ЛЕКЦИЯ 3. СТАДИИ И ВИДЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА.
1. Гражданское судопроизводство представляет собой движение гражданского дела в суде, определенную совокупность этапов, или стадий, его рассмотрения и разрешения.
Стадия судебного процесса - это определенная часть процесса, совокупность действий и решений, направленных на выполнение цели данного этапа судопроизводства.
Стадии гражданского судопроизводства развиваются в строго определенной последовательности, одна стадия сменяет другую и становится возможной только после создания определенных условий.
Первой стадией процесса является возбуждение гражданского дела (ст. 4, 5, 133 ГПК).
На данной стадии лицо, права которого нарушены, обращается в суд с просьбой разрешить спор о праве. Просьба лица должна быть оформлена заявлением, реквизиты которого четко регламентированы в ГПК. Истец может обратиться в суд лично или отправить заявление по почте.
При принятии заявления судья проверяет, соблюдены ли правила оформления искового заявления, правильно ли определена подсудность. Ознакомившись с заявлением, судья принимает определение о принятии его к производству или об отказе в принятии. Данным определением заканчивается первая стадия судопроизводства*(10).
Второй стадией процесса является подготовка гражданского дела к судебному разбирательству (гл. 14 ГПК).
Подготовка дела осуществляется с целью обеспечения быстрого и правильного разрешения гражданского дела. Судья уточняет обстоятельства спорного правоотношения, указывает сторонам на необходимость представления определенных дополнительных доказательств или помогает в их получении, определяет точный субъектный состав процесса, принимает меры к примирению сторон. Итогом второго этапа выступает вынесение определения о назначении его к разбирательству.
Третья стадия процесса - судебное разбирательство (гл. 15 ГПК). Судебное разбирательство, как правило, происходит в открытом судебном заседании с целью разрешить дело по существу. Судебное заседание есть процессуальная форма судебного разбирательства. Постановление суда, которым разрешается спор о праве, называется судебным решением. В некоторых случаях дело заканчивается без вынесения судебного решения.
Первые три стадии - от принятия искового заявления до вынесения судебного решения - объединяются понятием "суд первой инстанции"
Четвертая стадия процесса - апелляционное производство по обжалованию решений и определений мировых судей, не вступивших в законную силу (гл. 39 ГПК).
В этой стадии гражданское дело повторно рассматривается по существу в судебном заседании районного федерального суда по жалобам лиц, участвующих в деле.
Пятая стадия процесса - производство в суде кассационной инстанции по обжалованию не вступивших в законную силу решений и определений, вынесенных федеральными судами по первой инстанции (гл. 40 ГПК).
Шестая стадия процесса - производство в суде надзорной инстанции по пересмотру судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу (гл. 41 ГПК)
Гражданский процессуальный кодекс предусматривает еще одну, седьмую, стадию процесса - пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений и постановлений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу (гл. 42).
По ранее действовавшему процессуальному законодательству существовала еще одна самостоятельная стадия - исполнительное производство. Однако в связи с реформированием порядка исполнения судебных решений, принятием Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а затем и нового ГПК исполнительное производство как самостоятельная стадия гражданского процесса перестала существовать. Дело в том, что служба судебных приставов-исполнителей вошла в состав Министерства юстиции РФ, т.е. ветвь исполнительной власти, а в ГПК был включен раздел "Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов".
Опыт исполнительного производства в России, расширение и усложнение отношений по исполнительному производству привели к зарождению новой отрасли права - гражданского исполнительного права России и работе над проектом Исполнительного кодекса Российской Федерации.
Однако тесная связь между гражданским процессуальным и гражданским исполнительным правом сохраняется. Так, в Постановлении Европейского Суда по правам человека по делу "Бурдов против России" отмечается, что исполнение судебного решения должно рассматриваться как составляющая "судебного разбирательства" по смыслу ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод*(11). Иными словами, исполнительное производство является продолжением процессуальной формы защиты субъективных интересов.
Разбирательство гражданского дела не всегда проходит все перечисленные стадии. Обязательны только первые три. Например, после рассмотрения дела по существу в суде первой инстанции (третья стадия) судебное решение может быть добровольно исполнено сторонами; тогда отпадает необходимость рассмотрения дела в последующих стадиях процесса.
В этой связи следует отметить, что гражданский процесс - не простая совокупность процессуальных отношений, а их система, отражающая многообразие причинностей и связей данных отношений. Эти отношения не существуют все одновременно с начала процесса. Они возникают одно за другим, последовательно сменяя друг друга. И эта последовательность заранее предопределена нормами гражданского процессуального права.
2. Помимо стадий гражданского процесса необходимо различать и виды производств. Вид производства обусловливается материально-правовой природой дел и характеризуется самостоятельными средствами и способами защиты прав и интересов, а также вытекающими из этого особенностями судебной процедуры.
Видами гражданского судопроизводства являются:
1) исковое производство - направлено на разрешение споров между отдельными лицами по поводу субъективных прав и обязанностей;
2) приказное производство - упрощенное судопроизводство по защите прав, основанных на бесспорных доказательствах;
3) производство по делам, вытекающим из публично-правовых отношений - рассматриваются споры, связанные с нарушением политических прав граждан, а также с действиями, актами и решениями государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и служащих этих органов;
4) особое производство - в нем отсутствует спор о праве.
Гражданский процессуальный кодекс при выделении вида производства в судах первой инстанции учел материально-правовую природу дела, особенности судебной процедуры, а также специфику субъектов возникающего правоотношения (органы государственной власти, иностранцы и т.д.).
Так, в исковом производстве, учитывая особенности судебной процедуры, можно выделить: заочное производство, когда без уважительных причин в судебное заседание не является ответчик; приказное производство, когда суд выдает судебный приказ без возбуждения гражданского дела.
Увеличение числа видов судопроизводств, с одной стороны, значительно усложнило судебный процесс, но с другой - процесс стал более гибким, он лучше учитывает особенности отдельных категорий гражданских дел.
ЛЕКЦИЯ 4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ
При рассмотрении гражданского дела судом в процессе участвуют многие лица, объединяемые общим наименованием — «участники (субъекты) гражданского процесса». Среди участников процесса закон (гл. 4 ГПК) выделяет лиц, участвующих в деле (ст. 34 ГПК). К участникам процесса наряду с ними относятся лица, в той или иной мере содействующие правосудию. Это - все представители, переводчики, свидетели, эксперты, специалисты.
