Иски к иностранным государствам и международным организациям

Предъявление иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве соответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федера­ции, и принятие по отношению к нему обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке принудитель­ного исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федераль­ным законом.

Советский Союз и затем Российская Федерация долгое время придерживались принципа абсолютного судебного иммунитета иностранного государства, т.е. распространяли иммунитет и на гражданско-правовые отношения с участием государства, в том числе на заключаемые им коммерческие сделки. Однако во мно­гих странах (США, Великобритания, Япония и др.) нормативно закреплена концепция так называемого функционального или ограниченного иммунитета, когда привилегии охватывают только действия государства как политического суверена, но не его учас­тие в экономическом обороте.

Статья 401 ГПК РФ сохраняет концепцию судебного иммуни­тета иностранного государства. Согласие иностранного государ­ства в лице его компетентных органов требуется отдельно на предъявление иска, на его обеспечение и на обращение взыска­ния. Например, государство, согласившись отвечать по иску, мо­жет не дать согласия на принятие мер по его обеспечению. Со­гласие иностранного государства требуется и при предъявлении к нему встречного иска в процессе, где в качестве основного истца выступает это государство.

Границы судебного иммунитета международных организаций определяют федеральные законы и международные договоры Рос­сийской Федерации (ч. 2 ст. 401 ГПК РФ). Именно в таких доку­ментах предусматриваются различные льготы и привилегии в от­ношении конкретных международных организаций, выступающих в российских судах*. Но необходимо подчеркнуть одну особен­ность. Наличие судебного иммунитета у иностранного государства-ответчика презюмируется, а каждая международная организация должна разъяснять суду, какими льготами и привилегиями она на­делена, нормативными актами или конкретным договором.

* Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному ко­дексу РСФСР. С. 587-588. Соответствующие положения ст. 17 Венской Конвенции необхо­димо учитывать и применять при возникновении правовых спо­ров с их участием.

 

Часть 3 ст. 401 ГПК РФ указывает еще на одну группу лиц, пользующихся определенными процессуальными привилегиями — это аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствую­щих законах и договорах. Основным документом, закрепляющим и распределяющим разнообразные привилегии и иммунитеты для обеспечения эффективного осуществления функций дипломати­ческих представительств является «Венская Конвенция о дипло­матических сношениях» 1961 г.

Состав дипломатических представителей неоднороден. Больше всего разного рода льгот имеют дипломатические агенты (терми­нология Конвенции). Эта группа включает глав и членов дипло­матического персонала представительства, имеющих дипломати­ческие ранги (ст. 1).

Лица административно-технического персонала, обслуживаю­щего персонала, частные домашние работники сотрудников пред­ставительства и члены семей дипломатов также обладают при определенных условиях иммунитетами разного типа и объема.

Иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется, однако, на случаи, когда дипломатические представители вступа­ют в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи со спорами о принадлежащих им строениях на территории Рос­сии, наследовании или деятельности, осуществляемой за предела­ми официальных функций.

Возбуждение дела дипломатическим агентом или другим ли­цом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, не­посредственно связанных с основным иском (ст. 32 Конвенции).

Иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается служебной деятельности, пользуются и консулы. На международ­ной правовой арене ведущую роль играет «Венская Конвенция о консульских сношениях и факультативные протоколы», ее нормы в значительном объеме восприняли и национальные законода­тельства и консульские конвенции, заключенные СССР и РФ со многими государствами. На это прямо указывают преамбулы та­ких документов*.

* Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному ко­дексу РСФСР. С. 590-592.