Конституционные принципы арбитражного процессуального права

Раскрывая содержание принципов арбитражного процессуального права, необходимо отдельно оговорить их соотношение с конституци­онными принципами, касающимися основ федерализма, в частности с установленным в ст. 8 Конституции РФ принципом единства эко­номического пространства. Несмотря на общую цивилистическую направленность арбитражного процессуального права, очевидно, что далеко не все положения, которые касаются экономических обще­ственных отношений, могут быть урегулированы частным правом. В экономике находят свое воплощение как частные индивидуальные и корпоративные интересы, так и интересы публичные. В этой связи конституционные принципы служат универсальным правовым сред­ством, способным объединить различное содержание в единой форме: Основной закон Российской Федерации закрепляет не конкретную категорию принципов, а наиболее важные, основные начала, которые носят внеотраслевой характер, что подчеркивает также то обстоятельст­во, что Конституция является источником права для любой отрасли.

Вместе с тем именно в Конституции РФ закреплены основопола­гающие идеи, заложенные в процессуальное право и служащие ме­рилом законности при осуществлении процессуальной юридической деятельности. При этом данная категория принципов в полной мере

'СЗРФ. 1997. №1. Ст. 1.

2СЗРФ. 1995. №18. Ст. 1589.

3 См.: Советский гражданский процесс. М., 1979. С. 18.


§ 2. Конституционные принципы

отражает как особенности цивилистического процесса — гражданского и арбитражного, так и публичного — уголовного, административного. К конституционным принципам арбитражного процесса относятся.

1. Осуществление правосудия по гражданским делам только судом (ст. 118 Конституции РФ).

2. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральным законам (ст. 120 Конституции РФ; Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»1 — ст. 9 Закона определяет гарантии независимости судей; ст. 8 ГПК РФ; ст. 5 АПК РФ).

3. Гласность судебного разбирательства (ст. 123 Конституции РФ — разбирательство во всех судах Российской Федерации открытое; ст. 10 ГПК РФ; ст. 11 АПК РФ).

4. Равенство перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ; ст. 6 ГПК РФ — осуществление правосудия только судом и на началах ра­венства граждан перед законом и судом; ст. 7 АПК РФ).

5. Состязательность (ст. 123 Конституции РФ; ст. 12 ГПК РФ -осуществление судопроизводства на основе состязательности и рав­ноправия сторон; ст. 9 АПК РФ);

6. Равноправие сторон (ст. 123 Конституции РФ; ст. 12 ГПК РФ; ст. 8 АПК РФ).

Конкретные принципы права весьма условно носят характер правовых универсалий, поскольку, если мы будем рассматривать их с позитивистских позиций, наполнение определенным содержанием основных начал, структурирующих систему права, во многом зависит от правовой политики конкретного государства. Кроме того, в различ­ных правовых семьях современности сам набор и иерархия принципов права обусловлены специфическими особенностями сущности и со­держания правовых традиций.

Принципы права не следует воспринимать как нечто безусловно стабильное. На самом деле в них нет закостенелости, и, более того, в условиях динамики общественной жизни такая сверхпрочность пред­ставляется вредной. Принципы права подвержены трансформации в связи с изменением конкретно-исторических условий. Важными чертами принципов арбитражного процессуального права является то, что они являются историческими категориями, выработанными на протяжении длительного развития гражданского процесса и совре­менного состояния теории и практики арбитражного процесса. В этом смысле они являются элементами человеческой культуры, ценностями

1 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.


Глава 2. Принципы арбитражного процессуального права

идеологического порядка, таких как разделение властей, правовое государство, гражданское общество, равенство, независимость и дис-позитивность субъектов гражданского общества. Конституционные принципы арбитражного процессуального права следует рассматривать именно через призму правовой политики в этой области.

Способ выражения принципов зависит от содержания нормативно­го акта, которым они фиксируются, и соответственно выделяется три вида статей: 1) содержащие наименование принципа; 2) содержащие краткое описание сущности принципа; 3) закрепляющие конкретное содержание правил. В последнем случае содержание принципа может быть раскрыто несколькими статьями, институтами.