Таким образом, круг участников процесса шире, чем круг лиц, участвующих в деле. В то же время лица, участвующие в деле, наряду с судом являются основными субъектами гражданского процессуального правоотношения.
Всех лиц, участвующих в деле, объединяют следующие существенные признаки:
а) право на совершение процессуальных действий от своего имени;
б) право на совершение волеизъявлений, т. е. процессуальных действий, направленных на возникновение, развитие и окончание процесса в той или иной стадии;
в) наличие самостоятельного юридического интереса в решении суда (личного или общественного);
г) распространение на них в установленных законом пределах законной силы судебного решения (определения о прекращении производства по делу).
Итак, лица, участвующие в деле, - участники процесса, имеющие самостоятельный юридический интерес (личный или общественный) к исходу процесса (решению суда), действующие в процессе от своего имени, имеющие право на совершение процессуальных действий, направленных на возникновение, развитие и окончание процесса, на которых распространяется законная сила решения.
Состав участвующих в деле лиц определен ст. 34 ГПК. В зависимости от характера юридического интереса к исходу процесса всех лиц, участвующих в деле, можно разделить на две группы:
а) лица, имеющие личный (субъективный) интерес, как материально-правовой, так и процессуальный: стороны и третьи лица; заявители и заинтересованные лица по делам особого производства;
б) лица, имеющие общественный, государственный интерес, т. е. только процессуальный интерес: прокурор; государственные органы, органы местного самоуправления и другие организации и лица, участвующие в деле по основаниям, предусмотренным ст. 4, 45, 46, 47 и 263 ГПК.
Лица, участвующие в деле, могут пройти через все стадии гражданского процесса. Состав лиц, участвующих в конкретном деле, зависит от категории гражданского дела и его особенностей.
Гражданская процессуальная правоспособность — это установленная законом возможность иметь гражданские процессуальные права и обязанности. Закон наделяет такой способностью в равной мере всех граждан и организации, обладающих согласно законодательству РФ правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов (ст. 36 ГПК), имея виду лишь возможность участия их в гражданском процессе в качестве сторон и третьих лиц (ст. 38, 42-43 ГПК). Гражданское процессуальное законодательство не допускает никаких ограничений процессуальной правоспособности.
Все лица, обладающие субъективным материальным правом, должны иметь возможность обращения за его защитой, т. е. гражданскую процессуальную правоспособность.
Гражданская процессуальная правоспособность связана с правоспособностью в материальном праве (гражданском, трудовом, семейном, земельном, кооперативном, административном), когда определяется возможность быть стороной или третьим лицом. Судебная защита предполагает, что лицо, обращающееся за ней, способно обладать оспариваемым правом. Поэтому гражданская процессуальная правоспособность возникает одновременно с правоспособностью в материальном праве. Процессуальная правоспособность граждан возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Но если правоспособность в материальном праве возникает с определенного возраста (например, трудовая, брачная), то соответственно и процессуальная правоспособность наступает с этого момента.
Юридические лица обладают процессуальной правоспособностью с момента возникновения. Прекращение юридического лица ведет к прекращению его процессуальной правоспособности.
Однако по содержанию правоспособность в материальном праве не тождественна процессуальной правоспособности. Если правоспособность в материальном праве — возможность иметь соответствующие материальные права и обязанности (гражданские, трудовые, брачно-семейные и пр.), то гражданская процессуальная правоспособность — возможность иметь гражданские процессуальные права и обязанности, т. е. быть стороной, третьим лицом.
Гражданская процессуальная дееспособность — способность лично осуществлять свои права и исполнять свои обязанности, а также поручать ведение дела представителю (ст. 37 ГПК), т. е. способность лично совершать процессуальные действия (самому предъявлять иск, заключать мировое соглашение, отказаться от иска или признать иск, заявлять ходатайства в процессе, доказывать и т. д.). В этом отличие гражданской процессуальной дееспособности от дееспособности в материальном праве (способности лично совершать сделки, приобретать собственность, заключать трудовой договор и т. п.).
Юридические лица обладают процессуальной дееспособностью с момента возникновения. Процессуальные права и обязанности юридического лица осуществляются его органами непосредственно или через представителей (ч. 2 ст. 48 ГПК.
Полная процессуальная дееспособность граждан возникает с достижением совершеннолетия, т. е. с 18 лет (ч. 1 ст. 37 ГПК), а в случае эмансипации — с 16 лет (ст. 27 ГК). Права и интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, признанных ограниченно дееспособными, защищаются в суде их законными представителями. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних или граждан, признанных ограниченно дееспособными (ч. 3 ст. 37 ГПК). Такие лица вправе совершать все процессуальные действия. Непривлечение их к участию в деле - основание для отмены решения.
Каких-либо ограничений процессуальной дееспособности закон не предусматривает.
Стороны - основная группа лиц, участвующих в гражданских делах по спорам о праве или охраняемом законом интересе. Согласно ч. 1 ст. 38 ГПК сторонами в процессе являются истец и ответчик.
Истец - лицо, в защиту субъективных прав и охраняемых законом интересов которого возбуждено гражданское дело.
Ответчик - лицо, привлекаемое судом к ответу по требованию, заявленному истцом. По утверждению истца, ответчик - лицо, которое нарушило или оспаривает его субъективное право или охраняемый законом интерес.
Таким образом, истец и ответчик - субъекты спорного правоотношения или охраняемого законом интереса, подлежащего судебному рассмотрению.
Сторонами в гражданском процессе являются участвующие в деле лица, спор которых о субъективном праве или охраняемом законом интересе суд должен рассмотреть и разрешить.
Чтобы быть стороной в гражданском процессе, достаточно обладать гражданской процессуальной правоспособностью (ст. 36 ГПК), а чтобы непосредственно (лично) осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю, нужно обладать и процессуальной дееспособностью (ст. 37 ГПК).
Стороны в гражданском процессе пользуются равными процессуальными правами (ч. 3 ст. 38 ГПК).
Объем процессуальных прав и обязанностей сторон значительно шире, чем у других участвующих в деле лиц, что определяется действием принципов диспозитивности и состязательности. Наряду с теми правами, которые принадлежат им, как и всем участвующим в деле лицам (ст. 35 ГПК), стороны вправе распоряжаться своими субъективными правами, как материальными, так и процессуальными, поскольку являются субъектами спорного правоотношения. Только стороны могут распоряжаться объектом процесса: истец вправе отказаться от иска, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Ответчик может признать иск. Стороны вправе прекратить спор мировым соглашением.
