В чем состоит прогресс культуры?

 

Ответ на этот вопрос зависит от понимания природы культуры, характера осмысления бога­тейшего фактического материала исторического развития культуры. В культурологии существует два основных подхода к проблеме прогресса как направления развития от менее совершенного к более совершенному состоянию культуры.

Первый подход опирается на очевидность сме­ны этапов развития культуры как обогащения си­стемы ее ценностей, развития всех форм жизнеде­ятельности человека. В рамках этого подхода мно­жество форм и типов культуры при всем их раз­личии образуют единую линию духовного и мате­риально-производственного развития человечества и рассматривают прогресс культуры как выраже­ние целостности ее природы и единства культур­ного многообразия.

Другой подход ставит под сомнение наличие культурного прогресса как поступательного раз­вития единой культуры, исходит из понимания ее различных типов как локальных, автономных, име­ющих свой жизненный цикл (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), как инвариантов культурных систем, не сводимых друг к другу. Это, естествен­но, сужает возможности их сравнения, что суще­ственно ограничивает понимание прогресса рамками «своей культуры», цикличности ее развития, причем преимущественно в духовной сфере.

Вопрос о прогрессе культуры — это также вопрос о преемственности элементов и ценностей культуры в поступательном историческом разви­тии общества, во взаимоотношении различных ис­торических эпох и периодов развития человека, отдельных стран, народов и сообществ.

Выделение единства и целостности культуры, выступающей способом организации человеческой деятельности в процессе ее прогрессивного преоб­разования, преемственности ее непреходящих цен­ностей на различных этапах развития общества, может быть осуществлено через осмысление сущ-ностных родовых характеристик человека, связан­ных с практически-преобразовательным отноше­нием человека к окружающему миру, безгранич­ностью его познавательных и практических воз­можностей, его способностью действовать по ло­гике всех вещей и предметов.

Поэтому важнейшей сущностной родовой ха­рактеристикой человека выступает его потенци­альная универсальность, бесконечность и всеобщ­ность. Конечно, в каждый конкретный историчес­кий период человек ограничен всей совокупнос­тью природных и социальных условий. Однако место и роль человека в познании и практике за­даются его сущностной родовой универсальностью и всеобщностью.

Поэтому развитие жизнедеятельности челове­ка и прогресс культуры как способа и форм орга­низации этой жизнедеятельности выступает в виде процесса разрешения противоречия между потен­циальной универсальностью и его актуальной ограниченностью, определенной эпохой, системой норм и ценностей. Именно при таком подходе появляет­ся возможность выявить критерий прогрессивного развития культуры. Каждый новый тип культуры, способ практической и познавательной деятельно­сти, социокультурная норма, система ценностей, правило, регулирующее отношение человека к при­роде и самому себе, будет более прогрессивным, если станет способствовать в каждом конкретном случае разрешению указанного противоречия, пе­реходу человека на новую ступень в его способнос­ти к универсальности и всеобщности.