период до 2010 г.

Анализ организационных форм действующих в России МТС выявил три основные их группы, которые составляют в общем 90-95%:

первая (20%) — внутрихозяйственные МТС, преимущественно работающие в составе агропромышленных фирм, объединений. Эти формирования относятся непосредственно к сельскохозяйственному производству, выполняющему полный цикл агротехнических операций по выращиванию сельскохозяйственных культур;

вторая — самостоятельные межхозяйственные МТС, относящиеся к типовым станциям, работающим в основном на подряде, выполняющие заказы сельских товаропроизводителей. В ряде случаев они берут в аренду землю, на которой выращивают определенные сельскохозяйственные культуры. Эта группа МТС имеет статус ГУП или МУП и составляет по численности около 40%;

третья — самостоятельные по своему организационно-правовому статусу станции, являющиеся ОАО, ЗАО, ООО.

МТС первой группы имеют определенные преимущества, выражающиеся в наличии льгот как у сельских товаропроизводителей. В этой группе есть все возможности более полной загрузки механизаторов в течение года. Основной положительной стороной деятельности таких МТС является возможность освоения интенсивных технологий по всему циклу выращивания культур.

Наряду с этим целесообразно максимальное увеличение количества МТС прежде всего в составе районных или областных агрофирм по производству и поставке сельхозпродукции по современным интенсивным и энергосберегающим технологиям. Учредителями таких формирований должны выступать органы управления АПК в регионе: государственные, муниципальные и коммерческие предприятия. Работа МТС в этих условиях представляется в виде цеховой структуры конкретной агрофирмы и должна строиться на основе внутрихозяйственного расчета.

Будет продолжаться процесс создания новых МТС в форме самостоятельных юридических лиц (товариществ, ООО, ЗАО, сельскохозяйственных кооперативов) непосредственных сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий с участием финансовых инвесторов в целях наращивания производства продукции на основе эффективного использования новой техники и современных прогрессивных (противозатратных) технологий.

Следует поддерживать инициативу регионов по созданию межхозяйственных МТС с преобладанием контрольного пакета акций у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов и частных инвесторов.

Одновременно необходимо сократить количество карликовых МТС, не приносящих пользы товаропроизводителям, не способных выполнять сельскохозяйственные работы с высоким качеством.

В Концепции развития МТС на период до 2010 года заложены требования к организации в каждой МТС качественного технического обслуживания и текущего ремонта имеющейся техники, без чего невозможно обеспечить стабильное высокопроизводительное использование машин. В связи с этим целесообразно, чтобы производственная база создаваемых МТС широко использовала возможности имеющихся районных ремонтно-технических и других сервисных предприятий.

Реализация Концепции обусловливает проведение целенаправленной работы по изысканию необходимых инвестиций, других финансовых средств, поиски и привлечение новых заинтересованных участников.

Основополагающим условием совершенствования деятельности действующих и создания новых МТС является обеспечение их новой современной техникой, позволяющей внедрять современные технологии в производство товарной сельскохозяйственной продукции.

В связи с тем, что решение этой задачи связано с определенным временным интервалом, целесообразно решать ее в два этапа:

на первом (в ближайшие 2-3 года) в связи с отсутствием достаточного количества современной


высокопроизводительной техники следует максимально использовать в МТС существующий машинно-тракторный парк с возможной модернизацией имеющейся техники;

на втором этапе при активном поступлении в сельское хозяйство новой техники основное внимание станций должно быть сосредоточено на освоении современных интенсивных и ресурсосберегающих технологий. В этой связи при технико-экономическом обосновании развития и разработке бизнес-плана МТС в каждом конкретном административном регионе необходимо учитывать два упомянутых этапа.

Проведенные ГОСНИТИ исследования с использованием разработанных многовариантных математических моделей выявили реальную возможность создания 250-300 новых машинно-технологических станций. Расчеты показывают, что общая потребность в средствах на комплектование техникой новых МТС составляет на пять лет около 25 млрд руб. Кроме того, на техническое персоснащение действующих МТС потребуется еще не менее 2,0 млрд руб. в год в течение ближайших трех лет.

Таким образом, общая численность МТС в России к 2010 г. может составить 1200. В этом случае они смогут в 2010 г. выполнять в целом по России около 20% наиболее трудоемких работ в растениеводстве по интенсивным и энергосберегающим технологиям на подрядной основе, а также по договорам о совместной деятельности. Посевная площадь, обрабатываемая МТС, может достичь в перспективе 20 млн га, т.е. возрасти по сравнению с 2003 г. в 2,8-3 раза.

Однако общая площадь земельных угодий и пашни, обрабатываемых по интенсивным технологиям, составит около 30% от общего объема, или 7 млн га.

Переход на производство сельскохозяйственной продукции по интенсивным и ресурсосберегающим технологиям следует вести там, где уже накоплен положительный опыт работы. Немаловажно наличие инициативных руководителей МТС, а главное - квалифицированных кадров механизаторов, способных выполнять работы с соблюдением требований технологий.

Наиболее важным остается вопрос инвестиций при оснащении необходимой техникой действующих и вновь организуемых станций.

В этой связи радикальной и своевременной мерой является приоритетная продажа МТС техники на условиях федерального и регионального лизинга. Необходимо напомнить, что в постановлении Правительства Российской Федерации (от 4 февраля .1997 г. № 127) предусматривалось выделять на эти цели ежегодно по 400 млн руб., однако постановление не выполняется.

ГОСНИТИ уже неоднократно приводил материалы о том, что в МТС производительность и загрузка машинно-тракторных агрегатов в 2-3 раза выше, чем в хозяйствах. Отработан и сформулирован комплекс требований и условий, при которых полный возврат лизинговых платежей завершается за 3-4 года, а не за 5 лет (как сегодня предусмотрено условиями лизингового договора). Среди требований и условий, по которым МТС должна выделяться техника по лизингу, можно перечислить следующие:

• продажа высокопроизводительных комбинированных агрегатов и машин в основном отечественного производства, выполняющих трудоемкие работы (пахота, сев, уборка);

• применение МТС высоких и интенсивных технологий и агротехники выращивания сельхозкультур с возможностью аренды земли площадью от 4 до 10 тыс. га в расчете на каждую станцию;

• эффективное использование техники (работа в две смены, своевременное и качественное ТО и оперативное устранение отказов в период работы);

• приравнивание МТС по льготам к сельхозтоваропроизводителям.

Указанные условия соблюдаются в МТС, работающих в составе многопрофильных агрофирм, агрокомбинатов, агрохолдингов. Агрофирмы, как правило, располагают необходимым капиталом и оборотными средствами и обеспечивают технологию по законченному циклу работ по схеме: поле — продукция — переработка — реализация. Наибольший опыт работы МТС в качестве цеховой структуры в составе агрофирм накоплен в Орловской, Белгородской и некоторых других областях.

Работа ГОСНИТИ по проблемам развития МТС является одним из важных направлений формирования и проведения в жизнь современной научно-технической политики в машиноиспользовании и технологическом перевооружении АПК России. Именно поэтому мы рассчитываем на заинтересованную поддержку этих работ как со стороны Россельхозакадемии, так и со стороны Минсельхоза России и Федерального агентства по сельскому хозяйству.

Со своей стороны ГОСНИТИ продолжит комплексную работу по данной проблеме, включая исследования, обобщение передового опыта в регионах, разработку и издание необходимой литературы и НТД, а также проведение обучения специалистов МТС на курсах повышения квалификации.