Понятие товарной структуры мировой экономики: многоуровневый подход. Общее понятие отраслевой структуры мировой экономики.
В товарной структуре мировой экономики выделяют рынок базовых товаров (минеральное сырье и сельскохозяйственная продукция) и рынок готовых изделий. Во второй половине ХХ века в условиях развития автоматизации и электроники, телекоммуникаций и биотехнологий мировой рынок готовых изделий разделился на три яруса (или «этажа»).
Верхний ярус («четвертый этаж»), по классификации ОЭСР, включает такие товары как:
- аэрокосмическая техника;
- автоматизированное конторское оборудование;
- информационная техника;
- электроника;
- фармацевтика;
- точные измерительные приборы;
- электрооборудование.
Удельный вес данного яруса в общем объеме мирового товарооборота составил в середине 90-х гг. около 20%. Это самый быстрорастущий и перспективный (с точки зрения экспортных доходов) сегмент мирового рынка. США от экспорта наукоемкой продукции получают ежегодно около 700 млрд. долл., Германия – 530 млрд. долл., Япония – 400 млрд. долл.
«Третий этаж» (ярус) – это рынок средне технологичных, как правило, капиталоемких готовых изделий, которые производятся в основном так называемыми новыми индустриальными странами. К этим товарам относят:
- транспортные средства;
- резинотехнические и пластмассовые изделия;
- продукты основной химии;
- продукты деревообработки.
«Второй этаж» (ярус) – это рынок низкотехнологичных, но трудоемких готовых изделий, производимых обычно в странах, которые находятся на ранних ступенях индустриализации и располагают избыточной и дешевой рабочей силой, как правило, низкой квалификации. К таким товарам относят следующие:
- продукция черной металлургии;
- строительные материалы;
- текстильные и швейные изделия;
- обувь.
Нижний «четвертый этаж» (ярус) – это:
- продовольствие;
- природные ресурсы и их производные;
- продукты лесного хозяйства и рыболовства.
Основные производители – это аграрные и аграрно-индустриальные страны, представляющие периферию мировой экономики.