С процессуальными правами сторон связаны их процессуальные обязанности. Стороны обязаны добросовестно исполнять свои процессуальные обязанности.
При возбуждении дела в суде предполагается, что стороны являются субъектами спорного правоотношения, следовательно, надлежащими.
Лицо, в отношении которого по обстоятельствам дела возникает предположение, что именно оно - субъект спорного правоотношения, называется надлежащей стороной.
Ненадлежащая сторона — лицо, в отношении которого по материалам дела исключается предположение о том, что оно является субъектом спорного правоотношения.
Ненадлежащая сторона — процессуально правоспособное лицо. Оно обладает всеми присущими стороне процессуальными правами и обязанностями, т. е. является субъектом процесса, стороной по делу, иначе невозможно было бы процессуальное общение с нею. Поэтому недопустим отказ в принятии искового заявления по мотивам предъявления иска ненадлежащим истцом или к ненадлежащему ответчику.
ГПК в отличие от ГПК 1964г. не допускает замену ненадлежащего истца. Если даже истец ненадлежащий и настаивает на принятии его заявления и рассмотрении дела, то судья должен принять заявление и возбудить дело. При установлении в результате рассмотрения дела, что истец действительно ненадлежащий, суд вынесет решение об отказе ему в удовлетворении иска.
Согласно ст. 41 ГПК суд первой инстанции может допустить замену ненадлежащего ответчика по ходатайству или с согласия истца. Из этой нормы следует, что суд может произвести замену ненадлежащего ответчика надлежащим и по собственной инициативе, однако только с согласия истца.
Согласие истца на замену ответчика означает, что ненадлежащий ответчик из процесса выбывает, а надлежащий привлекается к участию в деле.
Ненадлежащий ответчик заменяется надлежащим определением суда.
После замены ненадлежащего ответчика надлежащим подготовка и рассмотрение дела проводятся с самого начала (ч. 1 ст. 41 ГПК).
При отсутствии согласия истца на замену ненадлежащего ответчика суд рассматривает дело по существу (ч. 2 ст. 47 ГПК) и отказывает в иске, если в результате судебного разбирательства подтвердится, что ответчик ненадлежащий.
Согласно ст. 40 ГПК иск может быть предъявлен совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам.
В литературе нередко соучастие на стороне истца называют активным, а на стороне ответчика — пассивным, исходя из того, что возбуждается дело и к участию в нем привлекаются ответчики по инициативе истца. Соучастие на обеих сторонах называется смешанным.
Следовательно, процессуальное соучастие возможно как на стороне истца или ответчика, так и на обеих сторонах одновременно.
Таким образом, процессуальное соучастие — участие в одном деле нескольких истцов или нескольких ответчиков, интересы и требования которых не исключают друг друга.
Основания соучастия прямо установлены в ГПК. Оно допускается прежде всего в тех случаях, когда это связано с характером материальных правоотношений.
Согласно ч. 2 ст. 40 ГПК процессуальное соучастие допустимо по следующим основаниям:
а) предметом спора служат общие права или обязанности (например, иски, возникающие из права общей собственности),
б) права и обязанности нескольких истцов или ответчиков имеют одно основание (например, совместное причинение вреда несколькими лицами),
в) предметом спора являются однородные права и обязанности.
В зависимости от характера материально-правовых связей между субъектами спорных правоотношений различают два вида процессуального соучастия — необходимое (обязательное) и факультативное (возможное).
Необходимое соучастие — обязательное участие в деле всех субъектов спорного правоотношения в качестве истцов или ответчиков. Оно связано с особенностями спорных материальных правоотношений при множественности их субъектов.
Соучастие факультативно, если требования нескольких истцов или одного истца к нескольким ответчикам могут быть рассмотрены и осуществлены независимо друг от друга. Факультативное соучастие возникает, как правило, по основанию, предусмотренному в п. 3 ч. 2 ст. 40 ГПК.
Факультативное соучастие допускается как при материально-правовой связи между соучастниками, так и без нее, в зависимости от его целесообразности.
Основная цель института процессуального соучастия — вынесение единообразных решений, их стабильность. Целью необходимого соучастия является вынесение полных решений, исчерпывающих все возможные по данному спору вопросы.
Соучастники пользуются правами и несут обязанности сторон в процессе (ст. 35, 38, 39 ГПК). Вместе с тем их положение в процессе регулируется ст. 40 ГПК. Каждый из истцов или ответчиков по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно и в своих действиях не зависит от других соучастников; он может, например, признать иск или отказаться от него, заявить любое ходатайство без согласования с остальными. Соучастники могут поручить ведение дела одному или нескольким из них (ч. 3 ст. 40 ГПК). Это поручение должно быть надлежащим образом оформлено (ст. 53 и 54 ГПК). Практическое значение данного правила состоит в том, что им достигается экономия времени суда и сторон. Это не значит, однако, что остальные соучастники не могут давать объяснения и совершать другие процессуальные действия, если они того пожелают или если этого потребует суд.
При процессуальном соучастии суд выносит общее решение, в котором определяются права и обязанности каждого из соучастников. Это решение объединенное; в нем должен содержаться ответ по каждому требованию (ст. 207 ГПК).
В разрешении гражданско-правового спора наряду со сторонами могут быть заинтересованы и другие лица, которых называют третьими.
Характер заинтересованности третьих лиц в процессе по спору между другими лицами может быть неодинаковым.
Закон различает два самостоятельных института:
а) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора (ст. 42 ГПК);
б) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора (третьи лица с побочным участием) (ст. 43 ГПК).
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования, — лица, вступающие в уже возникший между истцом и ответчиком процесс для защиты самостоятельных прав на предмет спора.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, вступает к процесс потому, что считает спорное право принадлежащим ему, а не истцу или ответчику. Третье лицо вступает в дело путем предъявления иска, пользуется всеми правами и несет все обязанности истца в процессе (ч. 1 ст. 42 ГПК).
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, вступает в процесс по собственной инициативе.
Решая вопрос о допущении в дело третьего лица, судья выносит определение о признании его третьим лицом, заявляющим самостоятельное требование в рассматриваемом деле, или об отказе в этом. На такое определение может быть подана частная жалоба (абз. 2 ч. 1 ст. 42 ГПК).
