Источник преимуществ
Традиционная микроэкономическая модель предполагает, что прибыль достается тем компаниям, которые имеют структурные преимущества перед реальными и потенциальными конкурентами. В ведущих секторах экономики - телекоммуникации, сырье, транспорт - это предположение до сих пор остается верным. Но конкурентные преимущества можно создавать и на двух других основах.
Передовые методы реализации. В некоторых отраслях промышленности компании опережают конкурентов за счет постоянного превосходства в выполнении повседневных задач. Так, некоторые компании, занимающиеся страхованием имущества и страхованием от несчастных случаев, показали, что более совершенная методика заключения страховых контрактов и возмещения ущерба может превзойти по эффективности любое структурное преимущество конкурента.
Глубокое понимание и предвидение. Некоторые фирмы преуспевают благодаря знаниям и глубокому пониманию, которых нет у других компаний. Знания могут выражаться в научно-техническом опыте (неизменное превосходство компании Hewlett-Packard в производстве принтеров), понимании современных тенденций (способность некоторых банков получать устойчивые прибыли за счет «коротких» позиций по иностранной валюте) или просто в творческом подходе (непревзойденный успех мультфильмов Диснея).
Если три (точнее, один старый и два новых) источника преимуществ перед конкурентами объединить с упомянутыми выше тремя (опять-таки одной старой и двумя новыми) отраслевыми структурами, получится новая модель, лучше отражающая богатые стратегические возможности сегодняшнего промышленного ландшафта (см. схему 2).
Схема 2. Новая модель отрасли