Исполнение решения третейского суда

Альтернативные (несудебные) формы рассмотрения споров, к числу которых традиционно относят третейское производство, в принципе рассчитано на то, что заинтересованные лица по своей воле обратившиеся к таким формам, добровольно и в максималь­но короткие сроки исполнят вынесенные против них решения. Но практика третейских судов свидетельствует об ином. Не так уж редко должники, проигравшие процессы, своих обязанностей добровольно не исполняют. Тогда, естественно, кредиторам при­ходится просить компетентные государственные органы обеспе­чить принудительный порядок реализации решений третейских судов.

Исполнение решений международного коммерческого арбит­ража предусмотрено ст. 35 и 36 Закона 1993 г., а других третей­ских судов, действующих на территории РФ — ст. 44—46 Закона 2002 г. Поскольку нормы перечисленных статей этих законода­тельных актов воспроизведены ст. 423—427 ГПК РФ и ст. 236—240 нового АПК, к тому же регламентирующими и порядок выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений указанных третейских судов, то логично изложить содержание правил ГПК.

С заявлением о выдаче исполнительного листа для принуди­тельного исполнения решения третейского суда по спору, воз­никшему из гражданских правоотношений, обращается сторона, выигравшая процесс, т.е. обычно истец, имущественные требова­ния которого удовлетворены полностью или частично. Заявление адресуется районному суду по месту жительства или месту нахождения должника, если они неизвестны, то по месту нахождения имущества должника — стороны третейского разбирательства.

Заявление может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третей­ского суда. Пропуск этого срока служит основанием для возвра­щения заявления без рассмотрения. При наличии уважительных причин пропуска срок по ходатайству стороны может быть вос­становлен судом.

Статья 424 ГПК РФ содержит требования к заявлению о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Письменное заявление, подписанное выиграв­шей процесс стороной или ее управомоченным представителем, должно содержать сведения о суде, куда оно подается, о третейском суде, который рассмотрел дело, и требование заявителя о выдаче исполнительного листа.

К заявлению должны быть приложены: подлинное решение третейского суда или его копия, заверенные председателем посто­янного третейского суда или нотариусом, если дело рассматривал суд ad hoc, подлинное соглашение о третейском разбирательстве (или его надлежаще заверенная копия), документ, подтверждаю­щий уплату государственной пошлины, уведомление о вручении копии заявления другой стороне, доверенность или иной доку­мент, подтверждающие полномочия лица на подписание заявле­ния. Несоблюдение перечисленных требований приводит к остав­лению заявления без движения или его возвращению стороне (ст. 135 и 136 ГПК РФ).

Размер государственной пошлины за выдачу исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда равен пятикратному размеру минимального размера оплаты тру­да. Поступившее заявление судья рассматривает единолично в месячный срок, включая подготовку дела к судебному разбира­тельству и вынесение заключительного определения. При подго­товке дела по ходатайству лиц, участвующих в деле, судья может истребовать из третейского суда материалы дела, по которому ис­прашивается исполнительный лист. Суд не проверяет правиль­ность решения третейского суда по существу спора, он устанав­ливает наличие или отсутствие точно перечисленных законом ос­нований для выдачи исполнительного листа путем исследования представленных в суд материалов, касающихся этих оснований.

Согласно ГПК РФ необходимо известить истца и ответчика о времени и месте судебного заседания для обеспечения возможности сторонам привести свои доводы относительно наличия или отсут­ствия условий для выдачи исполнительного листа. Такой порядок закреплен ч. 3 ст. 425 ГПК РФ, однако неявка надлежащим обра­зом извещенной стороны не препятствует рассмотрению дела.

Следует отметить, что мотивы отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения совпадают с ос­нованиями оспаривания и отмены решения третейского суда (ср. ст. 421 и 426 ГПК РФ). Лишь одно положение добавлено в п. 5 ч. 1 ст. 426 ГПК РФ. Оно предусматривает возможность ис­полнения только такого решения третейского суда, которое стало обязательным для сторон, не отменено или исполнение его не приостановлено надлежащим государственным судом.

Совпадение оснований отказа в принудительном исполнении третейских решений, предусмотренных ст. 36 Закона 1993 г., ст. 46 Закона 2002 г. и, наконец, ст. 426 ГПК вполне объяснимо. Все они почти дословно воспроизводят ст. V Конвенции ООН «О призна­нии и приведении в исполнение иностранных арбитражных ре­шений» (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.)*.

* Подписана от имени СССР 22.12.58 г., ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 10.08.60 г.

 

Итак, отказ имеет место, если должник докажет, что соглаше­ние недействительно по основаниям, предусмотренным федераль­ным законом (например, отсутствие письменной формы третей­ского соглашения); сторона не была уведомлена о формировании состава третейского суда, места и времени его заседания; реше­ние третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающим под его условия; решение содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения; состав третейского суда или процедура рассмотрения спора не соответствовали соглашению сторон или Закону; решение еще не стало обязательным для сто­рон третейского разбирательства, либо было отменено, либо его исполнение было приостановлено соответствующим судом. Если есть возможность отделить постановления по вопросам, входя­щим в третейское соглашение от вопросов, не входящих в тре­тейское соглашение, то суд может выдать исполнительный лист только на ту часть решения, которая содержит постановления по вопросам, входящим в соглашение.

Суд должен по своей инициативе и независимо от позиций сторон отказать в выдаче исполнительного листа, если установит, что спор не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с нормами российского законодательства, или что вынесенное решение третейского суда нарушает основополагаю­щие принципы российского права.

В результате рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа суд выносит определение. Оно независимо от содержания и конечного вывода может быть любой из сторон обжаловано в вы­шестоящий суд кассационной инстанции в течение десяти дней со дня вынесения (ч. 5 ст. 427 ГПК РФ). Последствия отказа выдать исполнительный лист аналогичны последствиям отмены оспо­ренного решения третейского суда (ч. 3 и 4 ст. 427 ГПК РФ).

Можно констатировать, что деятельность третейских судов по рассмотрению гражданских споров находится под определенным контролем государственных судов общей юрисдикции. Границы такого контроля соответствуют международным стандартам.

Исполнительный лист, выданный на основании решения тре­тейского суда, позволяет взыскателю возбудить исполнительное производство по общим правилам исполнения судебных поста­новлений и актов иных органов.