Не вступившее в процесс третье лицо, имеющее самостоятельные требования, не лишено права предъявить иск отдельно. Но вступление третьего лица в чужой процесс имеет для него преимущество, так как его право будет защищено раньше, сразу решится спор между всеми заинтересованными лицами.
При вступлении в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, рассмотрение дела производится с самого начала.
Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, необходимо отличать от соистца. Требования соистцов всегда адресованы к ответчику и не исключают друг друга. Иск третьего лица в отличие от иска соучастников не может быть заявлен совместно с первоначальным иском; требование первоначального истца и требование третьего лица, направленные на один и тот же объект спора, исключают друг друга; эти лица, как претенденты на один и тот же объект спора, находятся в споре и между собой (спор претендентов).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора (третье лицо с побочным участием), — лицо, участвующее в деле на стороне истца или ответчика в связи с тем, что решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон (ст. 43 ГПК). Такое влияние может быть связано с правом регресса или с иным юридическим интересом третьего лица или одной из сторон.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, могут вступать в процесс по собственной инициативе, привлекаться к участию в деле по ходатайству сторон или по инициативе суда. Решение вопроса о привлечении или допущении третьих лиц к участию в деле оформляется определением суда, которое не может быть обжаловано, поскольку оно не исключает возможность дальнейшего движения дела (п. 2 ч. 1 ст. 331, п. 2 ч. 1 ст. 371 ГПК).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, действуют в процессе самостоятельно; они независимы от сторон, не должны согласовывать с ними свои действия.
Процессуальным правопреемством называется замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом (правопредшественника), другим лицом (правопреемником) в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (ст. 44 ГПК).
Процессуальное правопреемство предполагает преемство в материальном праве, где оно допускается в случаях:
а) общего (универсального) преемства в субъективных гражданских правах - наследования, реорганизации юридического лица;
б) перехода отдельного субъективного права (сингулярное правопреемство, от лат. singularis — отдельный, особый), например права собственности на спорную вещь, уступки требования или принятия на себя долга другого лица.
Процессуальное правопреемство возможно в любой стадии процесса. Вступление в процесс правопреемника оформляется определением суда. Определение о допущении в процесс правопреемника или об отказе в этом может быть обжаловано (ч. 3 ст. 44 ГПК).
В Законе о прокуратуре установлено, что прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами (ч. 3 ст. 1). Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, в соответствии с процессуальным законодательством.
В зависимости от основания вступления в процесс различаются две формы участия прокурора в деле:
1) обращение в суд в целях защиты прав и интересов других лиц (предъявление иска, подача заявления),
2) вступление в процесс с целью дачи заключения по делу.
Порядок вступления прокурора в процесс, объем его процессуальных прав и обязанностей зависят от формы участия в деле и от того, в какой стадии процесса он вступает в него.
Участие прокурора в суде первой инстанции осуществляется в основном районными прокурорами или их заместителями, так как гражданские дела по первой инстанции подсудны преимущественно мировым судьям и районным судам (ст. 23, 24 ГПК).
Обращение прокурора в суд является основанием возбуждения гражданского дела в случае необходимости защиты прав, свобод и законных интересов: 1) граждан, 2) неопределенного круга лиц, 3) Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК).
Из ч. 1 ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор может предъявить иск или обратиться с заявлением по любому гражданскому делу в случаях нарушения интересов граждан, неопределенного круга лиц или государства. Однако исходя из принципа диспозитивности прокурор может предъявить иск (подать заявление) только в случае, если гражданин сам не может обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам (ч. 1 ст. 41 ГПК).
Прокурор, обратившийся в суд в защиту прав и интересов других лиц, пользуется всеми правами и несет все процессуальные обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 45 ГПК).
Прокурор обязан ссылаться в заявлении на закон, подлежащий применению по предъявляемому иску. В случае же обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина прокурор должен обосновать, почему гражданин лично не может предъявить иск (абз. 2 ч. 3 ст. 131 ГПК).
Прежде чем предъявить иск, прокурор должен собрать необходимый фактический и доказательственный материал, проанализировать его. Иск прокурора, как и любые иные его действия в процессе, должен быть основан на проверенных материалах. В деле, возбужденном на основании заявления прокурора, его участие обязательно. Однако, если в ходе судебного разбирательства прокурор придет к выводу о том, что требования в части или в целом незаконны или необоснованны, он должен отказаться полностью или частично от предъявленного им иска.
Отказ прокурора от предъявленного иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 3 ст. 45 ГПК). При отказе прокурора от иска дело может быть прекращено производством лишь при условии отказа от иска и заинтересованного лица. Требование заинтересованного лица должно быть разрешено в том же процессе, поскольку, как следует из закона, оно всегда участвует в деле (ч. 2 ст. 38 ГПК).
Прокурор, предъявивший иск, дает объяснение по делу и участвует в прениях первым (ст. 174 ГПК). Он обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений (ст. 56 ГПК).
Если истец участвует в судебном заседании, он выступает после прокурора, предъявившего иск. Стороны вправе задавать вопросы прокурору, предъявившему иск и дающему объяснения по делу.
Не являясь субъектом спорного правоотношения, прокурор не вправе распоряжаться материальным правом, в частности, не может заключить мировое соглашение. Отказ прокурора от иска является актом распоряжения лишь процессуальным правом. По этим же основаниям к прокурору нельзя предъявить встречный иск. Ответчик может предъявить встречный иск к лицу, в интересах которого возбуждено дело.
Таким образом, при предъявлении иска прокурор занимает в деле положение истца, но только в процессуальном смысле.
Второй формой участия прокурора в деле является вступление в него для дачи заключения в случаях, предусмотренных ГПК и другими федеральными законами. В ч. 3 ст. 45 ГПК установлено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью и в иных случаях в целях осуществления возложенных на него полномочий. Наряду с делами, указанными в ст. 45, в ГПК предусмотрено участие прокурора по некоторым делам, возникающим из публично-правовых отношений и особого производства (ст. 252, ч. 3 ст. 260, ст. 273, ч. 3 ст. 278, ч. 1 ст. 284, ст. 288, ч. 2 ст. 304 ГПК). В СК предусмотрено участие прокурора в делах, затрагивающих интересы детей (ст. 70, 72, 73 и др.).
