Задания с выбором нескольких правильных ответов

Как уже отмечалось выше, задания с выбором одного правильного ответа, несмотря на их технологичность и простоту, имеют существенный недостаток, критикуемый многими педагогами. Это – высокая вероятность угадывания правильных ответов, особенно при небольшом числе вариантов. Наиболее эффективным способом снижения этой вероятности является подбор правдоподобных дистракторов. В общем случае дистрактор можно считать удачно подобранным, если он привлекает процент незнающих испытуемых, соответствующий вероятности угадывания: для заданий с двумя вариантами ответа – 50%, с тремя – 33%, с четырьмя – 25%, с пятью – 20%. В этом смысле более эффективными являются задания с выбором нескольких правильных ответов из числа предложенных, в которых вероятность угадывания всех правильных ответов существенно ниже.

Задания с выбором нескольких правильных ответов являются более трудными по сравнению с заданиями с выбором одного правильного ответа. Такие задания обеспечивают более полную и точную проверку знаний, так как испытуемым приходится дополнительно проверять полноту своих ответов.

Рекомендуемое количество ответов к таким заданиям – от 5 до 12. Соотношение правильных и неправильных ответов устанавливается по усмотрению разработчика, но при одном условии – среди ответов хотя бы один должен быть неправильным. Испытуемые должны быть осведомлены о том, что сочетание правильных и неправильных ответов в любом задании различно. Такие задания можно применять при проверке знаний по любой дисциплине.

Инструкция для испытуемых в таких заданиях формулируется так: «Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Обведите кружком номера всех правильных ответов».

Или более кратко: «Обведите кружком номера всех правильных ответов».

При автоматизированном контроле (самоконтроле) инструкция может быть сформулирована иначе: «Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов» или «Щелкните мышью по всем правильным ответам» и т.п.

Примеры:

Обведите кружком номера всех правильных ответов:

32. «О» ПИШЕТСЯ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

1) упл…тнить график 5) сл…жить полномочия

2) р…птать на судьбу 6) прил…скать кота

3) угрожать р…справой 7) усл…жнить жизнь

4) обн…жить пороки 8) с…бираться на работу

33. ГЛАГОЛЫ

1) production 5) furnace

2) create 6) communicate

3) factory 7) come

4) car 8) particle

34. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

1) дифференцирование 5) возведение в степень

2) умножение 6) сложение

3) интегрирование 7) разложение в ряд

4) деление 8) вычитание

35. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОФИЛЯ ДОМЕННОЙ ПЕЧИ

1) кольцевой воздухопровод 7) шахта

2) колошник 8) наклонный мост

3) чугунная летка 9) распар

4) огнеупорная кладка 10) распределитель шихты

5) горн 11) уровень засыпи

6) фурменная амбразура 12) заплечики

Как видно из представленных примеров, содержательную основу таких заданий составляют, главным образом, классификационные знания, что также позволяет при их разработке использовать фасеты. Пример:

Обведите кружком номера всех правильных ответов:

36. МЕТАЛЛЫ

1) Cr 3) Mg 5) Cu 7) Fe

2) Zn 4) Ag 6) Ba 8) Na

Задания с выбором нескольких правильных ответов удобно использовать для проверки знаний типа «что для чего». Знания такого типа присутствуют во всех без исключения учебных курсах. Особенно важна проверка таких знаний в инженерных науках. Примеры:

Обведите кружком номера всех правильных ответов:

37. ПРИ ДВИЖЕНИИ

РАССЧИТЫВАЮТ ПО ФОРМУЛАМ

1) 6)

2) 7)

3) 8)

4) 9)

5) 10)

 

38. АГРЕГАТАМИ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА МОГУТ БЫТЬ

1) агломашина 5) вагранка

2) доменная печь 6) кислородный конвертер

3) миксер 7) электродуговая печь

4) мартеновская печь 8) методическая печь

Не рекомендуется отрицательная формулировка заданий, когда спрашивается о том, что не используется, не делается, не относится и т.п. Как правило, для таких заданий множество отрицательных ответов всегда больше множества положительных. При положительной формулировке возрастает определенность задания, его конкретность.

Что касается оценивания ответов на такие задания, то здесь могут быть разные подходы. Более предпочтительным, на наш взгляд, является подход, при котором за полностью правильное решение выставляется один балл, т.е. случай, когда отмечены все правильные ответы и не отмечен ни один из неправильных. Если не отмечен хотя бы один из всех правильных ответов или отмечен хотя бы один из неправильных, выставляется ноль баллов. Такой подход более технологичен и, как будет показано далее, позволяет избежать искажения результатов педагогического измерения.

Второй подход, предлагаемый как вариант в [1], предполагает такую шкалу: за полностью правильное решение давать три балла, за одну допущенную ошибку снимать один балл, за две – два, за третью – снимать последний балл. За последующие допущенные ошибки баллы не снимаются, т.е. за три и более допущенных ошибок испытуемому выставляется ноль баллов, что позволяет избежать нежелательных отрицательных оценок.