Современные подходы к определению здоровья и болезни. ЗОЖ и проблемы его формирования.

Длительное время понятие «здоровье» выводили из противопоставления с болезнью: отсутствие болезни означает здоровье. На основании такого подхода строились системы медико-социальной профилактики. До сих пор важнейшими принципами профилактической медицины считались принципы диспансеризации с целью выявления заболеваний и последующим наблюдением и лечением больных. В развитии понятия здоровья в доступной литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе-условное можно назвать «относительным», т.к. здоровье определяется относительно так наз-мой. «нормы», и третье, менее развитое, фундаментальное исследование категории здоровья как определенного состояния сложной биосистемы – организма человека. Из множества определений здоровья наибольшее распространение получило определение, данное ВОЗ: «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» Среди конкретных признаков здоровья ряд авторов предлагают выделять следующие: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, резервные возможности основных функциональных систем, уровень неспецифической резистентности и иммунной защиты, личностные качества человека. На сегодняшний день у выпускников школы, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно-значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье.

9 Первичная и вторичная профилактика заболеваний детей. Медицинский патронаж и диспансерное наблюдение. Профилактика — это система мер (коллективных и индивидуальных), направленных на предупреждение или устранение причин, вызывающих заболевание, различающихся по своей природе. Первичная профилактика — это система мероприятий, направленная на устранение причин возникновения болезней. Первичная профилактика призвана предупредить возникновение заболеваний Задача первичной профилактики — улучшение состояния здоровья детей и взрослых на протяжении всего жизненного цикла. Базой первичной профилактики является опыт формирования средств профилактики, рекомендации по здоровому образу жизни, народные традиции и обряды поддержания здоровья, соблюдение гигиенических норм и правил. Вторичная профилактика — это система мероприятий, направленная на предупреждение прогрессирование имеющегося забо-левания, на раннее выявление доклинических признаков заболеваний (на стадии предболезни), показателей наследственной предрасположенности людей, выявление факторов риска заболеваний и прогнозирование риска, а также своевременное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий с целью предупреждения развития болезни.

Патрона́ж (франц. patronage покровительство) форма работы лечебно-профилактических учреждений, основными целями которой являются проведениена дому оздоровительных и профилактических мероприятий, внедрение правил личной гигиены иулучшение санитарно-гигиенических условий в быту. Особенно широко П. используется в учрежденияхохраны материнства и детства, некоторых диспансерах. Осуществляется врачами, участковыми(патронажными) сестрами детских поликлиник, диспансеров и сельских врачебных участков, фельдшерамии акушерками женских консультаций и фельдшерско-акушерских пунктов. Особой формой П. является уходза одинокими и престарелыми больными, осуществляемый патронажными медсестрами обществ КрасногоКреста и Красного Полумесяца.

диспансерное наблюдение-составная часть диспансерного метода, заключающаяся в активном наблюдении за состоянием здоровьялица, находящегося на диспансерном учете, предусматривающая проведение врачебных осмотров испециальных исследований (рентгенологических, лабораторных и др.) с периодичностью, зависящей отхарактера заболевания и уровня компенсации нарушений здоровья у данного лица или от особенностейусловий его труда.

10.Диатез —состояние, которое причиняет ребенку значительный дискомфорт, а в дальнейшем может стать причиной таких серьезных заболеваний, как аллергия или бронхиальная астма. Поэтому при диатезе очень важны профилактика и правильный уход за ребенком. То, что он ест

диатез — это не болезнь, а именно склонность организма к проявлению опред-ых заболеваний. Наиболее распро-ные проявления — различные кожные высыпания .частые спутники диатеза — нарушение стула, першение в горле и кашель. Правильный уход за ребенком с диатезом должен начинаться, с правильного питания. основная причина проявлений диатеза — ошибки введения прикорма.

Всемирная организация здравоохранения не рекомендует вводить прикорм до 6 месяцев. Да и после этого срока правила строгие. Не более одного нового продукта в 1-2 недели. Новую еду давать в конце кормления, по возможности смешивая со знакомой. Первая доза нового продукта должна быть как можно меньше и увеличивать ее нужно как можно медленнее. Исключить из питания малыша все высокоаллергенные продукты: мясные и куриные бульоны, все красные продукты, сахар. Очень часто реакцию может вызвать коровье молоко, яичный желток, сметана. Из круп — манная и пшенная. Из фруктов — цитрусовые, гранаты, абрикосы, персики, дыни. Сухофрукты, орехи, грибы, шоколад, мед, различные деликатесы — все это тоже опасно.

