Глава 6 6 страница
Уже в древности йоге знали цену, например «Васиштхадхармасутра» утверждает: «...Ни посредством ежедневного повторения Вед, ни с помощью жертвоприношений не могут дважды рождённые достичь такого состояния, какого они достигают через практику йоги» (конечно, традиционной).
Перегрузка во время накручивания «кругов» отшибает мозги достаточно сильно, качество восприятия и самооценки ухудшается, что ведёт к постоянным травмам, несмотря на сильнейший разогрев. Этот момент хорошо известен тем, кто длительно пользуется экстремальными вариантами технологии «садханы», от жёстких вариантов которой идёт постепенный откат (Особенно в свете впечатлений, полученных на семинаре, проведённом Шандором Реметом в начале декабря 1999 в Москве. Люди пришедшие поглядеть на йога, которого представляет сам Сид, и, ожидая невероятного цирка в работе с телом, были неприятно поражены простотой выполняемых асан. Одна из присутствующих дам даже разочарованно сказала: «Ну, вот, второй Бойко приехал...»).
До сих пор — и мне доводилось часто слышать, а затем и наблюдать это — на семинарах у Сида порой возникают личные осложнения, связанные с практикой. Дело в том, что мастер-демонстратор способен эффективно работать только в соответствующем состоянии сознания, которое обеспечивает ему «включение» уровня «В». Но с этим нельзя играть: включил-выключил. Для разговора и объяснений Сиду приходится то и дело нарушать состояние, затем он снова входит в него при исполнении длинных связок и опять выскакивает «на поверхность». Это дергает и психику, и нервную систему мастера, заставляя искать любые средства для облегчения работы. Иногда таким средством может оказаться присутствие рядом определённого человека, особенности которого позволяют мастеру использовать последнего, как опору для быстрых переключений, или наоборот — для удержания рабочего состояния, невзирая на вынужденное внешнее общение во время практики.
Тем не менее, работая с людьми на десятидневных семинарах по три часа в сутки, Сид после этих занятий испытывает, по свидетельствам многих его учеников, состояние полного изнеможения и вынужден подолгу приходить в себя. Поскольку я много лет провожу такие же выездные мероприятия, и моя собственная работа с людьми, как правило, включает пять часов практики и столько же лекций, и при этом чувствую себя нормально, то возникает закономерный вопрос: что это за «йога», которая не в состоянии обеспечить необходимый ресурс своему ещё молодому основателю?
Известно, что спонтанные двигательные проявления наблюдаются также у определённого процента невротиков — у них происходит двигательная разрядка нервных напряжений, но такой тип нервно-психического склада встречается редко, к тому же и здесь требуется наличие врождённых способностей. Внешне это напоминает изысканный импровизированный танец, с необычными, замысловатыми движениями, но сознание у человека в это время практически выключено, он некоммуникабелен. Телом «вертят» управляющие механизмы уровня «В», куда «простреливает» нервный выплеск.
Кстати, когда релаксация в асанах освоена в совершенстве, то эмоциональная разрядка текущих и накопленных ранее напряжений может происходить в теле также своеобразными спонтанными проявлениями активности уровня «В» — во время тренировок по лицу и конечностям может пробегать своеобразная, щекочущая мышечная рябь. Обычно процесс этот достаточно растянут во времени и начинается, как правило, с правой половины лица и левой — тела, что симптоматично, так как именно эта половина — епархия правого, эмоционального полушария.
В различных культурах человечества двигательная активность организуется на традиционно различном материале. Индия, Китай, Африка, шаманизм, ритуалы древнего европейского язычества — все они по-разному распоряжались движением тела, не направленным на внешние цели.
Человек древности был гораздо более инстинктивен в своих повседневных проявлениях. Йога могла изначально возникнуть «на пересечении» двух линий развития: магических телесных ритуалов, с одной стороны, и познавательных импульсов с другой: что будет, например, если остановить движение, уподобившись на какое-то время неживой и вечной (на первый взгляд) природе?
