Привод коробки передач (КПП) Ваз 2108/2109/21099

Привод переключения передач состоит из рычага 38 с шаровым пальцем 37, шаровой опоры 36, тяги 34, шарнира, штока 19 выбора передач и механизмов выбора и переключения передач. Рычаг 38 переключения передач соединяется с тягой 34 осью 39, которая проходит через пластмассовые втулки 40 и стопорится скобой 41. Шаровая головка рычага расположена в сферическом гнезде шаровой опоры 36, выполненной из пластмассы. Она имеет четыре радиальные прорези для облегчения установки рычага в опору. Опора расположена в гнезде корпуса 33 рычага, который крепится к полу кузова болтами. Тяга 34 трубчатая, с приваренной проушиной для соединения с рычагом переключения передач. На другом конце тяги выполнена прорезь для крепления шарнира хомутом 32. Место выхода тяги под пол кузова герметизируется чехлом 35. Шарнир не допускает передачу усилий на привод от колебания и перемещения силового агрегата. Он состоит из корпуса 28 и наконечника 31, шарнирно соединенных между собой осью 30.

 

Корпус шарнира крепится на штоке 19 коническим винтом 27, а наконечник шарнира в тяге 34 хомутом 32. Для прочности соединения на наконечнике нарезаны мелкие шлицы. Шарнир закрывается защитным чехлом 26, который крепится с одной стороны при помощи фланца на наконечнике шарнира, ас другой на корпусе сальника 25. Чтобы чехол не повреждался при перемещении штока 19, на нем выполнены гофры. Шток 19 выбора передач установлен в отверстиях картера сцепления, а наружным концом опирается на втулку 24 и на выходе уплотняется сальником 25. На внутреннем конце штока крепится коническим винтом рычаг 20 выбора передач. Он состоит из двухплечего рычага и пластины, имеющих единую ступицу. Между коротким плечом и пластиной расположено одно плечо трехплечего рычага 11 механизма выбора передач. Поэтому при осевом перемещении штока 19 происходит поворот рычага 11 на своей оси. Длинное плечо рычага 20 штока выбора передач также взаимодействует с рычагом 11, но перемещает его вдоль оси. Механизм выбора передач выполнен отдельным узлом, закрепленным тремя болтами на картере сцепления.

 

Он состоит из корпуса 16. трехплечего рычага 11 выбора передач, оси 17 рычага выбора передач, двух блокировочных скоб 15, оси 9 блокировочных скоб, вилки 13 включения заднего хода, пружины 18, упорной шайбы 43. На корпусе 16 механизма выбора передач закреплены две оси 17 и 9: одна гайкой, другая стопорными кольцами. На оси 17 установлена пружина 18, трехплечий рычаг 2 и блокировочные скобы 15, которые имеют единую ступицу. Через отверстия ступицы проходит ось 9, фиксируя их от проворачивания. В ступице трехплечего рычага вмонтирован шарик 44 фиксатора. Одно плечо трехплечего рычага служит для включения передач переднего хода, другое для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг 20 штока выбора передач.

 

Блокировочные скобы блокируют штоки вилок переключения передач переднего хода при включении задней передачи, а при включении передач переднего хода - вилку заднего хода и другие штоки передач переднего хода. При нейтральном положении рычага переключения передач пружина 18 перемещает рычаг 11 и блокировочные скобы 15 на осях до упора шарика 44 фиксатора в ступеньку оси 17. В этом положении скобы запирают одним концом вилку 13 включения заднего хода, входя в ее паз, а другим концом запирают вилку 1 и 11 передачи, а также шток V передачи: рычаг выбора передач переднего хода устанавливается в положение включения III и IV передач, т.е. происходит выбор 111 или IV передачи. При продольном перемещении рычага переключения передач включается одна из указанных передач. При поперечном перемещении рычага переключения передач в сторону включения передачи заднего хода шток 19 поворачивается на своих опорах и длинное плечо рычага 20 перемещает рычаг И и блокировочные скобы 15 на осях.

 

При этом пружина 18 сжимается, один конец скобы выходит из паза вилки заднего хода и вместо него в паз заходит плечо рычага 11 а вместо рычага 11 в паз штока III и IV передачи заходит другой конец скобы. Таким образом, штоки с вилками передач переднего хода будут заблокированы и можно будет включить только передачу заднего хода. Механизм переключения передач передает усилие от рычага переключения передач на муфты синхронизаторов и промежуточную шестерню заднего хода. Он состоит из штоков 5, 21, 22 и вилок 2. 3, 4, а также шариковых фиксаторов. Штоки расположены в гнездах коробки передач и фиксируются в нейтральном и включенном положениях шариковыми фиксаторами 6, которые расположены в трех каналах и закрываются общей крышкой. На штоках крепятся болтами вилки 2, 3 и 4, которые охватывают муфты синхронизаторов. Вилка переключения 1 и 2 передач имеет паз, в который заходит при выборе передач одно плечо (рычаг включения передач переднего хода) трехплечего рычага выбора передач. У штоков III и IV передач пазы под рычаг выбора выполнены в бобышках самих штоков. Вилка 13 включения заднего хода расположена на оси корпуса механизма выбора передач и стопорится на ней стопорной шайбой.

 

Фиксируется вилка заднего хода отдельным фиксатором, в гнездо которого ввертывается пробка 12. При включении заднего хода вилка 13 воздействует на шток выключателя 10 света заднего хода, который ввернут в картер коробки передач. При этом замыкается цепь лампы света заднего хода. Для обеспечения четкого включения передач предусмотрена регулировка привода, для чего: ослабляют стяжной болт хомута 32 и устанавливают шток 19 в нейтральное положение. При поднятом декоративном чехле устанавливают рычаг 38 так, чтобы его нижняя часть была перпендикулярна полу кузова, а рукоятка находилась от правого сиденья на расстоянии 1/3 расстояния между сиденьями и затягивают гайку хомута 32.