Заключение прокурора должно основываться на законе, подлежащем применению в рассматриваемом судом деле с учетом исследованных в судебном заседании доказательств. При исследовании доказательств прокурор, как лицо, участвующее в деле, вправе задавать вопросы сторонам, свидетелям, экспертам и специалистам; высказывать свое мнение по всем вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства (ст. 35 ГПК).
По окончании рассмотрения дела по существу прокурор дает заключение по делу в целом (ст. 190 ГПК). Выступление прокурора, дающего заключение, в прениях ГПК РФ не предусматривает.
Одна из задач прокуратуры - систематическое изучение и обобщение практики рассмотрения и разрешения жалоб, поступающих от граждан и организаций, сообщающих о фактах нарушения законности в работе организаций, а также о случаях обнаружения фактов ущемления прав организаций и граждан. Рассматривая такие материалы, прокурор прежде всего принимает предусмотренные законом меры, направленные на устранение причин, порождающих эти нарушения, а в необходимых случаях обращается в суд в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, не имеющего возможности отстаивать в суде лично свои права, свободы и интересы, а также в целях защиты государственных (публичных) интересов.
В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации (далее – органы и лица) или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц — граждан и неопределенного круга лиц. Обращение в суд в интересах граждан возможно лишь по их просьбе.
Перечисленные органы и лица не имеют субъективного материально-правового интереса в деле, когда обращаются в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц.
При обращении в суд в интересах неопределенного круга лиц возможно сочетание личного интереса с интересами большой группы лиц, численный состав которой установить затруднительно или нельзя установить вообще.
Органы и лица не имеют материально-правового интереса в исходе дела. Целью их участия в деле от своего имени является защита общественных и государственных интересов, субъективных прав и охраняемых законом интересов других лиц — граждан и организаций. Их интерес определяется обязанностями, возложенными на соответствующие органы, организации и граждан в определенной сфере деятельности.
ГПК включил органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждан, осуществляющих защиту прав и интересов других лиц, в состав участвующих в деле лиц (ст. 34), наделив их всеми правами таких лиц (ст. 35). Наряду с этим права указанных органов и лиц закреплены в ст. 46. Данная статья предоставляет названным в ней субъектам право предъявить иск в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов при наличии двух условий:
1) это должно быть предусмотрено законом;
2) необходимо наличие просьбы лица (гражданина), в защиту прав которого возбуждается гражданское дело.
Согласно ч. 2 ст. 46 ГПК лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Эти исключения связаны с тем, что они не являются субъектами спорного правоотношения, поэтому к ним не может быть предъявлен встречный иск. Следовательно, как и прокурор, названные в ст. 46 ГПК органы и лица занимают в деле положение истца только в процессуальном смысле.
Для возбуждения дела в защиту прав других лиц необходимо не только наличие права на обращение в суд у заинтересованного лица (права на предъявление иска у истца), но и особой предпосылки — предоставления законодательством (законом, положением, уставом) такого права органу или лицу, обращающемуся в суд, что нашло отражение во втором предложении п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК.
Поэтому органам и лицам должно быть отказано в принятии заявления на основании ч. 2 ст. 4 и п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК, если закон не наделяет их правом возбуждения гражданского дела в защиту прав других лиц. В принятии заявления должно быть отказано и во всех других случаях отсутствия права на обращение в суд у лица, в интересах которого возбуждается дело, на основании пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 134 ГПК.
Указанные органы и лица обязаны также соблюдать порядок обращения в суд (порядок предъявления иска), если законом не установлено исключений или если эти исключения прямо не следуют из смысла закона. При несоблюдении этих требований заявление должно быть возвращено либо оставлено без движения (пп. 2, 4, 5, 6 ч. 1 ст. 135; ч. 1 ст. 136 ГПК).
В предусмотренных законом случаях государственные органы, органы местного самоуправления могут вступить в дело до принятия решения судом первой инстанции по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов РФ, ее субъектов, муниципальных образований (ч. 1 ст. 47 ГПК).
ГПК предусматривает обязательное привлечение государственных органов, органов местного самоуправления лишь по делам особого производства (ч. 1 ст. 272, ст. 284, 288 ГПК). Привлечение государственных органов и органов местного самоуправления к участию в деле предусмотрено и СК. Вопрос о привлечении в процесс государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу должен решаться судьей при подготовке дела к судебному разбирательству.
Заключения государственных органов, органов местного самоуправления представляются в суд в письменном виде, хотя допустимо и устное заключение. Оно составляется, как правило, на основе предварительного обследования и изучения материалов дела. В некоторых случаях заключение может быть составлено и по инициативе самого органа управления и даже до возбуждения дела в суде (например, заключения органов опеки и попечительства по спорам, связанным с воспитанием детей, по делам о лишении родительских прав).
Лица, участвующие в деле, и представители могут задавать уполномоченному этого органа вопросы в целях разъяснения и дополнения заключения. Заключение органов государственного управления имеет важное значение по делу, но для суда оно необязательно. Однако свое несогласие с заключением суд должен мотивировать.
С целью дачи заключения по делу в гражданском процессе чаще всего участвуют следующие государственные органы и органы местного самоуправления:
а) органы опеки и попечительства — по делам, затрагивающим интересы детей и других недееспособных лиц, например по делам о передаче детей на воспитание, неправильном использовании родителями своих прав, лишении родительских прав, об усыновлении и об отмене усыновления, использовании опеки в корыстных целях, о возмещении ущерба, причиненного несовершеннолетнему лицу, по делам, затрагивающим жилищные права детей (ст. 28, 70, 72, 73, 78 СК);
б) органы социального обеспечения — по делам особого производства, возбуждаемым в целях назначения пенсии (объявление лица умершим или безвестно отсутствующим);
в) жилищно-коммунальные органы - по делам, связанным с владением жилищами и другими помещениями на праве личной собственности (выселение, раздел и обмен жилой площади, переоборудование нежилых помещений под жилье, сделки по поводу строений, о принадлежности строения на праве собственности и др.), а также по спорам между совладельцами строений, находящихся на неразделенном земельном участке, о порядке пользования этим участком.
Участие в гражданском процессе указанных органов и необходимость извещения их судом о деле объясняется тем, что решение суда может затронуть интересы соответствующей отрасли управления. В отдельных случаях судебным решением может быть возложена определенная обязанность на тот или иной орган управления, что также является основанием участия в деле.