Итак, уровень «В»: «За этим уровнем три важнейших координационных качества:
1. Способность вести высокосложные движения всего тела, вовлекая в свою работу многие десятки мышц.
2. Способность... объединять в точном ритме... движения конечностей.
3. Естественно напрашивающаяся... периодическая повторительная форма... которая приводит к ритмическим повторным движениям с очень разнообразными и сложными, но точно воспроизводимыми раз от разу ритмовыми узорами» (с.97).
И далее: «...Если организму удаётся найти (скорее, это удаётся человеку) такие структуры движения, которые... удовлетворяют... определению так называемых динамических устойчивых движений, то ему уже не только не приходится активно парировать сбивающие реактивные силы физическими усилиями, но наоборот, он приобретает возможность прямо использовать их к своей всесторонней выгоде» (с.100).
Вспомним постулат восточных единоборств: «Используй силу противника против него самого, не растрачивая своей». Так и здесь: при передаче полномочий управления движением уровню «В» движения тела в пространстве приобретают лёгкость и завершённость. И чем выше резкость и скорость смены положений, тем сильнее задействуется реактивный компонент, обусловленный весом его частей.
Когда человек «поймает» это ощущение, то: «...Снятие активных усилий, затрачивавшихся на гашение реактивностей, уже само по себе создаёт значительную экономию, как энергетическую, так и инерционную, поскольку движение в соответствующих своих отрезках начинает течь само собой, не нуждаясь более в пристальном контроле и коррекции» (с.101).
Это значит, что на этапе освоения, который может длиться неопределённо долго, практика «дхара-садханы» всегда будет оставаться затратной деятельностью. Именно поэтому она непригодна для использования в целях йога-терапии и тем более внутрипсихической коммуникации. Накопление или хотя бы сохранность энергетической сбалансированности возможны только после приобретения мастерства. Возникает порочный круг: чтобы успешно реализовать «садхану» необходимо уже иметь соответствующую гибкость и амплитуду движений. Не располагая этим, получить какой-либо полезный эффект посредством данной практики невозможно.
При наличии необходимых природных данных «приход» и «расход» энергии, израсходованной на «врабатывание» в оптимальный режим «садханы» хоть как-то компенсируется. Состояние практикующего будет целиком зависеть от каждой отдельной тренировки, от успеха или неудачи в ней. Если суммарный энергетический баланс нулевой, но сама практика качественная, происходит, по крайней мере, проработка тела и всех его систем, что даёт определённый позитивный эффект. Занятия же с постоянными энергетическими потерями однозначно вызывают проблемы с самочувствием, а впоследствии — и со здоровьем, хотя у молодёжи такие вещи до поры не слишком заметны.
«Выработка и закрепление таких динамически устойчивых форм движений... автоматически отливается в ...разнообразие дискретных штампов и приводит к образованию стойких рисунков.
При всём исключительном совершенстве и богатстве координационных возможностей уровень синергии сохранил у человека ...движения выразительной мимики, пантомимы и пластики...» (с.103).
Если эмоции могут быть «сброшены», отработаны через движение, то справедливым будет и обратное утверждение: с какого-то уровня интенсивности движение их продуцирует. Поэтому Айенгар отметил когда-то в нашей беседе исключительно важный момент: «Движения йоги должны выполняться без возбуждения этим движением».
В то же время его собственный темп выполнения асан непосилен для подавляющего большинства людей, и попытки подражания вызывают сильнейшие перегрузки.
Проблема нервного перевозбуждения в практике асан традиционного, а тем более «динамического» вариантов исполнения вообще является центральной. Её возможно разрешить, как уже указывалось, с помощью тотальной релаксации тела и сознания, и в процессе движения, и без него. Если асаны выполняются достаточно расслаблено, в эндогенном (естественном для данного человека) ритме, на свободных амплитудах и все их параметры не содержат в себе ощутимых признаков усилия, значит это и будет динамически устойчивая форма сложных движений уровня «В», но не йога.
