Можно-то, наверное и можно, только можно я поинтересуюсь – зачем это нужно? Для более глубокого воздействия акции на умы?

В случае с телевизором товарищи медийцы имеют вполне конкретные цели, суггестивность, так сказать. Им Выгодна манипуляция массовым сознанием. Выгодна ли будет она Нам (и если да, то в чём Выгода)?

Хотим ли этого мы? То есть нужно ли нам Строго Прогнозируемое и Многофазное (МобАртом, кстати, попахивает), как в СМИ, воздействие на зрителя моба, или может просто хватит Вспышки?

SP 30.03.2004 22:37

Для чего это нужно?? много для чего...

сама идея может до такой степени развиться, что нам светит очень много страшных лет в колонии строгого режима я предлагаю изучить проблему Привлечения Внимания, а не деятельности и поведения...

...Во всём мире запрещено работать и изучать проблему воздействи на внимания человека, на деятельность, на поведение (я предлагаю изучать не воздействие, а привлечение) это разрешено только в одной стране мира – Бутан причина этому одна: там запрещено телевидение ну, там конечно есть телевизоры, но они только в посольствах и на военных объектах. За изучение теории, я думаю, что нам ничего не будет.

Возвращаясь к вопросу о причине: ты представляешь, что можно устраивать, подчинив себе внимание зрителя??...Безусловно этот аспект полезен в рекламных целях. Но мы можем это использовать и для Моба.

 

Привожу пример:

Создавая многофункциональную акцию, нам в каждом акте и действии нужна внезапность, таким образом человек попадает в, так называемый «живой театр», и данный человек становится его невольным зрителем...

 

dmok 31.03.2004 05:28

То есть я так понял, для усиления эффекта от акции. (Поправьте если нет). Цель, в принципе, благородная, у меня, лично, возражений нет.

 

Теперь касаемо самого вопроса («упорядоченного и спланированного привлечения внимания зрителей во время акции»).

 

Надо определиться:

1) сколько раз мы хотим привлекать внимание (помимо первого базового раза)

2) каков характер «скачков внимания» (по нарастанию, по убыванию, хаотичный, постоянный, заманивание внимания с целью какого-либо финального особо мощного импульса)

3) непосредственно сами технологии привлечения внимания (это-то, как я понял – интересует больше вас всего)

4) какого эффекта мы хотим достичь («мораль», которую должен вынести зритель).

 

sir_michael 31.03.2004 09:33

2SP: Прежде всего, позвольте Вас успокоить: за изучение проблемы воздействия на внимание (поведение, деятельность и т.д.) человека никто Вас в тюрьму не посадит. Это и так изучается практически всеми – от философов и педагогов до политтехнологов. И применяется не менее активно...

Скажем, такая тема, как «Методология формирования настроений профессиональных коллективов» – вообще из программы 2-го курса.

Не так страшен черт...

Так что если Вы не собираетесь вживлять электроды в подкорку случайным прохожим на улице или врубать низкочастотный генератор в вагоне метро – ничего Вам не грозит. Другое дело, что работа это крайне нудная, сродни заполнению «Дневника природных явлений» в средней школе, и требует не столько творческого взлета, сколько нудной размеренности и усидчивости. Тоска зеленая, одним словом...

 

Теперь – о главном. Насколько я понял, речь идет о разделении действий участников ФМ во время акции на фазы.

Штука интересная, In My Humble Opinion. И dmok прав – она действительно способна многократно усилить эффект акции. И, наверное, неважно, по какому алгоритму это будет выстроено – по нарастанию или угасанию. Главное, чтобы этого Реально требовал сценарий ФМ. Ведь сами посудите – если сценарий будет минималистический, «точечный» (а таким, опять же (имхо) и должен быть сценарий идеального фм), а мы «за уши» будем притягивать разделение на фазы (или группы) – лажа может получиться страшная. В этом случае сценарий нужен – «держите меня пятеро». Концептуальный, социально значимый... Умный, одним словом, сценарий. И массовость, конечно...

Получается, что достаточно непростую штуку ты предлагаешь. Хотя интересную, очень интересную...

 

-=Tyler=- 04.04.2004 06:14

Возьмём простой пример:

Помещение... время ХХ:ХХ... заходит группа мобберов во всём Белом, шастает (если магазин, то пялится в витрины в опр. отделе)... во время ХХ:ХХ+5минут «рассасываются» (уходят т.е.)...
Время ХХ:ХХ+10минут... подтягивается вторая группа вся в Чёрном... так же бродят... время ХХ:ХХ+15минут уходят... Далее заходит опять группа «белых» или «зелёных», хоть каких... И делает тоже... Всё как бы случайно получается, но это заметят...

