О некоторых вопросах технической политики в АПК России на период 2003-2005 гг.

За 2 года после объявления руководством страны о необходимости принятия неотложных мер по развитию агропромышленного комплекса достигнуто некоторое увеличение производства зерна. В то же время нельзя не видеть того, что в 2002, лучшем году, его производство составило всего лишь 70% к уровню 1990 года. Во всем остальном положение в агрокомплексе остается крайне сложным и как результат - за 2002 год доля импорта продовольственных ресурсов превысила пороговый уровень (20%) и составила почти 30% от общей потребности.

В такой ситуации преодолеть последствия допущенного за последнее десятилетие разрушения агрокомплекса без принятия на федеральном уровне целого ряда мер стратегического характера не представляется возможным, прежде всего, по следующим причинам:

Во-первых, большинство производителей сельскохозяйственной продукции (около 90% от общего числа) из-за слабого государственного регулирования оказались один на один с беспределом в диспаритете цен, с одной стороны, на энергоресурсы, удобрения, технику для села, а с другой на производимую сельскохозяйственную продукцию и сырье. В результате сельские производители поставлены в положение невозможности ведения расширенного воспроизводства из-за отсутствия каких-либо финансовых средств для приобретения орудий труда, топлива и оплаты труда работающих. В итоге по этой причине большинство сельхоз товаропроизводителей последние 10 лет не приобретали нужную технику и оборудование. Обеспеченность села основными видами машин ухудшилась как минимум в 2-3 раза, а 75% оставшихся машин на начало этого года полностью выработали свой амортизационный срок. Без принятия кардинальных мер через 3-4 года большинство селян останутся без техники. В основном по всем этим причинам за последние 10 лет в России выведено из строя почти 30% пашни, многие работы по выращиванию продукции ведутся с грубыми отступлениями от требований агротехники, а сроки их выполнения в 2-3 раза превышают оптимальные. Поэтому валовое производство продукции села снизилось к уровню 1990 года в полтора раза.

Во-вторых, в абсолютном большинстве сельскохозяйственных предприятий из-за отсутствия собственных средств нет возможности рассчитаться за ранее полученные кредиты, по существу, свернута инвестиционно-кредитная деятельность, не строятся и не ремонтируются производственные здания и жилье. В результате за последние 10 лет обеспеченность села рабочими кадрами и, прежде всего, механизаторами и животноводами ухудшилась более чем в 2 раза при этом уровень их оплаты на сегодня в 2,5 раза ниже, чем в городе.

В-третьих, из-за отсутствия спроса на технику большинство заводов сельскохозяйственного машиностроения свернули выпуск новых машин, реанимация которых с учетом необходимости их модернизации и доработки будет сопряжена с потребностью в инвестициях, кредитах и, в лучшем случае, положение может быть исправлено через 3-4 года.

И, в-четвертых, вышеперечисленное свидетельствует о том, что возникший дефицит в продуктах питания, приведший на грань утраты Россией продовольственной безопасности, является в определенной степени результатом искусственного сдерживания отечественных производителей продовольствия, результат игнорирования мирового опыта в экономической политике.

ВЫВОД Необходимо ответственным работникам Правительства и Минсельхоза, работникам российской науки, четко сформулировать и добиваться как законодательного, так и правительственного утверждения скоординированных направлений в технической политике в АПК России на ближайшие годы.

Прежде всего, необходимо добиться законодательного устранения пятикратного диспаритета цен между ценами на энергоресурсы для АПК и ценами на производимую сельскохозяйственную продукцию. (сейчас для приобретения 1 литра дизельного топлива сельскому труженику необходимо продать 5-6 кг зерна или почти 3 литра молока?!)

Во вторых предоставление льготных и беспроцентных кредитов, бюджетных инвестиций под большие и малые проекты ускоренного наращивания продовольственных ресурсов, расширения льготной лизинговой деятельности.

Выработать и реализовать систему неотложных мер, направленных на обеспечение сохранности оставшихся технических ресурсов села, обеспечение их высокопроизводительного использования, более рационального использования имеющейся ремонтно-сервисной базы АПК.

В результате мониторинга состояния сети ремонтно-обслуживающих предприятий проведенного институтом ГОСНИТИ, из существовавших ранее 2575 специализированных ремонтных предприятий на начало прошлого года более 630 оказались неработающими и выведенными из сферы ремонта.

В числе действующих сервисных ремонтных предприятий в настоящее время осталось: 120 специализированных ремонтных заводов; 640 самостоятельных специализированных предприятий по ремонту сложных узлов и агрегатов; и около 1100 районных РТП общего назначения, выполняющих ремонтно-сервисные услуги для нужд АПК.

Все эти предприятия в 70-е и 80-е годы были оснащены хорошим ремонтно-технологическим оборудованием и выполняли наиболее сложные виды ремонта тракторов и сложных уборочных машин. При этом в 1990 году указанные предприятия выполняли 24-25% всего российского объема ремонтных работ с соблюдением действующих технологий и выдачей сельхозпроизводителям гарантийных паспортов.

За последние 10 лет ситуация изменилась коренным образом. Если в целом по России в 2001 году 93% всего объема ремонтно-сервисных работ было выполнено непосредственно колхозами, совхозами и иными сельхозпроизводителями. А весь объем сложных ремонтных работ, выполненный специализированными ремонтными предприятиями, снизился до 7%.