При анализе реальной исполнительской техники «дхара-садханы» возникает естественное умозаключение, что скорость смены телесных форм, присущая данному организму со всеми его параметрами, не может быть навязана извне! Это означает, что в динамической «йоге» совместные занятия бессмысленны. Пока человек не приобрёл необходимую гибкость, позволяющую автоматике уровня «В» самопроизвольно брать на себя управление движениями, работа в толпе только мешает почувствовать (если даже к этому есть предпосылки) искомые признаки спонтанного режима, а когда это случится — найденное не может совпасть по темпу практически ни с кем из окружающих. Подлаживание под другого — будь он хоть трижды учитель! — будет напоминать нечто вроде ходьбы по шпалам, если вдруг и нашёлся случайно собственный автоматизм, то он только нарушится.
В традиционной же практике асан длительное время экспозиции именно при совместных занятиях является тем общим знаменателем, который пригоден для всех. Кому достаточно — может закончить выдержку асаны и выйти, кто ещё не расслабился — сохраняет позу дальше. Есть и чисто позитивный момент: те кто закончил практику, могут подождать остальных в «Шавасане».
Группу для совместных занятий динамической «йогой» можно считать сформированной только тогда, когда каждый обладает степенью гибкости, достаточной для коммуникации с уровнем «В», а это нереально для случайных подборок, которые, как правило, составляются на семинарах.
Итак, различия между традиционной Хатха-йогой и «дхара-садханой» фундаментальны, и последняя была детально рассмотрена отнюдь не в целях критики, но только для более контрастного выявления этой принципиальной разницы. Максимальный эффект «омнио-тренинга» состоит в том, что он переключает сознание в телесную систему координат, и, будучи изменено таким образом, оно так в ней и остаётся, это «потолок» его трансформации. Для классической же йоги «обработка» сознания с помощью тела — это лишь начальный этап длительного пути дальнейшего развития. Динамика, как песня, всегда «остаётся с человеком», равно как и он — с ней, через статику же мы получаем возможность выхода во множественное пространство миров собственной психики, а также коммуникации сознания с ней и Единым.
Динамика, если у человека есть к ней определённая предрасположенность, успокаивает и разряжает психосоматику лишь до какой-то степени, демонстрируя попутно двигательное совершенство. Статика классической йоги даёт возможность проникнуть к новым рубежам гармонии в её близких к абсолюту вариантах. Это совершенно разные виды самосовершенствования. И по большому счёту, для решения главных задач различных этапов трансформации личности, в том числе и духовной, «новая йога» мало пригодна. Да, в исполнении мастера это само совершенство, но относится оно лишь к телесной оболочке, подразумевает стремление «Я» исключительно к такой разновидности совершенства. Проявление гибкости как одного из телесных видов сиддхи, и фиксация развития на одном этом этапе есть прекращение духовной работы. Именно из-за непонимания подлинных механизмов «садханы» и направленности её эзотерического обоснования большинство людей, которые считают себя здоровыми, имея духовные запросы в области средних представлений, соблазняются её красотой и кажущейся доступностью.
«Построение движений уровня «В»... исходит из собственного тела и ощущений поз этого тела.... Эти позы, последовательно проходимые во время движения и становятся самой его сутью, закрепляясь в виде навыка. Такому закреплению... способствует... образование свойственных этому уровню динамически устойчивых форм движения, которые автоматически препятствуют всяким отклонениям от однажды найденного стереотипа» (с.119).
Таким образом становится понятной жёсткая традиционность телесных форм, издревле предлагаемых классической йогой. Но опять же, если чередование асан в «классике» имеет низкую скорость, то в «садхане» алгоритмы непрерывного движения тем жёстче, чем выше скорость смены форм. Тут уже само устройство тела, именно его индивидуальные особенности начинают диктовать единственно возможную последовательность переходов из формы в форму. Можно сказать и так, что по мере овладения мастерством скорость смены положений тела в «йоге восьми кругов» может повышаться — без потери специфического состояния сознания. Но как только любой из параметров перестаёт отвечать преобладанию режима покоя — скажем произойдёт перенос внимания на внешнее, что влечёт за собой резкий скачок в увеличении напряжённости сознания — тут же практика перестаёт быть гармоничной, возникает неразбериха в психосоматике, зажимы в теле, скованность и потение. По моим наблюдениям, после подобных сбоев мастера «садханы» чувствуют себя достаточно плохо. Для того же, чтобы минимизировать тонус сознания в классической йоге, скорость выполнения асан должна быть значительно понижена, здесь никакой «поток» уже не проходит. И только на длительных экспозициях медитационное состояние в асанах может быть реализовано.