 

dmok 05.04.2004 16:36

Каков Конкретный месидж многошагового сцена. (тут многое зависит от самого сцена, но) Например, если построить сцен по кумулятивнному принципу с постепенным нарастанием (арифметическая или геометрическая прогрессия) запланированного воздействия на зрителя + обязательный сверхяркий финал – это будет одно. (неодинаковая значимость вспышек). Можно построить по-другому: равнозначные вспышки в отношениях констраста (см. «чёрное и белое» выше). Третий принцип – сверх-быстрое и с виду хаотичное привлечение внимания к различным группам, которые рассредоточены в пространстве. Вариантов множество.

Ещё один вопрос, который был затронут: сигнал-переключатель внимания. SP предложил громкий звук (выкрик, свисток, гудок и т.п.) – очень действенный метод. Можно также попробовать и с каким-либо ярким источником света, только где ж его возьмёшь...

 

 

Формы проявления флэшмоба зависят от направленности и способа проявления.

 

X-mob (eXperimental mob)

 

Это акции флэшмоба, в которых участники пытаются смоделировать тонкое, порой едва уловимое, социо-коммуникативное пространство, в котором на первом месте стоит переживание самих участников. Нет задачи произвести впечатление на внешнего зрителя. Действия участников настолько приближены к повседневности, что их образ начинает «мерцать». Становится непонятным, видишь ли ты действия, выполняемые по сценарию, или это всего лишь действия обычного прохожего, случайно повторившего то, что написано в сценарии. Этот моб порождает эффект изменения сознания, похожий на эффект психотропных веществ.

 

А какие же «действия» происходят в икс-мобе? Чем он здесь отличается от «обычного»? Все действия в икс-мобе укладываются в так называемый принцип «простых движений». Или, кратко,- ПД. Действия, подпадающие под этот принцип, можно считать такие, которые никогда не привлекут внимание толпы/в толпе, если их будет совершать один человек (по сути - выполнять сценарий в одно лицо). Очень и очень немного людей, например, обратят внимание на вас, если вы поправите галстук, или расстегнёте пуговицы. А если вас «будет» много? Но не стоит воспринимать ПД действительно простыми и обыденными (ведь сразу можно подумать, что все здесь донельзя обыденно и скоро надоедает и приедается). Не стоит считать, что их – не такой уж и большой набор, причем, состоящий из стандартов. Нет. Комплекс ПД подразумевает под собой все действия, которые делаются максимально естественно, без суеты и явного акцентирования на них внимания прохожих. ПД – это состояние во время совершения чего-либо, когда вы внутренне и внешне не стремитесь к тому, чтобы вас заметили, ведь вам это совершенно не нужно!

return false">ссылка скрыта

 

L-mob (Long mob)

 

В этих мобах сценарий реализуется участниками на протяжении какого-то длительного времени. Место его проведения может быть так же распыленным в пространстве города. Больше всего этот тип флэшмобов напоминает определенные «ритуалы» или «правила поведения» и приближается к выстраиванию новых социальных порядков, стремится перепрограммировать каждодневный общепринятый распорядок жизни.

 

Примером медленного моба может использование какого-то места, объекта. А именно – выделение этого объекта на каком-нибудь фоне (улицы, например). Выделение одинаковыми действиями мобберов. Причем это не значит, что все мобберы в один момент, скажем, повесят разноцветные ленточки на одно дерево за пять минут, и разойдутся. Отнюдь. Если растянуть действия мобберов во времени, то можно создавать некую «легенду» места. Труба, возле которой все перекладывают мобильный телефон из кармана в карман. Вход в магазин, возле которого все проходящие зевают. И так далее, до бесконечности. Прелесть этого моба в том, что посторонние прохожие сами втягиваются в моб. Ведь создавая некую традицию поведения возле конкретного места, вы тем самым даете понять окружающим, что-де «тут так принято!» А уж такой весомый аргумент крыть нечем.

 

Медленный моб в икс-мобе. В чем х-моб чаще отступает от классических канонов флэшмоба, так это во времени. В продолжительности самой акции. Икс-моб зачастую не вмещается в рамки пяти минут. Он может идти и все 10-15 минут (хотя вы наверняка замечали, что во время моба время летит особенно быстро), а сейчас уже планируются моб-акции и на все 20 а то и 30 минут, сложные по технике (например, включающие в себя несколько мини-мобов). Если говорить именно о времени в медленном мобе, то это обусловлено характером вспышки в икс-

мобе, характером «тихой» вспышки.

