Каковы основные символы культуры Древнем» Египта?

 

Древний Египет — один из самых древних и высоких очагов человеческой культуры, возникший в Северо-Восточной Африке, в долине реки Нил. История культуры Древнего Египта делится на следующие этапы: Додинастический период (5-4 тысячелетия до н. э.), Ранее царство (ок. 3000-2000 г. до н. э.), Древнее царство (28-23вв. до н. э.), Сред­нее царство (21-18 вв. до н. э.), Новое царство (16-11 вв. до н. э.). Поздний период (11-4 вв. до н. э.).

Сакральный (священный) характер древнееги­петской культуры проявляется в ее глубочайшей символичности. Основные символы: Сфинкс, фа­раон, боги Ра и Осирис, анкх.

Сфинск, как олицетворение тайной премудро­сти, — универсальный символ цивилизации Древ­него Египта. Представая в облике фантастическо­го существа с человеческой головой на теле льва, он раскрывает загадку сущности человека, кото­рая мыслилась египтянами как сочетание духов­ного и природного естества, мыслительной и фи­зической силы. Выступая в качестве посредника между царством живых бога Ра и царством мерт­вых бога Осириса, он указывает: человеческая жизнь — это кратковременный промежуток меж­ду двумя несоразмерными пространствами — про­шедшего и будущего. Имя Сфинкса в переводе с древнеегипетского означает «Хор на горизонте». Хором называли обожествляемого царя, а небоск­лоном — место, где он сливается после смерти с богом солнца Ра. Таким образом. Сфинкс высту­пает олицетворением фараона, именуемого «сы­ном Ра», «великим», «благим» богом. В Древнем Египте фараоны считались потомками и намест­никами богов, призванными устанавливать боже­ственный порядок и вершить справедливость (маат) на земле. Правитель обладал беспредель­ной властью над подданными, так как люди — это «стадо бога», «подобия, вышедшие из его пло­ти». Вселенная, согласно представлениям египтян, была создана богом солнца, родившимся из буто­на голубого лотоса, символа жизни, возникшего в предвечном водном хаосе. Из уст Ра вышли пер­вые боги, а из его слез появились люди. Все в мироздании находится в гармоний и строится по принципу иерархии. Человек не в праве нарушать установленные богами и фараонами законы, а должен повиноваться им. В одном из древнейших поучений — «Премудрость Птахотепа» сказано: «Велика справедливость, и превосходство ее не­поколебимо. Неизменна она со времен Осириса, и карают преступающего законы». Жизнь — это вечная борьба света и мрака, добра и зла, подоб­но той битве, которую ежедневно ведет бог Ра со страшным змеем Апопом, когда ночью на своей ладье проплывает в Подземном мире.

Для древних египтян явления и силы как орга­нической, так и неорганической природы казались воплощением или обителью разнообразных духов, богов и богинь. Фетишизм, обожествление расте­ний и особенно зооморфизм (культ животных) — характернейшие особенности их религии. Почти каждое божество представлялось в облике како­го-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так, бога воды и разлива Нила Себека почитали в виде крокодила, богиню радости и веселья Баст — в виде кошки, бога мудрости Тота — в виде ибиса. На более позднем этапе развития религи­озных воззрений наблюдается антропоморфизация божеств, то есть наделение их человеческими ка­чествами. При этом старые представления не ис­чезли, а стали сочетаться с новыми. Баст изобра­жалась в облике женщины с кошачьей головой, Тот — в виде мужчины с головой ибиса. Вера в вездесущность божества, в его силу и могущество, пронизывает всю древнеегипетскую религию. Именно в ее лоне зародилась идея верховного три­единого бога, величаемого Пта-Ра-Амон или Хепра-Ра-Атум, оказавшая влияние на христианскую концепцию Троицы.

Священный атрибут богов, знак их мудрости и власти, — анкх или так называемый египетский крест с петлей, «ключ Нила». Он символизирует жизнь как точку сообщения между мирами — бо­жественным и земным, духовным и материальным. Анкх является выражением фундаментальной для древнеегипетской культуры идеи бессмертия че­ловеческого существования. Смерть рассматрива­лась как переход к иной, лучшей жизни. Однако в момент смерти происходит нарушение единства тела и души человека. Душа на определенное вре­мя покидала телесную оболочку, отправляясь в странствие по загробному царству. Душа древни­ми египтянами понималась состоящей из несколь­ких субстанций, основные из которых — Ка и Ба. Ка — это двойник человека, его жизненная сила. Ба изображалась в облике птицы с человеческой головой и олицетворяла разумную часть души. Чтобы Ка и Ба могли вновь возвратиться в тело, было необходимо его сохранить от тления. Эта идея привела к практике мумификации трупов. Ка и Ба так же, как и тело, нуждались в пище, питье и жилище. Поэтому живые должны были заботить­ся об удовлетворении потребностей умерших. От­сюда обычай принесения заупокойных даров и жертв, строительство храмов и гробниц. Однако далеко не каждому человеку было уготовано веч­ное блаженство. В потустороннем мире душа пред­ставала перед верховным судьей Осирисом, что­бы выдержать тяжелое испытание — психостасию (взвешивание сердца умершего на весах, уравно­вешенных символом истины). Грешника пожира­ло чудовище Амамат, а праведник отправлялся в райские «поля Иалу». Идея загробного воздаяния явилась прототипом христианского учения о Страшном суде.

Культ мертвых оказал огромное влияние как на развитие духовной, так и материальной куль­туры. Идея бессмертия, неуничтожимости челове­ческой сущности нашла наглядное воплощение в произведениях литературы («Тексты саркофагов», «Книга Мертвых», «Беседа разочарованного со своей душой»), в скульптуре (золотая маска Тутанхамона, статуи Рамзеса II в Абу-Симбеле), в живописи (росписи гробниц в Фивах, в Луксоре) и в архитектуре (пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура). Благодаря чертам Сфинкса Древ­ний Египет стал для последующих народов источ­ником богатейшего мистического опыта и сокро­венных знаний. Его вклад в развитие мировой ци­вилизации поистине бесценен — это изобретение папируса, алфавитного письма, солнечного кален­даря, принцип деления суток на 24 часа, опреде­ление площади круга и др.