Итак, воспроизведение поз йоги и длительная их выдержка в классическом варианте практики, с одной стороны, требует глубокого изменения сознания, с другой — его же вызывает и поддерживает.
Определённые требования к качеству внешнего пространства, в котором субъект выполняет асаны, отражены в «Йога-сутрах». Смысл этих требований в том, чтобы оно было гарантированно нейтральным к занимающемуся, который в течение всей практики не имеет дела с окружающим миром, который никак не должен «давить» на восприятие. Только при таких условиях полномочия управления телом в «садхане» могут быть спонтанно «захвачены» уровнем «В», а в классической йоге Патанджали минимальная критическая масса Я-сознания приходит в состояние, пригодное для обратной коммуникации.
Эндокринная система человека является своеобразным катализатором энергетических процессов тела, главная её функция — обеспечение потребного двигательного тонуса. И в то же время механизмы этой системы определяют, как уже говорилось, отношение человека к воспринятому при контакте с внешним миром и его результатам — это эмоции.
Любые действия классической йоги во время традиционной практики асан являются не эмоциональными. В «дхара-садхане» двигательные рисунки приобретают динамическую устойчивость только в режиме преобладания уровня «В», тогда сознание мастера «садханы» может достаточно расслабиться. Но предельная его минимизация, так называемое простое внимание при смещении «фокуса» восприятия на внутрипсихическое пространство, для «садханы» немыслимо. Для этого либо движение на длительных отрезках времени должно быть полностью устранено, либо обладать скоростью, которая не разрушает, а напротив — стабилизирует и поддерживает процессы, спонтанно развивающиеся в психике на разных этапах самьямы.
Если рассмотреть двигательные варианты медитации буддизма (в том числе «беговую йогу») на отдельных частях тела или ритмичной работе его систем (дыхание, сердце), то они приводят лишь к частичному торможению сознания, зато с глубочайшим последующим перепрограммированием.
На каком-то этапе состояние сознания, обусловленное практикой двигательной «випассаны» и «дхара-садханы», видимо, идентичны. Но если буддизм Хинаяны предлагал динамику дальнейшего, пусть мистического развития — четыре основы осознанности, ведущие к семи факторам просветления и т.д., — то в теоретическом обосновании практики «кругов» кроме акробатики тела мы находим лишь туманные рассуждения о работе с абстрактной энергией, не материальными оболочками и прочей, поднадоевшей уже, экзотикой.
Итак, смысл «дхара-садханы» и место, на которое она способна объективно претендовать в стремлении современного человека к развитию, самопознанию и гармонии до какой-то степени прояснён.
Я неоднократно подчёркивал и повторю ещё раз: создатели этой школы — люди совершенно уникальные, но из их теории и практики однозначный ответ на вопрос: чему ещё, кроме показного внешнего физического совершенства, может служить эта система? — не просматривается.
То, что называется обычно личностными двигательными особенностями — если опять же вспомнить Сида — Бернштейн характеризует следующим образом: «...Проблема моторных профилей есть проблема индивидуальных, конституционно обусловленных взаимоотношений между степенями совершенства и способности к развитию отдельных уровней построения (движений). Эта проблема ...близко соприкасается с вопросом... о моторной одарённости. У разных, вполне нормальных субъектов встречаются очень различные... степени развития отдельных координационных уровней. Есть лица, отличающиеся большим изяществом и гармонией телодвижений (т.е. с выраженным качеством проявления уровня «В»). Существование подобных индивидуальных качественных различий психомоторики также давно и хорошо известно, как и то, что в прямой корреляции с этой наличной пропорцией развития отдельных сторон моторики стоит и способность к усвоению моторных навыков и умений» (с.225).