 

Как вариант, медленный моб – это некое пространство во время моба, на котором (пространстве) мобберы за время действия сценария обмениваются действиями-жестами в духе пароль/отзыв. Поясню на примере (моб «покашливание»). Сценарий вкратце: вы в мобе, с частотой где-то несколько раз в минуту, издаете обычный кашель. На который (по сценарию) должны ответить (кашлянуть же) все мобберы, которые услышат ваш кашель. Естественно, что и вы должны отвечать кашлем на всякий кашель, который услышите во время моба. Таким образом, получается не «кашляющая улица», а хаотическая цепочка действия моба (кашля) на улице. Весь фокус в том, что при таком мобе план действия для вас, как моббера, размыт. Это значит, что получив условный сигнал (услышав, увидев...) в подобном мобе (сигнал, например, – кашель..), вы никогда не определите, – моббер ли, или простой прохожий тот человек, который подал условный знак (пароль). То же самое, с «отзывом»... Тогда на первый план в мобе действительно выступают ваши личные ощущения, а отнюдь не желание выплеснуть, пусть и позитивную, энергию на окружающих. Ведь вы не только растворяетесь в толпе, сохранив «я» – умную частичку, и выполняете сценарий, но вы еще ищете (!) других мобберов; не видя их, вы постоянно получаете «сигналы» их присутствия, не зная сколько их, знаете – много! Это уже не говоря про то, что в медленном мобе участники соблюдают важное правило – они ни как видимо не связаны между собой.

 

Concept-mob – содержит элементы лонг- и смарт-моба, основные отличия от других мобов в том, что его некоторые его участники 1) могут быть знакомы друг с другом; 2) одна и та же акция может повторятся много раз. Примером такого моба длящегося уже более 500 лет (!) может служить т.н. Харинама (Воспевание Святых Имён Господа).

Многим из нас доводилось видеть веселых людей в странных одеждах, бесконечно повторяющих Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе… Они танцуют и раздают сладкие шарики прохожим, и кажется, что это просто гониво, однако такие акции рубят под корень саму Систему, т.к. вышеприведенная мантра переводится как «О мой Господь, позволь мне чисто и преданно служить Тебе!», что противоречит сути современной цивилизации, построенной на эгоизме и желании собственного господства. Действуя на подсознание эти слова постепенно изменяют жизненную стратегию свидетелей действа.

Переживания участников феноменальные, и они усиливаются с каждой проведенной акцией. Такие мобы должны проводиться регулярно, тогда достигается эффект ритмической синхронизации.

 

I-mob – Флэшмоб, не выходящий за пределы Интернета и реализуемый в виртуальных публичных пространствах.

 

Voting-моб I-mob, осуществляемый в разделе голосования.

 

Наглядный пример «атака» Интернет-мобберов на опросник сайта http://www.valenok.ru/. Из предлагаемых вариантов ответов на вопрос: «Где Вы носите валенки?» участники акции выбирали «На работе». В итоге этот вариант ответа набрал 75% голосов, чем немало озадачил маркетинговую службу предприятия.

 

Чаще всего voting-мобы принимают стихийные формы и проводятся без предварительной договоренности. А их предпосылкой служит «партизанский маркетинг» то есть ссылки, кочующие по сети «из рук в руки». Примером спонтанной акции можно считать нашумевшую историю с Аленой Пискловой, выставившей свою кандидатуру на российский отборочный тур «Мисс Вселенная 2005». Внешние данные Алены не позволяли ей рассчитывать на хоть сколько-нибудь высокое место в конкурсе. Однако неожиданно для всех (в том числе и для организаторов конкурса) девушка начала набирать Интернет-голоса (10.000 только в первый день), оставив позади себя остальных конкуренток. Создавались целые сетевые сообщества в поддержку Алены.

Однако из «золушки» принцессы не вышло, и в финал Алена не попала, несмотря на то, что по итогам голосования осталась на первом месте.

 

Русская служба BBCRussian.com, то ли обеспокоенная прогибающимся под наплывом желающих поучаствовать в веселом голосовании сайтом, то ли в попытке устроить еще один блиц-опрос (правда, на этот раз уже без готовых вариантов ответов) вопрошает: «Участвуете ли вы в флэшмобах? Считаете ли вы, что флэшмобы являются проявлением стихийной демократии? Не боитесь ли вы, что флэшмобами кто-то может манипулировать?». Но и тут не все гладко. Присмотревшись, можно обнаружить приписочку: «Эта дискуссия закрыта. Сообщения не принимаются».