В судебной практике непривлечение государственных органов, органов местного самоуправления к участию в деле в случаях, предусмотренных законом, рассматривается как основание к отмене решения суда.
ЛЕКЦИЯ 5. ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
Правовой статус гражданина, а также других субъектов российского права включает в себя множество разнообразных прав и обязанностей, закрепленных правовыми нормами. Государство стремится обеспечить всемерную защиту субъективных прав. В этих целях им создаются различные органы, компетенция которых включает деятельность по защите права. Кроме того, законы РФ предусматривают возможность создания и функционирования негосударственных органов, также осуществляющих такую защиту.
Учитывая наличие различных органов, к компетенции которых относится защита прав и охраняемых законом интересов, необходимо правильно и точно разграничивать их полномочия в указанной сфере, чему и служит институт подведомственности.
Традиционно подведомственность определяют как относимостъ нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов. Иными словами, подведомственность имеет задачей определение круга гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции определенного государственного органа или общественной организации.
Следует выделять три формы защиты — судебную, административную и общественную. В соответствии с этим различается подведомственность судебная (общему или арбитражному суду), административная, подведомственность дел общественным организациям (третейскому суду и др.).
Судебная подведомственность очерчивает круг дел, входящих в компетенцию суда общей юрисдикции и арбитражного суда, рассматриваемых в рамках гражданского судопроизводства. Подведомственность дел суду общей юрисдикции устанавливает ст. 22 ГПК, арбитражному суду - ст. 27-33 АПК.
Компетенция судов общей юрисдикции установлена таким образом, что эти суды играют определяющую роль в решении задачи защиты прав и охраняемых законом интересов всех без исключения субъектов права, и в первую очередь граждан, во всех регулируемых правом сферах общественной жизни, исключая предпринимательскую деятельность.
Обычно выделяют исключительную, альтернативную, договорную и императивную подведомственность.
Исключительная судебная подведомственность означает, что данное гражданское дело может быть рассмотрено только судом (общим или арбитражным) и решение дела иным органом исключается.
Альтернативной принято называть подведомственность, при которой спор о субъективном праве может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации.
Договорная подведомственность схожа с альтернативной. По ней также есть возможность выбора органа, разрешающего спор, однако происходит это по взаимному согласию сторон, т. е. путем заключения договора о передаче спора на разрешение третейского суда.
Подведомственность исковых дел судам общей юрисдикции определяется методом исключения, т. е. они рассматривают все дела, кроме тех, которые прямо отнесены к ведению арбитражных судов. Поэтому важно правильно разграничивать компетенцию общих и арбитражных судов. По общему правилу отнесение к подведомственности арбитражных судов исковых дел осуществляется на основании двух признаков в совокупности: во-первых, характера спора - он является экономическим, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности; во-вторых, характеристики спорящих субъектов — это юридические лица и граждане-предприниматели (ст. 28 АПК).
Обращение за судебной защитой прав и интересов возможно лишь в соответствующий по подсудности суд, т. е. в суд, компетентный рассмотреть и разрешить то или иное гражданское дело. При определении подсудности имеется в виду компетенция судебных органов как судов первой инстанции.
В современной судебной системе РФ компетенцией в области разрешения отнесенных к их ведению гражданских дел наделены суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Эти суды действуют самостоятельно и независимо друг от друга (ст. 4 ФКЗ от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации» (далее - ФКЗ о судебной системе)). К ним относятся:
- суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
- арбитражные суды, возглавляемые Высшим Арбитражным Судом РФ.
Систему судов общей юрисдикции составляют федеральные суды трехуровневой (трехзвенной) структуры и мировые судьи, являющиеся судами субъектов РФ (ст. 1 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — ФЗ о мировых судьях)).
В системе общегражданских федеральных судов действуют суды трех уровней: 1) районные суды; 2) Верховные суды республик, краевые, областные, суды городов Москвы и Санкт-Петербурга, суд Еврейской автономной области, суды автономных округов (далее - суды субъектов РФ) и 3) Верховный Суд РФ. К федеральным судам общей юрисдикции относятся также военные суды (ст. 4, 22 ФКЗ о судебной системе) и специализированные суды.
Нормы о подсудности гражданских дел в основном содержатся в ГПК и АПК. Подсудность гражданских дел, отнесенных к ведению общих судов, регулируется правилами подсудности, установленными ГПК (ст. 23-33), которые разграничивают компетенцию между судами общей юрисдикции. Общим для всех судов общей юрисдикции РФ является их право рассматривать гражданские дела в качестве суда первой инстанции.
Подсудность гражданских дел арбитражным судам определяется нормами АПК (ст. 24-31).
Каждый из судов первой инстанции вправе разрешать лишь те гражданские дела, которые законом отнесены к его компетенции, т. е. подсудны ему.
Подсудность устанавливает объем (пределы) компетенции того или иного суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассмотреть в качестве суда первой инстанции.
Подсудность как средство разграничения компетенции внутри каждой судебной системы следует отличать от подведомственности, которая позволяет отграничить компетенцию судов общей юрисдикции в целом как системы от иных судов, а также других юрисдикционных органов.
Разграничение компетенции между судами по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции осуществляется, с одной стороны, по роду (характеру) дел, подлежащих разрешению судами различного уровня, с другой — в соответствии с территориальной юрисдикцией однородных судов (одного и того же уровня).
По этим основным признакам в процессуальной науке различают два вида подсудности: родовую и территориальную.
Родовая подсудность позволяет определить, суд какого уровня (какого вида) системы судов общей юрисдикции должен принять гражданское дело к производству по первой инстанции.
Приметой последнего десятилетия является значительное обновление норм, регулирующих родовую подсудность гражданских дел судам общей юрисдикции. Новое содержание данного вида подсудности определяется как принятием ГПК РФ 2002г., так и новых федеральных конституционных, иных федеральных законов РФ, содержащих нормы о подсудности.
Анализ норм о подсудности позволяет заключить, что реформирование института родовой подсудности гражданских дел судам общей юрисдикции произошло за счет:
- организации мировой юстиции - формирования института мировых судей и появления нового нижнего уровня (звена) судов общей юрисдикции - судов субъектов РФ;
- включения военных судов в систему судов общей юрисдикции РФ и определения их компетенции ФКЗ о военных судах;
- определения более четких границ компетенции судов всех уровней в качестве суда первой инстанции;
- расширения круга гражданских дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции Верховным Судом РФ и областными и приравненными к ним судами;
- исключения возможности принятия вышестоящим судом к рассмотрению дела, подсудного нижестоящему суду.
