В соответствии со ст. 10 Конституции РФ, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти.
Основной функцией законодательной власти является принятие законов, исполнительной власти – исполнение принимаемых законодательной властью законов, судебной власти – осуществление правосудия.
Деятельность органов каждой из ветвей власти независима друг от друга и не подчинена друг другу, они самостоятельны.
Для того, чтобы не допустить нарушений в сфере взаимоотношений трех ветвей власти Конституция РФ предусматривает систему сдержек и противовесов, не допускающую преимущественного положения одной ветви власти над другой. Например:
- право Государственной Думы давать согласие на назначение Председателя Правительства РФ, выражать недоверие Правительству РФ;
- право Президента РФ распускать Государственную Думу и др.;
Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Государственная власть едина, функции по ее осуществлению распределяются между государственными органами. Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в РФ осуществляют:
- Президент РФ;
- Федеральное Собрание;
- Правительство РФ;
- Суды Российской Федерации.
Государственная власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Однако, несмотря на провозглашение целого ряда демократических принципов, их реализация значительно осложнена. В первую очередь, это связано с оформившейся в России суперпрезидентской системой. Президент РФ имеет в своих руках сильные рычаги воздействия на все три ветви власти: законодательную (право законодательной инициативы, право подписывать законы, право отлагательного вето, для преодоления которого необходимы 2/3 голосов в обеих палатах Парламента), исполнительную (формирование Правительства и руководство им, кадровые назначения ключевых должностных лиц в государстве, принятие решения об отставке Правительства) и судебную (назначение судей, предоставление Совету Федерации кандидатур судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, кандидатуры Генерального Прокурора). Фактически Президент поставлен над Парламентом, Правительством и Судом.
Сегодня в России наиболее сильной ветвью власти является исполнительная власть во главе с Президентом. Бесспорно, что в сложный переходный период необходимо укреплять исполнительную власть, однако, это усиление идет за счет законодательной и судебной ветвей власти, что приводит к дисбалансу властей.
В ст. 8 Конституции РФ закреплен принцип экономической свободы в государстве как основу конституционного строя. В ней сформулированы важнейшие стороны экономической свободы:
- единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Ст. 74 Конституции РФ не допускает установления каких-либо границ или иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья, охраны природы и культурных ценностей;
- поддержка конкуренции, обеспечивается предоставлением субъектам предпринимательской деятельности равных прав и возможностей в сфере гражданского оборота, а также ограничением монополистической деятельности на рынке;
- свобода экономической деятельности – означает применение диспозитивного метода в регулировании хозяйственной деятельности предпринимателей. Предпринимательство – деятельность, осуществляемая на свой риск. Государство, его органы не вправе вмешиваться в предпринимательскую деятельность, устанавливать какие-либо планы, директивы и т.п. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется двумя основными путями: через гражданское и через финансовое законодательство;
- многообразие и равная защита форм собственности.