 

Все же сетевые разновидности ФМ не так ярки, как их оффлайновые аналоги. В первую очередь тем, что не несут «эффекта преодоления» для самих участников, не являясь для них ни психологическим тренингом, ни источником свежего адреналина. Не требуется ни смелости, ни особой изобретательности для того, чтобы присоединиться к какой-нибудь виртуальной акции. Даже из кресла вставать не надо. Еще одним минусом является то, что этичность явления достаточно спорная. Представьте себе, что вы общаетесь в чате, и вдруг появляется группа пользователей и начинает «выбрасывать» в общий чат смайлики. Пусть даже безобидные. Не многим понравится вынужденный перерыв в общении. Или неожиданно на ваш сайт обрушивается лавина бессмысленных, абсурдных или оскорбительных комментариев от кочующего сетевого табора изнывающих от скуки (или не нашедших иного выхода для собственного остроумия) пользователей.

 

Арт-моб – это акция, которая имеет художественную направленность. Акции такого направления граничат с перфоменсом и хепиннингом.

 

Перфоменс – спектакль, который ориентируется на аудио-визуальное восприятие. Одна из разновидностей современного искусства, которая является синтезом театра, музыки, спецэффектов и т.п.

Хепенинг – это разновидность акционизма, очень распространенного в авангардном искусстве 70-х годов. Хепенинг развивается как событие, которое является более спровоцированным, чем организованным, однако инициаторы действия принимают также участие в акции вместе со зрителями. В нем ярко отображается стремление авангардизма к слиянию с искусством, с течением самой жизни.

 

Global Flash Mob – это глобальный моб, в котором принимают участие несколько стран или мост.

 

Здесь можно вспомнить акцию «Звездные войны», когда утром, во многих городах СНГ прохожие обнаружили обведенные мелом силуэты негуманоидов с разнообразным количеством рук и ног. Рядом с силуэтами негуманов попадались очертания и наших доблестных защитников Земли – с двумя руками, двумя ногами и одной головой. Кроваво-красные, и других цветов пятна свидетельствовали о том, что спецслужбы тела убрали, а тротуар помыть не успели.

 

Соушл-моб – это акция социального и политического направления. Все социальные акции автоматически классифицируются как политические, если идея акции может быть интерпретирована как такая, что направленная против или за определенные политические силы. Цель акции – это умно и нестандартно показать свое отношение к стереотипам и стандартам поведения разнообразных социальных институтов и организаций.

 

Наверное, никто сейчас не рискнет начинать social-fm традиционно открыто, с обсуждением сценариев, голосованием… Вероятно, первые эксперименты будут реализованы группой активных мобберов, которым трудно будет не найти друг друга – ведь социальные всякие идеи порой обиняками, но частенько озвучиваются в форумах. Скорее всего, совместными усилиями нескольких активистов будет собрана база «проверенных» людей и первая акция, вероятно, очень нейтральная, достаточно политкорректная, не нарушающая букву закона, будет произведена.

Еще несколько успешных мобов такого плана, и люди перестанут бояться негативной реакции властей, которые пока не имеют законодательной базы для пресечения такого рода акций – тогда путь для масштабных социальных мобов станет открытым.

В наше время легче предположить протест против современной политики вообще, чем против каких-либо частностей в ней. Предположительно, массовые потенциальные участники социальных мобов, как ни парадоксально – люди, стремящиеся отгородиться от политики и идеологии.

Современные инет-юзеры в основном абсолютно деполитизированы, именно поэтому таково же и современное моб-комьюнити. Но в ментальности мобера почти всегда фигурирует фактор неудовлетворенности происходящим в социуме, несмотря даже на обычное отсутствие активного желания изменить что-либо в нем. (см. многие почти общепринятые идеи о «преодолении вселенского одиночества», «микрореволюции», «абсурдизации реальности» или «создании новых форм искусства» и.т.п.)

Это фактически означает, что мобберам обыденная реальность наскучила, и фм – скорее попытка наполнить ее неким не вполне определенным смыслом. Думаю, что как раз эта неопределенность, отсутствие видимой точки приложения и цели акций, порой очевидная бессмысленность последних делают современный флэшмоб непонятным и потому непривлекательным для многих потенциальных участников мобов. Социальные акции просто придадут фм видимую со стороны смысловую окраску.