Отсюда опять-таки следует, что уникальные кондиции являются особенностью этих людей, им присущей, неповторимой, неизменной, как длина шага или узоры на коже пальцев. Это означает, что принципиально невозможно научить любого тому, что демонстрируют мастера этого необычного двигательного «жанра», упорно именуемого ими йогой.
В действительности метод «садханы» только отбирает субъектов необходимой биомеханической «консистенции», которые после соответствующей подготовки демонстрируют феноменальные, завораживающие результаты. Но никто из людей типовых свойств «конструкции» воспроизвести это не способен. Поэтому любые потуги энтузиастов, пытающихся подражать Сиду, мягко говоря, — необоснованны.
В своей работе Бернштейн приводит совершенно потрясающую формулировку, которая на сто процентов относится к практике асан в классической йоге, и далеко не только к ней: «Там, где есть развитие, каждое последующее исполнение лучше предыдущего, то есть не повторяет его. Правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не средство, используемое для решения данной двигательной задачи (например отдельные асаны — В.Б.), а процесс решения (систематическую их практику в необходимом ключе), от раза к разу улучшая средства» (с.230). Это определение на месте любого, занимающегося йогой человека, я бы записал на листке бумаги и приспособил его так, чтобы на время занятий он постоянно оставался в поле зрения.
Ежедневное классическое выполнение асан — это повторение без повторения. Если, конечно, вы успешно овладеваете технологией традиционной йоги. Когда приходит совершенство, наступает высший автоматизм. Но при всём том: «Граница между произвольными и непроизвольными движениями отнюдь не совпадает с границей между движениями сознательными и бессознательными» (с.242).
Что же происходит, если одарённость человека позволяет ему в процессе динамической «садханы» «поймать» переключение на двигательный уровень «В»?
«Если ЦНС сможет найти путь... к использованию реактивных сил, то это создаёт очень большую экономию мышечной активности. Кроме того, движение, которому предоставляется течь так, как этого требует сама природа биомеханического движущегося органа (которым может являться и всё тело), оказывается особенно плавным, лёгким и хорошо оформленным.
...Реактивные силы будут сами содействовать движению, охраняя его от отклонений, восстанавливать равновесие в самые начальные моменты нарушения. Это можно сравнить с желобком, по которому катится шарик. Такое движение обладает динамической устойчивостью. Если подобная динамическая форма найдена и освоена, то очевидно... создаётся очень сильная разгрузка в части... активных мышечных усилий, так как они в немалой мере оказываются заменёнными этими реактивными силами.
И большей частью человек, достигший в каком-нибудь навыке этой стадии развития, субъективно воспринимает только одну сторону дела, не умея в ней дать себе ясный отчёт. Не ощущая тех реактивных сил которые помогают ему двигаться и которыми он научился пользоваться, субъект воспринимает только свои мышечные усилия, которые он теперь тратит значительно меньше.
Кроме того, умение и решимость использовать преобладающую часть реактивных сил ведёт к тому, что мастер полностью освобождает все степени свободы своих кинематических цепей... т.е. ощущает снятие фиксации во всех своих сочленениях. Это умение столь полно использовать свои реактивные силы и связанная с этим максимальная экономичность в расходе активной мышечной работы субъективно воспринимается мастерами как некоторое расслабление. Таким образом высшая форма координации на уровне синергии (уровне «В») является расслаблением незадействованной мускулатуры» (с.256-257).
В последние годы, например, Айенгар заявляет следующее: «Сначала я знал технику, не зная основ. (Непонятное высказывание. Смысл его, видимо, в том, что он, располагая гипермобильностью суставов, просто делал асаны, сам не зная как. Другими словами, просто был способен выполнить, и всё. Это косвенное признание личной феноменальности, которая либо есть либо её нет, научиться этому невозможно — В.Б.). Техника и интеллект это две разные вещи, интеллект позволяет понять принципы практики поз. Принципы, которые определяют технику, понять сложнее, чем саму технику» («Молодость духа», интервью журналу «Йогасара», август, 1994).