По родовой подсудности в настоящее время разграничение компетенции между судами общей юрисдикции производится как по уровню судов (между мировыми судьями и федеральными судами, а также между федеральными судами трех уровней), так и - по виду судов (между общегражданскими и военными судами).
Определяется она по роду самого дела и зависит от его материально-правовой характеристики (каков характер дела, кто стороны). Она может иногда зависеть и от цены иска.
Новым низовым звеном судов общей юрисдикции являются суды субъектов РФ — мировые судьи.
К родовой подсудности мировых судей в области гражданской юрисдикции отнесены гражданские дела, перечень которых обозначен ст. 23 ГПК (ч. 1) с учетом ст. 3 ФЗ о мировых судьях.
Согласно ст. 23 мировой судья рассматривает дела:
— о выдаче судебного приказа (гл. 11 ГПК);
— о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
— о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
— иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
— по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных федеральным законом на момент подачи заявления.
— возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
— об определении порядка пользования имуществом.
Подсудность мирового судьи ограничена законом кругом названных дел, различных по своему материально-правовому характеру и по порядку рассмотрения. Эти дела подлежат рассмотрению в порядке приказного либо искового производства.
Судами первого уровня федеральных судов общей юрисдикции являются районные суды. Районные суды выполняют значительную роль в процессе осуществления правосудия в области гражданской юрисдикции. В настоящее время они рассматривают подавляющее большинство гражданских дел.
Родовая подсудность гражданских дел районным судам определяется правилом, закрепленным в ст. 24 ГПК. В соответствии с ним районные суды рассматривают в первой инстанции гражданские дела, отнесенные к ведению судов общей юрисдикции (подведомственные им), за исключением дел, отнесенных законом к подсудности мирового судьи (ст. 23), военных судов (ст. 25), областных и приравненных к ним судов (ст. 26), Верховного Суда РФ (ст. 27).
Таким образом, закон не содержит перечня гражданских дел, подсудных районным судам. Они рассматривают все гражданские дела, кроме тех, которые отнесены законом к судам общей юрисдикции иного уровня (рода). Поэтому районным судам, являющимся основным звеном в системе судов общей юрисдикции, подсудно наибольшее количество гражданских дел.
Другие суды общей юрисдикции уполномочены рассматривать исключительно те категории дел, которые прямо отнесены законом к их подсудности.
Существенно отлична родовая подсудность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа.
К родовой подсудности этих судов ст. 26 ГПК отнесены дела:
- связанные с государственной тайной;
- об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
- о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Российской Федерации;
- об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих комиссий референдума. Исключение установлено для решений, принимаемых этими комиссиями, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума. Такие решения обжалуются в районный суд.
Суд субъекта РФ наряду с указанными делами также рассматривает по первой инстанции заявления граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства об установлении усыновления или удочерения ребенка, являющегося гражданином РФ (ст. 269 ГПК).
К подсудности судов субъектов РФ федеральными законами РФ могут быть отнесены и другие дела, не указанные в ГПК.
Так, суды субъектов РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции также следующие дела:
- по жалобам граждан, права и интересы которых нарушены в связи с роспуском представительного органа местного самоуправления, отрешением главы муниципального образования от должности по основаниям и в случаях, предусмотренных ст. 49 ФЗ РФ от 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ФЗ от 26 ноября 1996г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», ст. З). В силу установлений названного закона дела о назначении даты выборов выборных должностных лиц органов местного самоуправления подлежат рассмотрению судом субъекта РФ.
Верховный Суд РФ по первой инстанции рассматривает отдельные категории гражданских дел, как правило, связанные со значимостью предмета защиты. Перечень дел, отнесенных к ведению Верховного Суда РФ, законом значительно расширен.
К родовой подсудности Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 27 ГПК отнесены следующие дела, рассматриваемые по первой инстанции Судебной коллегией по гражданским делам:
— об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;
- об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
— об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;
— о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Федерации;
- об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;
- по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.
Территориальная подсудность определяет, в какой конкретный суд из однородных судов одного и того же уровня (звена) системы судов с учетом его территориальной юрисдикции следует обратиться за разрешением определенного гражданского дела.
Если по правилам родовой подсудности определено, что конкретное гражданское дело подсудно районному суду, а, например, в Москве их ЗЗ, то возникает необходимость установить, какому же из них оно подсудно.
ГПК различает следующие виды территориальной подсудности: 1) общую; 2) альтернативную; 3) исключительную; 4) договорную; 5) по связи дел.
Общая территориальная подсудность определяется местом нахождения ответчика. По сути ГПК содержит правило, известное древнеримскому праву, согласно которому «истец следует за судом ответчика».
Общая территориальная подсудность определяется ст. 28 ГПК, действующей в отношении всех исков, за исключением тех, для которых установлены иные правила. Согласно ст. 28 ГПК иск к гражданину предъявляется в суде, в пределах территориальной юрисдикции которого ответчик имеет место жительства.
Подсудность по выбору истца (альтернативная подсудность) характеризуется предоставлением истцу возможности по своему усмотрению обратиться за разрешением дела в один из нескольких судов, указанных в законе. Истец вправе предъявить иск либо согласно общему правилу в суд по месту нахождения ответчика (ст. 28), либо в другой суд или суды, указанные в законе. Альтернативная подсудность не заменяет общей территориальной подсудности, а существует наряду с ней.
Категории дел, по которым предусмотрен выбор суда, определены законом.
Статья 29 ГПК устанавливает альтернативную подсудность наряду с вышеуказанными исками, предъявляемыми к ответчику при неизвестности места его жительства или не имеющему места жительства в РФ, и по другим категориям исков, которые могут быть предъявлены помимо места нахождения ответчика также:
— вытекающих из деятельности филиала или представительства юридического лица — по месту нахождения филиала или представительства;
— о взыскании алиментов и об установлении отцовства — по месту жительства истца;
— о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца — по месту жительства истца или по месту причинения вреда;
— о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, а также о взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасение на море — по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна;
— вытекающие из договоров, в которых указано место исполнения, — по месту исполнения договора;
— о расторжении брака в случае, когда при истце находятся несовершеннолетние дети или когда по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным, — по месту жительства истца;
— о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением ущерба, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключение под стражу либо незаконным наложением административного взыскания в виде ареста, — по месту жительства истца;
— о защите прав потребителей - по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Категории дел, по которым установлена альтернативная подсудность дел искового производства, не исчерпываются перечнем ст. 29 ГПК.