Понятно, что social-fm, если он будет, когда-нибудь может стать объектом для политспекуляций. Чтобы этого не происходило, social-акции должны скорее вызывать недоумение СМИ (а следовательно и масс, которые мнения, высказанные в СМИ потребляют), ни в коем случае не имея ничего общего с митингами любых политорганизаций, тогда фм-движение трудно будет к какой-либо из них привязать (м.п. даже сейчас СМИ производят такие попытки). Смысловые акценты, скорее всего, будут сделаны на абсурдности современной потребительской демократии, в которой всякая политигра происходит в одни ворота и является плохо замаскированной прелюдией к грядущему глобальному корпоративному феодализму; на подчеркивании того, что современная политика это скучно, бессмысленно и смешно; все, что происходит в обществе завязано на процесс бесконечного потребления; в массовом искусстве – подчинено ограниченному и глупому формату; что СМИ развивают эти тенденции, замалчивая или искажая все, что может вывести обывателя за пределы привычной потребительской матрицы и т.п.…

Доминирующим принципом social-fm, вероятно, станет открытое издевательство над Системой, абсурдизация любых явлений, происходящих в ней, нежели что-то еще. Концептуально, social-fm community – толпа меньшинства, организующегося из тех людей, которые (как ни странно) не желают, чтобы ими манипулировали – а это становится слишком естественным в обществе, в котором монополизированные крупными корпорациями и государством СМИ имеют настолько мощное влияние, что умному меньшинству абсолютно нечего ему противопоставить.

 

Смартмоб – это моб, направленный именно на содержание, определенную иронию над реальностью, он не должен быть сложным, с какой-нибудь яркой атрибутикой, он должен нести в себе содержание. Цель его – обратить внимание на важные вопросы.

 

1. Смартмоб-Акция – это действие с выраженным смыслом, прозрачным – в идеале, разумеется – для понимания обывателя (в отличие от фм, в котором смысл наличествует, но остается скрытым от «проходящих мимо»)

2. СМ-Акция – способ умно, тонко и нестандартно бороться со стереотипами и стандартами современного мироустройства, короче, это демонстрация нашего отношения к Системе, стеб над тем, что плохо (лежит, стоит, потребляет, зарывается – добавить по вкусу...) Это подобно тому, что творили всякоразные шуты царей гороховых.

3. СМ-Акция – явление, должное снова напомнить всем и каждому, что абсурд может быть не только бессмысленным, но и разумным.

4. СМ-Акция – это игра без правил; это провокация к... размышлению.

 

Смартер говорит нет:

1. необоснованным запретам

2. идеологическим догматам

3. заскорузлой косности

Потому, что создает и 1-е и 2-е и 3-е сам!

 

В смартмобе нет, и не может быть никакой общей, разделяемой всеми смартерами идеологии. Каждый участник акции может абсолютно независимо понимать экзистенциальное или социальное значение смартмоба вообще (но это не касается понимания идей конкретных акций, каковое должно быть однозначным).

В смартмобе подразумевается, что наблюдатели воспринимают мэсидж, то есть идею акции в том виде, в котором она закладывается в ее сценарий. Если для основной массы фм-акций характерно наличие экзистенциального смысла, который переваривается исключительно самими участниками и наблюдатели могут интерпретировать действия мобберов как угодно (в том числе и не замечать их), то смартмоб-акции подразумевают донесение до толпы максимально определенной идеи.

1. Экзистенциальный мэсидж подразумевает внутреннюю, психологическую идею. Как правило, все художественные, перфомантивные фм-акции, заставляющие думать наблюдателя определенным образом, попадают в эту категорию. Часто это акции, более или менее правдоподобно имитирующие реальные события.

2. Социальный мэсидж условно подразумевает несение любой общественной идеи, которая не может быть интерпретирована в пользу или против конкретных существующих политических сил или коммерческих структур.

3. Политический смартмоб несет четко очерченную политическую идею. Все социальные акции автоматически квалифицируются как политические, если идея акции может быть интерпретирована как направленная против (или в пользу) определенных политических сил, например, властных структур.

4. Рекламный характер (также, как и антирекламный) мэсиджа подразумевает, что акция направлена в пользу (или против) определенных коммерческих структур.

 

В «чистом» смартмобе (т.е. проведенном именно моб-компьюнити, а не какими-либо другими структурами) экзистенциальность мэсиджа акции стоит всегда на первом месте, ее социальный смысл – имеет важное значение, а возможный политический, и тем более рекламный характер мэсиджа как правило понимается как нежелательный побочный

эффект, часто неизбежный.

 

По форме смартмоб отталкивается от двух основных типов:

 

1. Перфомансы, максимально достоверно имитирующие реальные события (А) или всем известный и понятный художественный вымысел (Б).

2. Экпериментальные формы, включая формы традиционного фм и Хmob’a с вкладываемыми в них ясным мэсиджем.