Уход за кожей ребенка с диатезом должен быть индивидуальным: то, что подошло другому малышу, вашему может оказаться бесполезным. Подбирать средства постепенно, пробуя и наблюдая за реакцией. Лицо мыть кипяченой водой или настоем ромашки. Обязательно купание: оно уменьшает зуд, успокаивает. Не менее раза в неделю это должна быть обычная, гигиеническая ванна с кипяченой водой, детским или косметическим мылом. В конце мытья обливайте ребенка отваром какой- нибудь лечебной травы (ромашки, череды), приготовленным по рецепту, указанному на упаковке.

Диатез бывает сухим и мокнущим. Сухой диатез проявляется в виде шелушащихся покраснений и отечностей на отдельных местах кожи, часто зудящих. При продолжительном диатезе появляются корочки, причиняющие беспокойство ребенку. Купать при сухом диатезе можно каждый день. Для снятия воспалений и улучшения состояния кожи готовить ванны с добавлением отвара из пшеничных отрубей. После купания на пораженные участки кожи следует нанести какое-либо увлажняющее средство из детской косметики.

Мокнущий диатез всегда сопровождается сильным зудом. На пораженной коже возникают пузыри, которые лопаются и образуют мокнущие участки. При мокнущем диатезе ежедневно не дольше 12-15 минут принимают ванну с отваром из коры дуба, а кожу мажут кремами с окисями цинка и противовоспалительными веществами. Можно сделать примочку из крепкого чая. Противовоспалительным эффектом также обладают отвары из ромашки и череды. Однако помните, что на любые травы у малыша тоже может возникнуть реакция, особенно опасны в этом отношении чистотел, крапива.

При диатезе ребенок часто расчесывает кожу. Чтобы этого не происходило, наглухо зашейте рукава его одежды или наденьте варежки. Пеленки и белье малыша стирайте только детским или косметическим мылом, кипятите в растворе детского мыла, тщательно прополаскивайте и проглаживайте.

11. Дистрофия у детей: лечение и симптомы Дистрофия у детей – хрон-ое расстройство питания и трофики тканей, нарушающее правильное, гармоничное развитие ребенка. Виды заболевания По классификации Сперанского различают: 1) гипотрофию, протекающую со снижением массы тела по отношению к его длине; 2) паратрофию с нормальной или избыточной массой тела; 3) гипостатуру с пропорциональным уменьшением массы и длины тела. В нашей стране наблюдается тенденция к увеличению числа детей с паратрофией, сопровождающейся избыточной массой тела и ожирением. Дистрофия может возникнуть у человека любого возраста. У детей первых лет и месяцев жизни она встречается значительно чаще, развиваясь даже при незначительных отклонениях в питании, инфекционных заболеваниях. Это дает право расценивать ее как особую форму патофизиологической реакции организма ребенка на любое вредное воздействие и выделять как самостоятельную нозологическую форму. Дистрофии и в настоящее время являются одной из важнейших проблем здравоохранения развивающихся стран, встречаясь у 10 - 20% детей в возрасте до 4 лет. В нашей стране гипотрофии тяжелой степени наблюдаются редко (0,5 - 2 %) и больше распространены гипотрофии легкой и среднетяжелой степени. Гипотрофия среднетяжелой и тяжелой степени нарушает формирование центральной нервной системы, эндокринного аппарата, иммунокомпетентных органов. дети отстают как в физическом, так и в умственном развитии, чаще и тяжелее болеют инфекционными заболеваниями. дистрофия, перенесенная в раннем детстве, может в дальнейшем привести к отставанию в росте, снижению устойчивости к физическим и психическим нагрузкам, предрасполагает к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного, тракта. Причины возникновения болезни. Различают дистрофию перинатального происхождения, возникшую внутриутробно или в течение первых недель жизни, и постнатальную, резвившаяся после рождения под влиянием различных факторов. В мире число детей с перинатальной дистрофией постоянно увеличивается, в настоящее время она наблюдается у 20 - 30% новорожденных. Постнатальная дистрофия у детей может быть вызвана разнообразными эндо-ми экзогенными факторами. К эндогенным относятся пороки развития внутренних органов, особенно желудочно-кишечного тракта; врожденные и наследственные синдромы. Средства от дистрофии для детей Фермент -терапия проводится с первого дня лечения и продолжается длительно. Назначают следующие средства: соляную кислоту с пепсином (1 и 2 г на 100 мл воды детям до 1 года; 2 и 4 г на 100 мл воды более старшим детям, по 1 чайной ложке за 10-15 мин до еды) и панкреатин с карбонатом кальция (по 0,1 г на год жизни за 40 мин до еды, или сразу после еды, или вместе с едой). Курс лечения - 1 мес. Вместо этих препаратов или вслед за ними проводят второй курс - лечение абомином: до 1 года - 0,05 г 3 раза, после года - 0,1 г 3 раза во время еды, в течение 1 мес. Витамины С и группы В вводят парентерально в дозах, в 3 - 5 раз превышающих возрастные. Витамин А в случае необходимости витамин D назначают внутрь.

