Какова роль календаря в культуре разных народов?
Измеряя время, человек пытается либо зафиксировать темпоральную длительность, либо выяснить временные параметры отдельного момента. В первом случае он хочет получить ответы на вопросы: «Сколько времени прошло с такого-то события?», «Как долго продолжается данный процесс?», во втором — определить собственное время, время наблюдателя. Хронология строится на строгих астрономических основаниях. О важности измерения времени свидетельствует наличие многих календарей и развитие астрономии уже с древнейших времен. Так, таблицы перемещения по звездному небу Луны и планет (эфемериды) составляли уже в Древнем Вавилоне, древнейшая европейская обсерватория в Стоунхендже действовала еще в первой половине II тысячелетия до н. э.
Каждая культура самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь. Многие религиозно-философские доктрины ставили время в центр своих концептуальных построений, неразрывно связанных с практикой религиозной жизни. В орфических таинствах обожествленному Хроносу придавалась безграничная власть; у персов, в позднем реформированном зороастризме еще большая роль отводилась Зервану — андрогинному принципу «безначального времени», рождающему из своего вселенского лона двух близнецов: Ормузда (Добро) и Аримана (Зло), смертельный поединок между которыми длится до конца времен. Калачакра («Колесо времени») является космической творческой силой в эзотерической буддийской доктрине, с Калачакрой неразрывно связана система тибетского буддийского календаря и летоисчисления. В Древней Индии существовала особая система, называвшаяся Калавада («Философия времени»), сблизившаяся позднее с астрономией.
Самоорганизовавшаяся и самосознающая себя культура всегда обозначает дату своего рождения, которая сохраняется исторической памятью народа. Для христианской культуры это — дата «Рождества Христова», для буддийской культуры — это дата «нирваны Будды» (544, 486, 480 гг. до н. э. в зависимости от того, какой традиции придерживаться), для мусульманской культуры — бегство Мухаммеда из Мекки в Медину, то есть дата «хиджры» (622 г. н. э.). Это могут быть и другие события, осознающиеся как священные и значимые. И да лее направление развития культуры соотносится с вехами-событиями, ориентированными на сферу ценностей. Организованной человеческой деятельности придается высший смысл через соотнесение ее ритма с ритмами наиболее значимых событий, независимо от того, носят ли они мифопоэтический или реальный характер. Это делает время главным организующим началом для функционирования самоосознавшей себя культуры.
О роли календаря в жизни культуры свидетельствует тот факт, что любые изменения в календаре связаны либо с упадком традиционной культуры, либо с формированием на ее развалинах новой культурной традиции. Так, в середине XIV в. до н. э. знаменитый фараон-реформатор Эхнатон, насильственно проводя монотеистическую религиозную реформу, сделал попытку изменить литургический календарь Египта. После смерти этого владыки, который процарствовал семнадцать лет, имя его было предано анафеме и стерто почти со всех каменных изваяний Египта. Вторая попытка реформировать древнеегипетский календарь была предпринята уже Птолемеем III Эвергетом в 238 г. до н. э. Эта реформа должна была на два века опередить знаменитую реформу Юлия Цезаря, однако и она не имела успеха, так как сила традиции была еще достаточно велика. В 167 г. до н. э. правитель Сирии Антиох IV Эпифан, начав гонения на евреев, разграбил Иерусалимский храм и запретил традиционный ветхозаветный календарь.
Когда древние сакральные принципы перестали отвечать новым потребностям имперских начал «вечного города», Юлий Цезарь провел календарную реформу (46 г. до н. э.). Эта реформа, по замечанию О. Шпенглера, была «актом эмансипации от античного мироощущения». Как известно, Юлий Цезарь был убит спустя два года после ее проведения. Больше трех веков понадобилось для того, чтобы юлианский календарь обрел свой сакральный смысл. Объединенный с Александрийской пасхалией на Никейском соборе 325 г. н. э. , он стал литургическим календарем всего христианского мира. В 1582 г. григорианская реформа разрушила последнее звено, еще связывающее западное и восточное христианство — единый календарь.
Известна календарная реформа французской революции. Она упразднила эру от «Рождества Христова». Это была попытка радикального перепрограммирования коллективного сознания целой нации и полного разрыва с тысячелетней культурной традицией. Республиканский календарь просуществовал всего около четырнадцати лет (1793-1806) и был упразднен Наполеоном. Последним рецидивом был календарь Парижской коммуны 1871 года.
В XX веке тоже предпринимались попытки изменения календаря. Так, бывший шахиншах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви в 1976 году велел изменить эру и вести счет годам не от традиционной мусульманской даты Хиджры (622 г. до н. э.), а от эры основания шахиншахской династии Ахеменидов (550 г. до н. э.). После двух лет народных волнений прежняя эра была восстановлена, в шах вскоре был вынужден бежать, оставив престол.
Перечень подобных примеров можно продолжить. Все они свидетельствуют о том, что календарь не просто отмеряет время суток, а является хранителем коллективной памяти народа, его культуры, организатором его сознания. Изменение календаря есть переориентация сознания, выпадение культуры из времени, переключение культурного кода, введение сознания в иную систему ценностей.
В культуре появляется и представление о центре времени. Ярче всего оно проявляется в религиозном сознании, в литургическом календаре. Центр времени для иудаизма лежит в ожидаемом будущем — в конце времен придет национальный мессия. Центр времени для христианства — в свершившемся прошлом: мессия в лице Иисуса Христа уже посетил человечество.
Таким образом, прежде всего через календари время культуры воспринимается и концептуа-лизируется. Мало найдется других показателей культуры, которые в такой же степени характеризовали бы ее сущность, как понимание времени. В концепции времени воплощается рефлексия эпохи и деятельности, интерпретация сложившейся культуры, ритм социального времени и эффективность прогностического сознания. Все эти моменты детерминируют историческую «парадигму» времени.