 

Вот мнение одного украинского социолога:

 

«Объединением последних трех мобов (Global Flashmob, Social Mob и Smart Mob) мы считаем Оранжевую революцию.

 

Электронное письмо, которое призвало прийти на Площадь, за один день попало к десяткам тысяч пользователей электронной почты и дало старт инициативе «оранжевая неделя». Люди пересылали письмо друг другу, рассказывали о его содержании друзьям и знакомым, которые не пользуются Интернетом, о нем написали СМИ. Соответствующая символика, синхронность действий, большое количество участников.

 

На основе вышеназванных примеров мы уверены, что сетевая форма организации дает возможность воплотить в реальность открытые и скрытые формы активности. Тем самым бросая серьезный вызов людям, чья обязанность состоит в борьбе с угрозами, которые несет с собой новое поколение.

 

Новое поколение – это молодежь. Она всегда была чувствительной к социальным, политическим и технологическим изменениям. Очень часто была изобретателем и творцом этих изменений. Мы считаем, что новые формы организации молодежи принесли с собой изменения и в организацию людей с помощью средств массовой коммуникации в целом.

 

Особенность флэшмоба заключается в том, что в виртуальном измерении – это сетевое сообщество, а в реальном – это толпа. Т.е. организация происходит при помощи средств массовой коммуникации, а реализация запланированного – в реальной жизни, на улицах городов.

 

Флэшмоб мы можем назвать организацией, поскольку организация возникает тогда, когда достижение общих целей осуществляется через достижение индивидуальных. Или же когда достижение индивидуальных целей осуществляется через выдвижение и достижение общих целей.

 

В свою очередь термином организация может называться искусственное объединение институционного характера, которое занимает определенное место в обществе и предназначено для выполнения определенных функций. В таком случае организация выступает как социальный институт.

Это может означать определенную организационную деятельность, которая включает в себя распределение функций, отладку стойких связей, координацию. В таком случае, организация - это процесс, связанный с сознательным влиянием на объект и с присутствием организатора, а также тех, кто ему подчиняется. Организация совпадает с понятием управления, но не исчерпывает его.

 

Таким образом, мы придем к выводу, что флэшмоб – это социальный процесс.

 

Мониторинг украинских сайтов показал то, что каждый сайт дает свое видение этого явления.

 

«Флэшмоб – это неожидаемое появление незнакомых людей в заранее запланированном месте и времени. Единая цель моба – получение удовлетворения,» – именно такое представление об этом явлении нам предлагает киевский сайт.

 

«Флэшмоб – это групповое психологическое упражнение, которое естественным способом появилась в ходе эволюции, сильный атидепрессант, лекарство от психологической болезни. Это – лекарство от депрессии, которое помогает человеку найти себя,» – такое трактование нам предлагают харьковские моберы.

 

«Флэшмоб – это неожидаемое появление людей в заранее запланированном месте и времени. По обыкновению флэшмоб проводится без определенной цели, просто для получения удовлетворения» – сумской сайт дает такое понимание.

 

«Флэшмоб – это живая, развлекательная, короткая акция с участием десятков, а то и сотен людей» – видение флэшмоба ровенскими приверженцами этого явления.

 

«Флэшмоб – это получение удовлетворения участниками. Мы просто делаем то, что нам нравится».

 

На основе вышесказанного, мы придем к выводу, что флэшмоб является результатом развития СМИ, информационных технологий, компьютеризации общества вообще.

 

Мониторинг сайтов моберского направления в Украине показал, что флэшмоб в нашей стране трактуют как простое развлечение ради получения удовлетворения. Т.е. как игру.

 

С теоретико-игровой точки зрения задача управления в таком случае заключается в том, чтобы создать для управленческих субъектов игру с такими правилами, чтобы их результат был как можно более благоприятен для управленческого органа – центра. Сам центр не входит в число игроков, а лишь формирует условия их взаимодействия, т.е. «правила игры».

 

В случае организации и управления мгновенной толпой центром является каждый из сайтов мобберского направления. Но информационное регулирование в случае утверждения сценариев акций путем голосования нельзя отбрасывать, поскольку в Сети невозможно обычному пользователю отследить, кто высказывает критику или одобрение того или иного флэшмоба.

 

Анализируя вышесказанное, флэшмоб подается как обычное развлечение. Восприятие участниками мгновенной толпы как игры дает возможность управлять ими на основе теории игр.

 

Первым, самым простым видом управленческого влияния в теории игр есть однородное информационное регулирование – центр сообщает игрокам значения неопределенного параметра. Данное значение становится общим знанием среди игроков.