В основном по причине низкой технологической оснащенности, кадровой неподготовленности, во многих случаях ремонт техники, в последние 2-3 года сводится к замене узлов и деталей. Все это привело к тому, что к сезону полевых работ более 20% парка машин совершенно не участвует в работе. Кроме того, резко возросли отказы машин во время проведения полевых работ, что непосредственно ведет к чрезмерно растянутым срокам выполнения основных агромероприятий и значительному недобору продукции.

ГОСНИТИ сформировал основные направления совершенствования использования имеющейся ремонтно-обслуживающей базы на ближайшие 3-5 лет. Суть их состоит в следующем.

1. На период пока у сельхозпроизводителей появятся свои финансовые возможности на приобретение техники, всем действующим специализированным ремонтным предприятиям АПК предоставлять льготные кредиты для своевременного выполнения ремонта агрегатов, узлов, а также по модернизации и восстановлению техники по приемлемым низким ценам.

2. В каждом административном регионе в границах района необходимо провести уточнение складывающихся основных объемов ремонтных работ в расчете на год по наиболее сложным ремонтам и восстановлению списанных машин.

Это дает возможность в системном технологическом порядке вести не только ремонтные работы, но и в определенной степени препятствовать дальнейшему выбытию парка основных машин. При этом, прежде всего, предстоит наладить гарантийный ремонт в специализированных ремонтных предприятиях сложных гидравлических систем, оборудования топливной аппаратуры и других основных узлов и агрегатов с обязательной выдачей гарантийных обязательств.

Это даст возможность повысить качество и надежность выполнения основного объема ремонтных работ, выполняемого непосредственно в мастерских сельхозпроизводителей.

В районных и межрайонных РТП следует сосредоточить работы по модернизации и восстановлению тракторов и сложных уборочных машин, по сервисному обслуживанию автомобильного парка.

Для оперативного устранения отказов новой техники необходимо проявлять больше настойчивости в создании совместно с заводам - поставщиками основных машин, технических сервисных центров и дилерских пунктов по гарантийному и послегарантийному обслуживанию новых машин.

Наряду с мерами организационного порядка, направленными на улучшение использования имеющейся ремонтной базы, предстоит в самих предприятиях решать ряд вопросов технологического порядка, Среди них приоритетными должны стать:

1 - совершенствование диагностического и ремонтного оборудования (стендов, оснастки, инструмента и др.);

2 - разработка нормативно-технической документации для новых видов техники;

3 - совершенствование систем двигателей внутреннего сгорания, обеспечивающих работу сопряжений двигателя (систем смазки/охлаждения, питания);

4 - разработка новых технологий ремонта, обеспечивающих восстановление деталей и получение поверхностей с твердостью, превышающей прочность поверхности новых деталей.

Одним из важнейших направлений технической политики на предстоящий период и источником компенсации дефицита в технике является развитие машинно-технологических станций. Их организация позволяет в среднем в 2 раза повысить сезонную и годовую выработку закрепленной техники, а главное выполнять функцию продвижения высоких технологий производства продукции с одновременным высокопроизводительным использованием поступающей новой современной техники.

Основным содержанием в деятельности МТС должно стать:

1 - выполнение комплекса работ по производству продукции земледелия по прогрессивным и ресурсосберегающим технологиям.

2 - концентрация в МТС новой высокопроизводительной техники в интересах ее максимального использования.

3 - обеспечение получения наибольшего объема прибыли в интересах каждого его участника, а следовательно и в интересах реальных возможностей в приобретении новых машин;

4 - принятие такой организационно-правовой формы функционирования, которая способствовала бы заинтересованности внешних инвесторов и других участников в создании новых МТС;

5 - быть технологической школой освоения прогрессивных технологий производства продукции земледелия и животноводства, за которыми наше будущее

Предстоит также уделять значительно больше внимания вопросам производственной и технической эксплуатации МТП.

Таким образом, система эффективного машиноиспользования как главный и наиболее экономичный фактор повышения рентабельности и эффективности с.х. производства в современных условиях и на перспективу должна включать комплексное решение четырех проблем: экономической, технологической, технической и организационной.

Решение экономической проблемы включает:

1 - формирование, обучение и переподготовку по откорректированным программам основного состава механизаторов и операторов-исполнителей как основных производителей с.х. продукции;

2 - оптимизацию издержек, связанных с эксплуатацией техники;

3 - создание и разработку оптимальных механизмов и схем обновления основных фондов и парка машин с использованием финансовых ресурсов государственного бюджета, самих сельхоз товаропроизводителей, средств заводов-изготовителей и сервисных предприятий;

Решение технологических проблем включает:

1- выбор и освоение ресурсосберегающих технологии производства продукции;

2 - подготовку и настройку МТА, машин, оборудования выполнению технологического процесса, качественно, выполнение самой работы и технологии, систему контроля качества и количества работы, приходящейся на человеко-час .

3 - необходимая загрузка и использование агрегатов и машин в течение сезона для достижения оптимальной годовой загрузки и получения прибыли.

Решение третьей технической проблемы включает весь комплекс работ, связанных с поддержанием высокой работоспособности и надежности машин.

<связанных с поддержанием высокой работоспособности и надежности машин.