XXI.15. Красота отношений

Если человек представляет собой излучающий психомагнит, то в наших отношениях существуют видимые и невидимые взаимодействия, непроизвольные притяжения и отталкивания, в зависимости от горения сердца, или сердечности, симпатии и антипатии.

Если когда-нибудь научатся фотографировать человеческие излучения и эманации помещений, то можно будет наблюдать перекрестные огни или гармонию серебряных нитей человеческих отношений, их гамму – от басовых струн до самых лирических – эфирных. Пусть каждая, даже самая грубая струна жизни звучит чисто. Выполнять самую простую, даже неприятную работу следует как священный долг, не возлагая на других то, что можешь сделать сам. Тогда все отношения между людьми будут звучать, как эолова арфа. Разве это невозможно? Действительно, даже в эту тревожную, дисгармоничную эпоху мы наблюдаем немало гармоничных, чутких взаимоотношений.

Если Агни-Йога утверждает, что человек в соседней комнате может воздействовать на токи нашей психической энергии, то, с точки зрения тонких энергий, трудно сказать, где начинаются и кончаются границы соотношений токов. "Если в мире тела, удаленные друг от друга, сильно воздействуют взаимно, то и человеческие флюиды могут действовать на дальних расстояниях. И между плотным и тонким мирами так можно усмотреть самую сложную паутину взаимодействующую. Не говорю о передаче мысли, но сейчас имеется в виду эманация флюидов, которая как постоянное истечение всеначальной энергии устремляется по магнитному принципу" (Братство, 127).

Почему разногласия иногда происходят и среди сознательных людей? Агни-Йога указывает, что "разногласие обычно происходит лишь от несоответствия ритма" (Агни-Йога, 311). Мы знаем, что приближение некоторых людей полностью нарушает ритм энергии, ослабляет и иногда даже парализует ее. Конечно, в этом случае отношения можно нормализовать, посылая этим людям дружеские и доброжелательные чувства. Особо возвышенное задание – согласование ритма, который на мгновение прервал отношения близких людей. Прежде всего, необходимо поговорить откровенно, "по душам", чтобы лейтмотивы их сознания зазвучали в унисон. Но, конечно, необходима терпимость, или способность восприятия, чтобы терпеливо выслушать и вслушаться в мысли другого, понять его аргументы, не следуя лишь потоку своих мыслей, как это часто бывает.

Далее, необходима еще большая бережность к другому – к его словам, к его чувствам и страданиям. Часто даже не стремишься или не заставляешь себя понять другого, из-за этого возникают разногласия, даже драмы. Либо обращаешь внимание на внешнее, не вникаешь в мотивы, импульсы, сокровенные раздумья, которые он стесняется высказать.

Агни-Йога, как этика любви, неизменно подчеркивает бережность и чуткость, которые необходимы в человеческих отношениях, без них нельзя построить ни совместную жизнь, ни общину, не говоря уже о братстве.

"Бережное отношение ко всем явлениям – трудная ступень. Нужно твердить о соблюдении зоркости, чтобы не злоупотреблять сокровенной энергией. <...> Любовь, добро, милосердие и многие другие качества бывают указаны, но их нужно утвердить осознанием великой энергии" (Аум, 427).

Даже самое доброжелательное касание должно быть полно бережности.

"Сожалеем, что так многие достижения затруднены лишь из-за отсутствия бережности. Между тем, среди тяжких токов нужно всеми мерами беречь друг друга" (Надземное, 365). "Нужно утончать каждое касание. Нужно показать самую нежную заботливость. Нужно принять сердечно каждую тягость ближнего – так образуется твердыня непобедимая" (Сердце. 560).

Невнимательностью, равнодушием, нечуткостью человек нередко не только вызывает разногласия, но наносит тяжкие раны сердцу близких.

&uot;Не причиняй страдания — такой завет дан Братством путнику. Пусть поймет, насколько легче не причинять страданий, нежели потом исцелять их. Пусть человечество откажется от причинения страданий, и немедленно жизнь преобразится. Не трудно не мучить друга. Не трудно подумать, как избежать нанесения страданий. Не трудно вообразить, зачем потом лечить, если легко не допустить болезнь.

Не причиняй страдания – Завет Братства" (Братство, 571).

Действительно, этот Завет следовало бы написать огненными знаками над каждым домом, квартирой, даже над дверью комнаты.

Мы уже знаем, что многие ноющие боли и даже болезни вызываются семейными ссорами, невниманием близких, диссонансами в дружеских отношениях. Нигде нельзя допустить ни малейшей дисгармонии. Ибо каждое разногласие, если его сразу не устранить, может принести волны хаоса.

Между тем как много обид, хотя и не осознанных, в человеческих отношениях. Причиняют боль уже тем, что не выслушивают другого, ставя свою правду выше, хотя бы она отражалась в кривом зеркале. "Нужно укрепиться в твердом решении, что несправедливость не будет допущена. Если такое решение будет твердо, то получится новое накопление сил. Не легко оградить себя от несправедливости, она может быть оказана в любой подробности обихода. Не может быть малой несправедливости, каждая из них уже нарушает основу эволюции" (Братство, 543).

Легко понять другого, если разделяешь его боль и ошибки, если ты бесконечно терпелив с ним, выслушивая его. Если кто-то сердит и, как тебе кажется, несчастлив, дай ему возможность излить душу, и улыбнись ему, успокой.

Если ты будешь думать только о своей правоте, а мнение других отрицать, ты никогда не достигнешь понимания.

Ну, хорошо, кто-то тебя обидел. С утра иди к нему, будто ничего не случилось. Лишь милосердие все исцеляет.

"Утвердимся и в том, что ко всем людям установим дружелюбное отношение. Одно из условий бытия – искренность, иначе говоря, сердечность. Если это основание недостаточно развито, можно его усилить, обратившись к сердцу" (Сердце, 595).

Действительно, как легко жить и дышать, когда друзья понимают друг друга с полуслова, читают мысли друг друга, звучат друг с другом в унисон, в резонансе настроенных струн.

Чуткость – одно из самых возвышенных этических качеств, и только чуткость, основанная на сердечном чувствознании, может дать истинную правоту, любовь, бережность, меру терпимости. Такие одухотворенные, гармоничные сердечные отношения могут проявлять и нагнетать тончайшие вибрации огненных энергий. Без них невозможно представить себе духовного человека.