 

Следующий вид влияния – это неоднородное информационное регулирование. Каждому участнику сообщают значение неопределенного параметра, однако, каждому – свое. Для каждого агента данное значение субъективно становится общим знанием.

 

Следующий вид влияния – рефлекторное управление. Каждому агенту сообщают значение неопределенного параметра и представляют другим агентам. В результате формируется сложная структура информирования. Таким образом, управление флэшмобом характерное информационное регулирование, при котором участникам сообщается общее знание об акции. Сообщается общий сценарий, место и время проведения и условия участия.

 

Более «тонким» видом информационного влияния является активный прогноз. Игрокам сообщают определенную величину, которая зависит от состояния природы и действия игроков. Центр будто сообщает игрокам: «Если вы будете действовать рационально, т.е. изберете равносильное действие, то результат будет таким, как я прогнозирую». В дальнейшем каждый игрок на основе прогноза может восстановить информацию о состоянии природы и использовать эту информацию.

 

Этот механизм прослеживается в трактовке флэшмоба как развлечения, способа получения удовлетворения участниками. Т.е. центр будто сообщает игрокам: «Если вы будете действовать именно так, как это указано в сценарии в соответствии с общими правилами флэшмоба, то результат будет таким как Вы этого желаете (вы развлечетесь и получите удовлетворение)».

 

На этапе теоретически-игрового анализа высчитывается информационное равновесие, т.е. определяется связь между информированностью и действиями. Дальше проверяется стабильность равносилия, т.е. неизменность осведомленности после наблюдения игроками своего выбора.

 

На этапе синтеза решается задача информационного управления – определяется наилучшая для центра информационная структура, т.е. такая структура, при которой результат действий игроков есть наиболее желательным для центра. Конечный шаг – разработка информационного влияния на игроков.

 

Флэшмоб является интегрированным понятием, которое включает в себя элементы и свойства разных социальных процессов. С точки зрения исследования мгновенной толпы как разновидности масс, структура ролевой дифференциации имеет общие признаки с толпой.

 

Роли делятся следующим образом:

 

- организаторы толпы;

- активисты – те, что наиболее активны;

- последователи – люди, которые равняются на активистов;

- люди, которые руководствуются любопытством, попав в толпу;

- люди, которые попали в толпу случайно – прохожие на улице.

 

Чтобы быть настоящим лидером толпы, нужно иметь не интеллект, а высокую чувствительность, чтобы мгновенно ощущать толпу.

 

Когда участникам акции начинает надоедать, или мобберы начинают ощущать опасность, относительно возможных действий правоохранительных органов – моб быстро заканчивается, благодаря указаниям «маяков».

 

Если рассмотреть организацию флэшмобберских акций не в отдельном месте, а на уровне страны или стран, то флэшмоб можно считать новым социальным движением, т.е. организованной группой людей, которые объединены общей целью изменения определенных аспектов своей социальной ситуации. Для таких движений характерно применение действия, при котором расчет делается на массовую мобильность с целью изменения ценностей и установок, т.е. отбрасывание традиционных политических средств. Другая особенность организации нового социального движения – это отсутствие формального и бюрократического способа организации. При этом преимущество отдается гибкости с целью активного привлечения новых членов к своим целям.

 

Специфика организации флэшмоба заключается в том, что он существует в двух измерениях: виртуальном и реальном. В виртуальном измерении он организовывается на сайтах. В реальном измерении участники приходят на запланированное место проведение моба и с помощью условных знаков «маяков» начинают и заканчивают акцию.

 

Тип организации флэшмоба представляет собой сегментированную, полицентрическую и интегрированную сеть. Именно этот тип позволяет, даже на далеком расстоянии, не только быстро договориться о своих действиях, а даже синхронно действовать.

 

Специфика управления флэшмобом заключается в том, что им управляют с помощью информационного влияния, т.е. подают его как игру. Центр (сайт) сообщает игрокам (моберам) параметры игры – т.е. условия акции. Дальше происходит формализация ситуации, теоретически-игровой анализ и определения наилучшей информационной структуры, которые могут быть сформированы центром исходя из особенностей ситуации.

 

30 ноября 1999 года через мобильные телефоны и сеть Интернет люди самостоятельно образовали мгновенную толпу против проведения встречи Мировой торговой организации. Это событие вошло в историю как «битва за Сиэтл».

 

Свержение режима президента Филиппин Джозефа Эстрады в 2001 году также является подтверждением социальной направленности мгновенной толпы. Демонстрация, во время которой это состоялось, была собрана путем рассылки SMS-сообщений. Джозеф Эстрада стал первым в истории главой государства, который потерял власть благодаря действиям мгновенной толпы…»

 

Итак, на основе вышесказанного структура флэшмоба отвечает структуре новых социальных движений, которые представляют собой сегментированную, полицентрическую и интегрированную сеть.

