VI. «ЭВОЛЮЦИЯ И ПРОГРЕСС» ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ВОЙНЕ
Л. Как обстояло дело в прошлом? Если мы неприемлем концепции, основанные на идее периодичности и «цикличности» в исследуемой нами области, то еще более решительно должны отвергнуть все «линейные» концепции, господствовавшие с конца XVIII в. и на протяжении всего XIX столетия.
Как мы уже знаем, одной из самых существенных и важных особенностей ментальности XIX в. была вера в «больший и лучший» прогресс и фактически предопределенную эволюцию. Боги были упразднены, а их место занял подлинный deus ex machina9 — лишенный разума, механистический или «эмерджентный»|0, который неизменно ведет мир и человечество ко «все более высокому и лучшему» уровеню. Эту догму, разумеется, применяли и к войне, и к внутренним беспорядкам. В сравнительно мирных международных и внутренних условиях XIX — «викторианского» и — века вполне естественно было верить, что вечная линейная тенденция должна быть обнаружена и в области войны и что эта тенденция непременно должна вести ко все большему сокращению войн до тех пор, пока они окончательно не исчезнут; эта же тенденция должна сопровождаться постоянным вытеснением насилия из сферы внутреннего прогресса общества.
Описывать такие теории и даже самые лучшие из них — утомительно и бесполезно. Я уже сделал это, причем довольно подробно, в одной из своих предыдущих работ, которая называег-