Лекция 8. Стороны в гражданском процессе.

Методические рекомендации по изучению темы:

На данном занятии основное внимание следует уделить условиям допуска граждан и организаций к участию в гражданском процессе, а также правам и обязанностям лиц, участвующих в деле. Для этого вновь необходимо вернуться к фундаментальным понятиям теории права: право- и дееспособности, правосубъектности, выявить отличия гражданской процессуальной дееспособности от гражданско- правовой, административно- правовой, конституционно- правовой и других. Ввиду того, что перечень прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, не ограничен ст. 35 ГПК РФ, важно уяснить общие правила поведения участников процесса через призму принципа диспозитивности и ответственности за свои процессуальные действия (бездействие). Более подробно процессуальные полномочия рекомендуется рассмотреть в рамках изучения отдельных видов гражданского судопроизводства, в том числе специальные полномочия, принадлежащие сторонам в исковом производстве (ст. 39 ГПК РФ). С практической точки зрения интересен вопрос о том, каким образом оформляется вступление в процесс соучастников и поручение одному из них ведения дела (ч. 3 ст. 40 ГПК РФ), поскольку в юридической литературе этому не уделяется достаточного внимания.

Лекция 9. Третьи лица в гражданском процессе.Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, отдельных граждан, защищающих нарушенные и оспариваемые права и законные интересы других лиц.

Методические рекомендации по изучению темы:

Основное внимание при изучении данной темы следует обратить на основания привлечения в гражданский процесс третьих лиц и особенности их процессуального положения по отношению к сторонам- истцу и ответчику. Необходимо на конкретных примерах рассмотреть отличие процессуальных прав и обязанностей третьих лиц от прав и обязанностей сторон, а также выявить проблемы, возникающие в том случае, если третьи лица не будут привлечены к участию в деле, если такое участие необходимо.

Основные затруднения при изучении данной темы касаются процессуальной дееспособности государственных органов и их компетенции по участию в рассмотрении конкретных споров, особенно в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел III раздела II ГПК РФ). Студенты должны знать структуру органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (последних - по месту жительства). Обсуждение этих вопросов необходимо, прежде всего, потому, что даже опытные практикующие юристы не всегда правильно указывают конкретный государственный орган или орган местного самоуправления, который следует привлечь к участию в деле. Последствием таких нарушений может являться отложение рассмотрения дела, а иногда даже отказ в удовлетворении заявленных требований. Кроме того, следует подробно остановиться на процессуальных особенностях участия в деле государственного органа или органа местного самоуправления, если таковой привлекается для дачи заключения.