 

Сегментированная, т.е. состоит из многих разных групп, которые возрастают и умирают, разделяются и объединяются, размножаются и вступают у партнерства.

 

Полицентрическая, т.е. имеет множественное, часто временное и иногда конкурирующее руководство или центры влияния. Эти движения имеют много лидеров или руководящих центров, и эти многочисленные лидеры в конечном итоге не осуществляют руководство через цепь управления, в центре которого находится главный лидер. Нет одного человека, который может претендовать на заявление от лица всего движения, как нет и ни одной группы, которая бы представляла все движение.

 

Сетевая – формирует свободно связанную, сетчатую, интегрированную сеть с множественными связями через переходы членов, одновременное членство в более чем одной организации, общую деятельность, общие взгляды, общие идеи и общих оппонентов.

 

Разные группы одного движения не изолированы друг от друга. Именно они представляют интегрированную сеть или сетчатую структуру, связанную неиерархическими социальными связями между членами движения. Сети не имеют четких границ, они расширяются и сокращаются соответственно действиям групп, которые в них входят. Сетевая структура дает участникам возможность обмениваться информацией и идеями и координировать участие в общих акциях.

 

Два аналитика корпорации RAND (колыбели теории игр и экспериментальной экономики) Джон Аркилья и Дэвид Ронфельдт, ввели в обиход понятие «сетевая война», заметив, что одно и то же объединение общественных сетей, усовершенствованных технологий связи и децентрализованной организационной труктуры предстает действенной силой в самых различных политических столкновениях:

«Сетевая война – это новый вид противоборства, где герои – от террористов и преступных группировок со стороны зла до воинственных общественных деятелей со стороны добра – используют сетевые формы организации, доктрины, стратегии и технологии с учетом требований информационного века. Практика сетевой войны далеко обогнала теорию ввиду возрастающего вовлечения в этот новый вид противостояния внутри общества цивилизованных и варварских исполнителей.

 

Умные толпы показывают, насколько трудно с ними сладить; некоторые выходят победителями. Все они действуют небольшими, рассредоточенными соединениями, быстро развертываемыми – где угодно и когда угодно. Все характерные сетевые формы организации, доктрины, стратегии и технологии приспособились к информационному веку. Они знают, как роиться и рассредоточиваться, внедряться и разрушать, а также ускользать и уклоняться. Действия, к которым они прибегают, обширны – от идейных битв до диверсий, – и во многих действиях задействован Интернет

 

«Роевые» стратегии, отмеченные Аркильей и Ронфельдтом, опираются на многочисленные небольшие подразделения наподобие групп единомышленников в «битве за Сиэтл». Члены каждой группы оставались рассредоточенными до тех пор, пока мобильная связь не призывала их стянуться одновременно отовсюду к определенному месту, согласуясь с другими группами.

 

Сетевые войны включают узлы и звенья, используют всевозможные пути для передачи сведений от одного звена к другому и обеспечивают саморегулирование посредством жесткой управленческой иерархии и рассредоточенной силы. Аркилья и Ронфельдт полагают, что сети представляют собой новейшую ведущую форму общественной организации после племени, иерархии и рынка. Хотя в сетеобразной связи заложен потенциал для создания демократических форм принятия решений и совершения полезных коллективных действий, это не означает, что переход к сетевым формам общественной организации непременно будет иметь благоприятный исход.

 

«Мобильная ситуативная общественная сеть» предстает более длинным, более техническим понятием по сравнению со словосочетанием «умная толпа».

Оба термина описывают новую общественную форму организации, ставшую возможной благодаря соединению вычислительных средств, связи, системы репутаций и знания своего местонахождения.

Мобильная сторона уже знакома горожанам, испытавшим на себе последствия работы мобильных телефонов и службы SMS-coобщений.

Ситуативная означает, что организация людей и их устройств ведется неформально и, что называется, на лету, подобно тому, как рассылающая текстовые сообщения молодежь согласовывает свои встречи после окончания школьных занятий.

Общественная сеть означает, что каждый человек в умной толпе представляет собой «узел» на языке такой научной дисциплины, как анализ социальных сетей, с социальными связями с другими людьми. Узлы и связи – составляющие создаваемых людьми общественных сетей – тоже являются основополагающими элементами коммуникационных сетей, образуемых оптоволоконными кабелями и беспроводными устройствами, что объясняет, почему новые технологии связи могут приводить к глубоким социальным изменениям.