 

12.Механизмы передачи инфекции. Иммунитет. Иммунопрофилактика. Механизмы и пути передачи инфекции.

Фекально-оральный – механизм проникновения возбудителя из кишечника больного (через грязную почву, немытые руки, воду и продукты питания) через рот в организм другого человека. Вторым распространённым механизмом передачи инфекции является парентеральный Парентеральный – механизм передачи инфекции, когда она внедряется в организм, минуя желудочно-кишечный тракт, т.е. через кровь (в том ч перинатального происхождения, возникшую внутриутробно или в течение первых недель жизни, и постнатальную, резвившаяся после рождения под влиянием различных факторов. В мире число детей с перинатальной дистрофией постоянно увеличивается, в настоящее время она наблюдается у 20 - 30% новорожденных. Постнатальная дистрофия у детей может быть вызвана разнообразными эндо-ми экзогенными факторами. К эндогенным относятся пороки развития внутренних органов, особенно желудочно-кишечного тракта; врожденные и наследственные синдромы. Средства от дистрофии для детей Фермент -терапия проводится с первого дня лечения и продолжается длительно. Назначают следующие средства: соляную кислоту с пепсином (1 и 2 г на 100 мл воды детям до 1 года; 2 и 4 г на 100 мл воды более старшим детям, по 1 чайной ложке за 10-15 мин до еды) и панкреатин с карбонатом кальция (по 0,1 г на год жизни за 40 мин до еды, или сразу после еды, или вместе с едой). Курс лечения - 1 мес. Вместо этих препаратов или вслед за ними проводят второй курс - лечение абомином: до 1 года - 0,05 г 3 раза, после года - 0,1 г 3 раза во время еды, в течение 1 мес. Витамины С и группы В вводят парентерально в дозах, в 3 - 5 раз превышающих возрастные. Витамин А в случае необходимости витамин D назначают внутрь.

 

12.Механизмы передачи инфекции. Иммунитет. Иммунопрофилактика. Механизмы и пути передачи инфекции.

Фекально-оральный – механизм проникновения возбудителя из кишечника больного (через грязную почву, немытые руки, воду и продукты питания) через рот в организм другого человека. Вторым распространённым механизмом передачи инфекции является парентеральный Парентеральный – механизм передачи инфекции, когда она внедряется в организм, минуя желудочно-кишечный тракт, т.е. через кровь (в том числе при многоразовом использовании шприца). Аэрогенный – передача возбудителя может осуществляться путем вдыхания возбудителя. Контактный – передача возбудителя осуществляется при попадании возбудителя на кожу или слизитые (как правило с микротравмами).Иммунитет (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо), невосприимчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам антигенной природы, несущим чужеродную генетическую информацию. Наиболее частым проявлением И. является невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.Врождённый И. (неспецифический, конституциональный, видовой) — невосприимчивость, связанная с врождёнными биологическими (наследственно закрепленными) особенностями организма. Приобретённый И. (специфический) — невосприимчивость организма к инфекционным заболеваниям, возникающая в течение жизни организма Иммунопрофилактика(от иммунитет и профилактика), раздел практической иммунологии, задача которого — предупреждение развития инфекционных заболеваний введением иммунологических препаратов — вакцин, сывороток иммунных, гамма-глобулинов и др. для создания иммунитета. С помощью И. предупреждают многие инфекционные заболевания, например полиомиелит, жёлтую лихорадку, дифтерию, столбняк, оспу и др. В задачу И. входит также создание более совершенных вакцин, в частности против брюшного тифа, холеры, дизентерии. Вероятно, в будущем методы И. удастся применить в борьбе с паразитарными заболеваниями — шистосоматозом, малярией, глистными инвазиями и др.