Альтернативная подсудность по ГПК установлена и для дел, возникающих из публичных правоотношений (ст. 251, 254).
Исключительная подсудность — особая, установленная в порядке исключения из общего правила подсудность, допускающая рассмотрение определенных категорий дел в судах, точно указанных в законе. Правила исключительной подсудности могут быть сведены к следующему:
во-первых, право предъявления иска может быть реализовано только в строго определенном по территории суде, указанном в законе. Исключительная подсудность носит обязательный характер, не допускает соглашения о месте рассмотрения дела;
во-вторых, эта подсудность исключает возможность выбора суда и рассмотрения определенного дела в ином суде, точно и безоговорочно устанавливая, в каком суде должно быть разрешено дело.
Поэтому при конкуренции правил подсудности, например, при объективном соединении исков (ст. 151 ГПК), один из которых подпадает под действие исключительной подсудности, должны применяться правила этой подсудности.
Правила исключительной подсудности действуют лишь в отношении определенных категорий дел. Перечень дел искового производства, подпадающих под действие этих правил, исчерпывающе определен в ст. 30 ГПК.
Местом нахождения имущества определяется подсудность исков:
— о правах на недвижимое имущество, обозначенное в части первой названной статьи;
— об установлении порядка пользования земельным участком;
— об освобождении имущества от ареста;
— кредиторов наследодателя, предъявляемых до принятия наследства наследниками, если последнее место жительства наследодателя, обладавшего имуществом на территории РФ, неизвестно или находится за ее пределами.
ГПК предусматривает исключительную подсудность и в отношении дел особого производства (ст. 266, 281, 287, 302, 307, 314).
Договорная подсудность. Установленную законом территориальную подсудность стороны вправе изменить соглашением между собой (ст. 32 ГПК). Такая подсудность по конкретному делу именуется договорной (добровольной). Соглашение о подсудности иначе называется пророгацией или пророгационным договором. Такое изменение подсудности возможно в допустимых законом пределах и только до принятия дела судом к своему производству. Во-первых, договорная подсудность допустима для любых категорий дел, кроме дел, для которых установлена исключительная подсудность (см. ст. 30 ГПК). Во-вторых, соглашением нельзя изменить или отменить родовую подсудность.
Соглашения сторон об изменении родовой или исключительной подсудности являются недействительными.
По смыслу ст. 32 ГПК стороны вправе изменить общую и альтернативную подсудность (см. ст. 28 и 29).
Соглашение об изменении подсудности дела, заключенное по правилам ст. 32, обязательно для суда.
Подсудность по связи дел. В качестве особого вида территориальной подсудности ГПК выделяет подсудность по связи дел (ст. 31). Подсудностью нескольких связанных между собой дел называется подсудность, по правилам которой иск подлежит предъявлению в суде, где рассматривается связанное с ним дело.
Основанием для применения правил данного вида подсудности является наличие такой связи дел, которая позволяет объединить их для совместного рассмотрения. Возникновение такой связи допускают ст. 40, 138, 151 ГПК, ч. 10 ст. 31 УПК.
Потребность совместного рассмотрения дел в одном производстве диктуется интересами наиболее полного рассмотрения споров во всем комплексе сложившихся правовых связей, необходимостью исключения возможности вынесения противоречивых решений по одним и тем же вопросам при раздельном рассмотрении дел, оперативности защиты прав и интересов.
Подсудность по связи дел возникает: 1) при предъявлении требований к нескольким ответчикам, имеющим разное местожительство; 2) при предъявлении встречного иска; 3) при предъявлении гражданского иска в уголовном процессе.
Закон обязывает суд общей юрисдикции, принявший дело к своему производству с соблюдением правил подсудности, рассмотреть его по существу во всех случаях, если даже во время производства по делу изменилась подсудность, т. е. дело стало подсудным другому суду (ч. 1 ст. 33 ГПК).
Вопросы передачи дела из одного суда в другой регулируются ст. 21, ч. 3 ст. 23 и ст. 33 ГПК.
В зависимости от того, какой суд решает вопрос о передаче гражданского дела, она может осуществляться:
— мировым судьей - в районный суд;
— судом, принявшим дело к производству, в другой суд того же уровня;
— вышестоящим судом из нижестоящего суда в другой суд того же уровня.
Основания передачи мировым судьей дела в районный суд определены в ч. 3 ст. 23 ГПК. Они возникают в случае допускаемого законом объединения мировым судьей в одном производстве (деле) нескольких заявленных и связанных между собой требований, когда одни из них подсудны мировому судье, а другие - районному суду, т. е. когда реально возникает коллизия родовой подсудности между мировым судьей и районным судом. Во-первых, при объединении судьей нескольких связанных между собой требований - объективном соединении исков (ст. 151 ГПК); во-вторых, при предъявлении встречного иска (ст. 137, 138 ГПК), а также при изменении истцом предмета иска.
В этих случаях закон закрепляет приоритет районного суда перед мировым судьей по разрешению всех требований, внесенных на рассмотрение и принятых к производству мировым судьей, если хотя бы одно из них подсудно районному суду.
Передача дела в соответствующий суд по рассмотренным основаниям должна быть оформлена определением. Стороны должны быть извещены о времени и месте вынесения определения для выяснения их мнения по этому вопросу. Право сторон на участие в решении вопроса о передаче Дела в другой суд, как и право на обжалование определения об этом, является гарантией конституционного права каждого на рассмотрение дела в том суде или тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.
Гарантией законности передачи дела в другой суд является возможность обжалования определения суда о передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд (ч. 3 ст. 33).
Передача дела производится незамедлительно после вступления определения о передаче дела в законную силу. Данное определение обязательно для суда, указанного в определении. Это означает, что суд, на рассмотрение которого дело направлено, не вправе опровергнуть вывод суда о подсудности и отказать в рассмотрении дела.
ГПК не допускает разногласий (пререканий) между судами общей юрисдикции по поводу подсудности, т. е. споров о подсудности. Суд, в который передано дело, во всех случаях обязан рассмотреть его.
ЛЕКЦИЯ 6. ИСК. ИСКОВОЕ ПРОИЗВОДСТВО