Проблема первоначала в античной философии. Феномен Сократа и сократические школы

Античная философия возникла в греческих городах-государствах(полисах) на рубеже 8-6 вв. до н.э. Испытав период блестящегорасцвета в 6-5 вв. до н.э. она продолжала развиваться в эпохуМакедонского и Римской империи вплоть до начала 6 в. н.э.Периоды античной философии:

1) натуралистический (проблемы космоса и поиска первоначалабытия) – милетская школа, пифагорейцы, элеаты, физики-эклектики.

2) гуманистический (софисты, Сократ) – пыталисьопределить сущность и человека, рассматривали вопросы счастья,свободы, морали.

3) период большого синтеза Платона и Аристотеля – открытиеидеального бытия, формулировка основных Ф. проблем,построение первых крупных метафизических систем.

4) эллинистические школы эпохи завоеванийМакедонского – кинизм, эпикуреизм,стоицизм, скептицизм.О чем же размышляли те, кого называют философами? Их внимание на протяжении веков привлекала природа. Об этом говорят сами названия многих философских трудов (Лукреций "О природе вещей"; Бруно "О бесконечности, вселенной и мирах"; Дидро "Мысли об истолковании природы; Гегель "Философия природы"; Герцен "Письма об изучении природы" и др.).Именно природу сделали предметом изучения первые греческие мыслители, в чьих трудах Ф. предстала в образе натурфилософии (философии природы). Каждое конкретное наблюдение они старались присоединить к пониманию волновавших их принципиальных вопросов. Прежде всего, их занимало возникновение и строение мира - Земли, Солнца, звезд (то есть космогонические и космологические вопросы). Ядром Ф. на ранних стадиях ее развития было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все возвращается. Считалось, что рациональное понимание того или иного явления по существу и означало сведение его к единой первооснове. В многообразии позиций сохранялась осн. задача: связать фрагменты человеческих знаний воедино. Тем самым проблема первоосновы, первоначала смыкалась с другой важной проблемой: единого и многого.

В начале 4 века до н.э. некоторыми учениками Сократа были основаны новые философские школы, получившие наименование сократовских/сократических. Школы: 1) мегарская; 2) элидо-эретрийская; 3) киническая; 4) киренская; 5) Академия Платона. Каждая из этих школ по-своему решала поставленные Сократом вопросы о высшем благе, о возможности познания, о предмете общих понятий, об их достоверности и о целях практич. деятельности, ведущих к благу.

Для всех школ авторитетной фигурой был Сократ, память о котором его последователи стремились зафиксировать в «сократич. сочинениях». Гл. персонажем этих сочинений был Сократ, а гл. задачей – описание его характера.

Все сократические школы большое внимание уделяли этическим вопросам, считая добродетель необходимым условием счастья, а Ф. – воспитанием души.

1. Мегарская школа. Основана уроженцем Мегары, Евклидом. Мегарская школа просуществовала до середины 3 в. до н. э. и имела ряд последователей: Диодора и Стилпона. В основе учения мегарской школы лежала мысль, будто предметом знания могут быть только «бестелесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий.

Целью философов мегарской школы являлось доказательство истинности философии Парменида — что сущее едино и что множественности вещей не существует. Они доказывали, что чувственное знание не существует, а если существует, то оно ложно, обманывает нас и приводит к неразрешимым противоречиям.
Вывод, который делает мегарская школа, таков: показания органов чувств являются не истинными, бытие едино, множественности вещей не существует. Других положительных тезисов не выдвигали, поэтому их часто называли спорщиками. Школа просуществовала не так долго, оказала большое влияние на возникновение в последующем школ скептического направления.

2. Элидо-эретрийская школа. Была основана Федоном; один из деятелей этой школы Менедем положил впоследствии начало эретрийской школе. Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако школа не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев, с которыми ее представители разделяли взгляд на единство доблести и блага.

3. Киническая школа. Основателем был Антисфен. Резко выступал против учения Платона о бестелесных постигаемых умом «видах», или «идеях». Из учеников Антисфена выделился Диоген из Синопа. Идеи кинической этики обнаруживают свою силу еще в 3 веке до н.э. Осн. теоретическое положение-отрицание реальности общего. Существуют только единичные вещи. Понятие есть лишь слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть.

По этике киников мудрость состоит не в теоретическом знании, а в познании блага. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью доброжелательной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь, а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей.

4. Киренская школа. Вместе с киниками Аристипп исходит из убеждения, что предметом знания может быть только практически достижимое благо. Орудием познания могут быть только наши ощущения. Наслаждение не может быть состоянием безразличного покоя, а лишь положительным удовольствием. Ни прошлое, ни будущее нам не принадлежит, ни раскаяние, ни надежда на будущее, ни страх перед будущим не имеют никакого смысла. Цель жизни – в наслаждении настоящим. Из всех возможных наслаждений наиболее желательны чувственные, так как они самые сильные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить нам страдание.

5. Академия Платона. Вещи не рассматриваются в их привычном экспериментальном существовании. Для всякой вещи фиксируется смысл, идея, которая, для каждой вещи данного класса вещей одна и та же и обозначается одним именем. Платон убежден, что без обращения к идеям никак не обойтись, т.к. это единственный путь преодоления многообразия, неисчерпаемости чувственно-эмпирического мира.

Идеи объективны и они могут существовать и без сопричастности к вещам, порой пересекаясь в них, порой покидая их.

В целом, учеников Сократа принято разделять на 2 группы: с одной стороны, это гениальный ученик Сократа Платон, который разработал свою собственную философскую систему, с другой — так называемые «сократические школы», менее известные, менее влиятельные, чем Академия Платона, но не менее интересные.