V. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ И ДРУГИЕ СМЕШАННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ МЕНТАЛЬНОСТИ
Идеалистическая — единственная абсолютно интегрированная и логически последовательная форма смешанной менталь-ности — встречается не часто. Вероятно, во все времена и во всех обществах были отдельные индивиды и группы, являющиеся ее носителями, но они всегда составляют меньшинство среди тех, кто представляет другие разновидности смешанной менталь-ности. Более того, как мы еще увидим, хотя в истории некоторых культур существовали периоды, когда идеалистическое умонастроение становилось доминирующим, таких периодов было сравнительно немного и продолжались они недолго.
Несмотря на сравнительную редкость этого типа смешанной ментальное™, ее вклад в мировую культуру в качественном отношении очень высок. В дальнейшем мы встретимся с ней при рассмотрении греческой и западной культур, где она и будет соответствующим образом проанализирована.
Что касается смешанных форм, которые представляют собой крайне эклектичное и низкосортное соединение идеацио-нальных и чувственных элементов, то они, вероятно, всегда, за исключением периодов бедствий и катастроф, были широко распространены. Фактически именно этот тип ментальное™ во всех своих разновидностях, зависящих от содержания, пропорций, форм и характера смешения, чаще всего встречается как среди индивидов, так и среди групп. Поскольку большие посылки таких ментальностей эклектичны, порой даже противоречивы, то в целом эти ментальное™ тоже эклектичны, а иногда и внутренне противоречивы. Таким образом, логика такого типа культуры зачастую не-лсгична, или а-логична. В эт^м смысле ментальность и ее главные посылки взаимно противоречат друг другу. Это не означает, однако, что и в целом сознание тех, кто представляет этот тип культуры, эклектично. Некоторые составные части их сознания могут быть так же хорошо интегрированы, как и в идеалистической форме.
Все те лица и группы, которые и «чувственны» и «разумны», наслаждаются жизнью этого мира и в то же время отдают «Богу Богово» |9, исполняют свои обязанности, не разделяют крайностей ни сенсуализма, ни аскетизма, являются «добропорядочными гражданами», «честными людьми», проявляют разумную заботу о телесном здоровье и вместе с тем не забывают о «душе» и нематериальных ценностях, — все они являются носителями этого типа сознания.