, так и неорганической природы казались воплощением или обителью разнообразных духов, богов и богинь. Фетишизм, обожествление растений и особенно зооморфизм (культ животных) — характернейшие особенности их религии. Почти каждое божество представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так, бога воды и разлива Нила Себека почитали в виде крокодила, богиню радости и веселья Баст — в виде кошки, бога мудрости Тота — в виде ибиса. На более позднем этапе развития религиозных воззрений наблюдается антропоморфизация божеств, то есть наделение их человеческими качествами. При этом старые представления не исчезли, а стали сочетаться с новыми. Баст изображалась в облике женщины с кошачьей головой, Тот — в виде мужчины с головой ибиса. Вера в вездесущность божества, в его силу и могущество, пронизывает всю древнеегипетскую религию. Именно в ее лоне зародилась идея верховного триединого бога, величаемого Пта-Ра-Амон или Хепра-Ра-Атум, оказавшая влияние на христианскую концепцию Троицы.
Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, — анкх или так называемый египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами — божественным и земным, духовным и материальным. Анкх является выражением фундаментальной для древнеегипетской культуры идеи бессмертия человеческого существования. Смерть рассматривалась как переход к иной, лучшей жизни. Однако в момент смерти происходит нарушение единства тела и души человека. Душа на определенное время покидала телесную оболочку, отправляясь в странствие по загробному царству. Душа древними египтянами понималась состоящей из нескольких субстанций, основные из которых — Ка и Ба. Ка — это двойник человека, его жизненная сила. Ба изображалась в облике птицы с человеческой головой и олицетворяла разумную часть души. Чтобы Ка и Ба могли вновь возвратиться в тело, было необходимо его сохранить от тления. Эта идея привела к практике мумификации трупов. Ка и Ба так же, как и тело, нуждались в пище, питье и жилище. Поэтому живые должны были заботиться об удовлетворении потребностей умерших. Отсюда обычай принесения заупокойных даров и жертв, строительство храмов и гробниц. Однако далеко не каждому человеку было уготовано вечное блаженство. В потустороннем мире душа представала перед верховным судьей Осирисом, чтобы выдержать тяжелое испытание — психостасию (взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных символом истины). Грешника пожирало чудовище Амамат, а праведник отправлялся в райские «поля Иалу». Идея загробного воздаяния явилась прототипом христианского учения о Страшном суде.
Культ мертвых оказал огромное влияние как на развитие духовной, так и материальной культуры. Идея бессмертия, неуничтожимости человеческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях литературы («Тексты саркофагов», «Книга Мертвых», «Беседа разочарованного со своей душой»), в скульптуре (золотая маска Тутанхамона, статуи Рамзеса II в Абу-Симбеле), в живописи (росписи гробниц в Фивах, в Луксоре) и в архитектуре (пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура). Благодаря чертам Сфинкса Древний Египет стал для последующих народов источником богатейшего мистического опыта и сокровенных знаний. Его вклад в развитие мировой цивилизации поистине бесценен — это изобретение папируса, алфавитного письма, солнечного календаря, принцип деления суток на 24 часа, определение площади круга и др.