В чем суть культурологической концепции Карла Густава Юнга?
Человек — единственное существо, которое является проблемой для самого себя. Он хотя и является частью природы, но все же выходит за ее пределы. И сегодня особенно остро стоит проблема гармонии самого человека. Без осознания себя как личности, некоей целостности невозможен дальнейший прогресс. А все это предполагает познание самого себя.
Одним из методов изучения человека стал культурно-исторический метод Юнга, выдающегося швейцарского врача, психолога, культуролога. Он широко использует мифологию, религию, искусство и одним из первых приходит к мысли о том, что для понимания человеческой личности необходимо выйти за пределы формул естествознания, нужно использовать всю историю человеческой культуры. По мнению Юнга, личность можно понять лишь через рассмотрение ее социокультурного окружения, сформировавшего ценности, вкусы, идеалы, установки.
Отличительной чертой мышления Юнга было сочетание научной строгости и вольных ассоциаций. Его имя вызывает серьезный интерес не только у психологов и психиатров, но и у философов, историков культуры, социологов и т.д.
Юнговская теория бессознательного получила название «глубинной психологии». С точки зрения Юнга, бессознательное реально существует. Оно всегда активно проявляется внутри нас и в отношениях между людьми. Но эта психологическая реальность не может быть опознана. Бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но, прежде всего, коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Мы лично или коллективно всегда и во всем находимся под влиянием этой неосознанной энергии. О бессознательном мы ничего не можем сказать непосредственно, так как оно не осознается нами. Но мы можем судить о нем по его проявлениям, «следам». Это может проявляться в сновидениях, произведениях искусства и литературы, воображении, мечтах. Результат проявления психического всегда есть сплав самых разнообразных факторов: это и работа нашего сознательного Я, и личностные неосознанные комплексы, и влияние коллективного бессознательного. Из всего этого возникают поступки, идеи, любые массовые движения и коллективные действия.
Бессознательное непроизвольно воспроизводит символы, которые основаны на эмпирической реальности, но не являются знаками, представляющими эту реальность. Знак лишь указывает на нечто, а символ подразумевает нечто большее. Эти схемы-символы Юнг называет «архетипами». «Архетипы» представляют собой формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека. «Архетипы» действуют в человеке инстинктивно. Их нельзя осмыслить и адекватно выразить в языке, их можно только описать. Совокупность этих архетипов является не мертвым осадком, а живой системой реакции, которая невидимо определяет все в нашей жизни.
Рассматривая форму взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Юнг выделял две крайности, равно опасные, по его мнению, и для индивидуальной жизни человека, и для его социального бытия. Первая опасность — в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворенным в «коллективном бессознательном». Другая крайность — научно-практическая экспансия европейского Я. Это последнее, по мнению Юнга, наиболее опасно, так как игнорирование бессознательного пласта нашей психики может привести к плачевным результатам. Чтобы избежать этих крайностей, Юнг предлагает интегрировать сознательное и бессознательное начала психики через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Сознательное и бессознательное в какой-то точке приходят к единству, которое Юнг называет «центральной точкой личности», самостью. С этим связан процесс индивидуации, конечной целью которого является достижение личностной целостности и неповторимости. Идеалом для Юнга является целостный человек, который проходит через тернистый путь к самопознанию.
Юнга очень волновали проблемы современного ему общества, культуры. Постигая смысл определенной культуры, он полагает, что сама история имеет общечеловеческий универсальный смысл. На этом основании возможно взаимодействие культур и времен.
Наблюдая всплеск увлечения восточными учениями, Юнг говорил о том, что, воспринимая лишь верхние плоскости и внешние стороны чужой культуры, никогда не вкусишь хлеба и не пригубишь вина этой чужой культуры. Нельзя просто подражать какой-либо идее в ущерб своим собственным духовным основаниям. Что может дать нам мудрость Востока, если мы бросаем наши собственные основы как пережитые заблуждения? Это относится ко всем культурам и их взаимодействиям.
Анализируя различные типы обществ, Юнг полагал, что если коллективное преобладает над индивидуальным, то это ведет к вытеснению индивидуального в бессознательное, где оно превращается в неуправляемое и скверное, и наступает нравственная деградация масс. Примером этого могут служить тоталитарные режимы, которые Юнг сравнивает с «большим, глупым и свирепым первобытным чудовищем». Но также опасно общество и другого типа, где происходит экспансия разума, так называемая гордыня сознания. В итоге мы видим падение нравов и вкусов, исчезновение стимулов к творчеству, нарастание волн психозов.
Чтобы этого избежать, нужно с помощью сознания осмыслить бессознательное. Человечеству, по мнению Юнга, предстоит путь «повышения сознания» при «воссоединении, с бессознательными законами жизни». Этот путь — путь становления личности. Если человек пошел на контакт с миром во всей его целостности, то он и сам должен стать цельным. Лишь с помощью самосознания можно решить проблемы выбора между добром и злом, то есть узнать, на какое добро ты способен и какие подлости в состоянии совершить, а узнав это, надо делать так, чтобы первое стало действительным, а прочее — осталось в воображении. Только тогда возможен прогресс в духовной жизни человечества.
Это краткое изложение концепции Юнга можно закончить его же словами: «Мир, в котором мы рождены, груб и жесток, но в то же время полон божественной красоты. Какой из этих элементов перевешивает — смысл или бессмысленность — вопрос темперамента... Но для меня... справедливо и то, и другое. Жизнь — это и смысл, будет преобладать и победит».