Изготовление литниковой системы

Создание грамотной литниковой системы играет важную роль в обеспечении качества литья каркаса дугового протеза. В процессе литья необходимо получить гладкую, не имеющую пор поверхность сплава, которая хорошо полируется и остается блестящей при обычном уходе больного за протезом. Точное литье обеспечивает сохранение пружинящих свойств кламмеров, необходимых для фиксации дугового протеза.

Для достижения высокого качества необходимо соблюдать следующие условия.

Литниковое отверстие цоколя модели заполняют воском и моделируют конус диаметром 8—10 мм. Его соединяют с помощью литников (питателей) с различными участками воскового каркаса. Количество литников, их толщина и расположение зависят от способа плавки и заливки металла, размеров каркаса, сложности его конструкции и удаленности деталей каркаса от воскового конуса. Так, если плавка металла осуществляется в литниковой чаше, то диаметр литника не должен превышать 1,5 мм, если литники будут толще, то первая порция расплавленного металла затечет в каналы и закупорит их. Если металл плавится в тигле с применением центробежной заливки, то литники должны быть толстыми (в 3—4 раза толще восковой заготовки каркаса дугового протеза). В этом случае литник будет играть роль питателя — усадочной муфты.

Литники моделируют в виде цилиндров диаметром не менее 2—3 мм, которые можно приготовить с помощью специального шприца с канюлями различных диаметров — от 0,8 до 4,5 мм. Их изгибают дугообразно, чтобы избежать резкого изменения направления потока расплавленного сплава. Питатели приклеивают к наиболее толстым участкам каркаса или в местах соединения сразу нескольких его частей.

При отливке сложных конструкций дуговых протезов или съемных шин с многозвеньевыми кламмерами в литниковой системе рекомендуется моделировать усадочные муфты и выход для газов (выпор). Последний делают из воска в виде стержня диаметром 1,5—2 мм и приклеивают с одной стороны к каркасу, а с другой — к верхнему краю литниковой чаши. Усадочные муфты обеспечивают гомогенную отливку. Для этого необходимо, чтобы процесс кристаллизации металла происходил при постоянном поступлении дополнительного количества расплавленного металла для заполнения образующихся пустот. Если это условие не будет обеспечено, то в середине детали, как правило, образуются так называемые усадочные раковины, ослабляющие прочность всей конструкции каркаса дугового протеза. Для предотвращения их образования на литнике вблизи детали каркаса устанавливается восковой шарик, который должен быть в 3—4 раза больше объема отливки. Если литник короткий (2—4 мм) или широкий, усадочную муфту (прибыль) можно не устанавливать. В этих случаях ее роль выполняет сам литник или литниковая чаша.

Литниковая система может быть выполнена в виде литникового "креста", крыльчатки или одного канала (Кулаженко В.И., Березовский С.С., 1975). Литниковую систему в виде креста применяют при отливке через огнеупорную модель сложных конструкций каркасов дуговых протезов и съемных шин. В этих случаях литники делают плоскими, толщиной 0,5— 0,6 мм и шириной 1—1,6 мм и вырезают из пластинки базисного зуботехнического воска. Восковые ленты одним концом приклеивают к каркасу в области перехода дуги в сетку, а другим — к краю отверстия в модели. Средние литники приклеивают к середине дуги и к многозвеньевому кламмеру. Расплавленный металл заливают в форму 3—4 широкими потоками и заполняют ее.

Литниковая система по Osborn (1950) образуется путем приклеивания круглых восковых литников к основному стержню, образованному путем заполнения воском отверстия в модели. Восковые литники диаметром 3—4 мм имеют дугообразное направление для того, чтобы расплавленный металл на своем пути резко не изменял направление потока. Количество литников зависит от конструкции каркаса: если применяют шарнирное соединение сетки с опорно-удерживающим кламмером, то к каждой детали устанавливают литник (всего 3—5 штук). Готовая литниковая система имеет вид крыльчатки турбины.

Одноканальную литниковую систему применяют при центробежной или вакуумной заливке. В последнее время чаще применяют один толстый литник (4—6 мм в диаметре). Его устанавливают по направлению вращения модели при ее заливке расплавленным металлом. Литник суживается у детали каркаса и расширяется в области литниковой чаши. В этом случае необходимости в создании усадочной муфты нет.

При моделировании литниковой системы следует обращать внимание на обеспечение доступности литников для отпиливания от готового каркаса. Литники должны быть гладкими, поскольку неровности и шероховатости стенок литьевого канала создают завихрения в потоке жидкого металла, что отрицательно сказывается на качестве отливки. Их также полезно обрабатывать эвкалиптовым маслом и ацетоном.

После установки литниковой системы приступают к формовке огнеупорной модели.