По всей видимости, сказанное полностью относится к украинским реформаторам йоги, поскольку в теоретическом обосновании своих систем они упирают на «чистую» эзотерику. В этих книгах не найти внятных обобщений и выводов, принципов и законов, это специфическая беллетристика, после попыток близкого знакомства с которой вспоминается виртуальная мудрость: «Не так страшен Кастанеда, как тот, кто его прочитал».
Говоря о разнице между традиционной и «динамическими» разновидностями йоги, можно ещё отметить, что движение в первой — только частный случай, промежуток между его прекращением, называемом асанами, во втором — наоборот.
В то же время теперешний Айенгар (уже далеко не молодой и скромный ученик гуру Кришнамачарьи) замечает: «Сегодня я отрабатываю искусство простоты, чтобы самые деликатные и сложные аспекты (йоги) можно было описать понятными для всех словами». И далее он, вышедший из той же самой традиции, что и Паттабхи Джойс, известный запредельными нагрузками в свей практике, добавляет: «Термин «интенсивность» часто неправильно понимают. Это в гораздо большей степени ментальное, а не физическое действие, тогда как многие понимают это как «заставлять потеть». Как, интересно, прокомментировали бы эти слова мастера «садханы», которые сами почти всегда насквозь мокры от пота во время тренировок, уже не говоря об их учениках?
Следующая тема, которую необходимо затронуть, это воздействие практики йоги тела на сознание. Каждая единица объёма организма представлена иннервацией в центральной и периферической нервной системах. Характер прямых и обратных (афферентных и эфферентных) сигналов, идущих с центра на периферию и обратно, в обычной человеческой деятельности стандартен. Когда начинается прирост гибкости, он ощутимо меняется, что не может не воздействовать на соответствующие структуры мозга, в которых неизбежно отражаются наступившие изменения. Таким образом, увеличение обшей мобильности, представляя собой изменение качества тела, сопровождается непосредственным влиянием на мозг, следовательно, и на свойства личности в целом. Вызывая изменения в теле, мы неизбежно изменяем всё своё существо.
Иногда человек, регулярно практикующий йогу, никак не отслеживает этапы своей трансформации. У людей такого склада как бы ничего особенного и не происходит даже при самой тщательной и наирегулярнейшей практике. Просто в какой-то момент времени с изумлением осознаётся: а ведь раньше этого я не мог! Преобразования фиксируются постфактум, когда они уже произошли, и на какой-нибудь банальной мелочи ты вдруг буквально утыкаешься в новое качество.
Личности с подобным модусом восприятия осознают психологические следствия практики только через долгое время и то лишь в результате изменившихся реакций внешнего мира (в частности социума) на их действия. Это осознание от противного: «Я как будто остался собой, но всё в окружающем настолько поменялось, стало до такой степени иным, что я только кажусь себе прежним» Часто задолго до самого человека перемены в нём самом и его поведении замечают родные и близкие.
Некоторые же весьма тонко отслеживают в себе именно ежедневные изменения, несмотря на всю микроскопичность последних. Как правило, это личности интравертного склада, либо имеющие длительные неприятности со здоровьем.
Кем определён маршрут человека по жизни, от чего зависит его «конфигурация» со всеми следствиями и промежуточными итогами, подводя которые мы произносим странное слово «судьба»? Ницше так сформулировал когда-то свой парадокс: «Истина есть заблуждение». Одна из интерпретаций смысла этой формулировки может быть такой: мы просто живём как живётся.
Поскольку громадную, не выясненную до конца роль в человеческом восприятии и реакциях играет бессознательное, то истинные причины действий и поступков нам самим никогда до конца не известны. Говорить об истинности либо ложности на самом деле нельзя, критерий один: приблизительные результаты действий, которые более или менее нас устраивают. В сущности, человек никогда до конца не знает, почему он поступает так, а не иначе. Сознание как бы выбирает цели и пути к ним — этот момент всегда в фокусе. Но бессознательное — это периферия восприятия, которая во много раз больше фокуса, и неясно кому принадлежит решающая роль в стратегии и тактике — разуму либо интуиции?
Конфигурация жизненной линии в подавляющей своей части сформирована множеством мелких случайностей. Оказавшись в какой-то точке и оглядываясь назад, человек видит: вот она эта дорога, оставшаяся позади. Но когда он начинает искать объяснение, отчего она такая, подыскивать логические обоснования причудливым изгибам пройденного пути — то с этого момента неминуемо впадает в заблуждение. Интеллектом не обосновать хаотический след, который я прочертил в пространстве этого мира в результате суммы полностью осознанных, полуосознанных, вообще неосознанных состояний, действий и поступков. Детерминизм здесь неприменим так же, как и релятивизм. Можно считать, что путь предопределён. Либо, что жизнь и судьба человеческая — лишь случай, игра теней.
Модель мышления, дошедшая к нам из античности, основана на полярности: есть чёрное и есть белое, «да» и «нет», ночь и день, правда и ложь. Древнеиндийское представление таково: нет ни чёрного, ни белого, есть только майя, иллюзия, творимая высшей реальностью. Древнекитайская модификация подхода, видимо, более реалистична — чёрное будет белым, и наоборот, через изменения и переходы пропорций и сочетаний, непрерывную игру гаммы полутонов, состояний, ощущений происходят бесконечные перемены, и единственное, что является достоверным в нашей жизни — это краткость периодов стабильности.
Результат интеграции йоги в жизнь индивидуума весьма интересен. Вы постепенно оказываетесь в таких пространствах бытия, сознания, событий, куда никогда не удалось бы попасть в результате течения обычной жизни. «Тебя забрасывает в какие-то иные места, где ты попадаешь на магнитные линии законов» (М.К. Мамардашвили). Случайности и тогда не могут нас покинуть, но они почему-то начинают почти всегда складываться так, как необходимо. Если же человек задумал посредством йоги получить материальную выгоду, эффект практики — как бы она совершенна не была — вначале станет минимальным, затем отрицательным, изолирующим субъекта от социума, а впоследствии приобретёт разрушительный характер.
Вернёмся к случаю, когда человек в процессе практики замечает в себе текущие изменения. Вначале они действуют, как резец скульптора, отсекая от тела, сознания, души лишнее, несвойственное природе данной личности. Потом на месте этого лишнего, а точнее недостающего, начинает нарастать «ткань» необходимого, присущего, восстанавливается то, что было стёрто, изломанно жизнью и её обстоятельствами, а также собственными ошибочными представлениями и действиями.
В чём же и как могут проявляться видимые изменения при систематической практике йоги? Существует четыре их основных вида: преимущественно телесные эффекты, нервно-психические, комбинированные, и, наконец, нечто проявленное вне тела и сознания.
Следует отметить, что регулярная практика асан часто делает видимыми нарушения психосоматики, которые до этого находились в скрытой, латентной фазе своего развития. У здоровых в целом людей через какое-то время может наступить состояние определённой неустойчивости. Подобно тому, как первым признаком пробуждения Кундалини является беспричинная депрессия, так перестройка психосоматики начинается с возникновения нулевого состояния, выхода в точку разрыва, бифуркации, когда привычное самочувствие теряет устойчивость.
Причём возникает это, что называется, на ровном месте, без какой-либо видимой причины. Более того, иногда началом потери устойчивости оказывается именно слишком отчётливое, какое-то выпуклое ощущение полнейшего внутреннего благополучия. И следующая затем ярко выраженная «отмашка» крайне удивляет и озадачивает. Если уровень качества таков, что в теле не возникает особых реакций, то какие-то проявления могут возникнуть в нервно-психической сфере. Чем слабее организм физически, тем сильнее нулевое состояние переживается самочувствием тела.