СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Личность – единственный социальный субъект по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в целом. Именно личность рассматривается как социальный «микрокосм». Человек и очень ограничен, и бесконечен – одновременно. Сегодня, на изломе веков идет объективный процесс возрастания роли личности в общественной жизни.

Личность – «социальный» - или - социализированный человек. В классической социологии чаще всего анализируется личность как объект социального воздействия (социализации).

При всем разнообразии подходов к определению сущности личности общим и бесспорным остается представление о том, что личностью человек не рождается, а становится под воздействием определенных социальных условий. Общество с момента рождения человека социализирует его, т.е. окружает, включает, приобщает к культуре, к социальному опыту во всех его формах – знания, эмоции, этические и эстетические нормы. Социализация, таким образом, - это процесс передачи индивиду опыта человека как вида.

Процесс социализации охватывает жизнь человека, но по-разному организован на разных ее этапах. Первоначально в нем доминирует спонтанная социализация, в которой мощно нарастает организующая роль института образования. Затем формирующаяся личность все яснее ощущает свою особость и необходимость самоорганизации – из него и вырастает самовоспитание. И хотя, по мере взросления человека роль педагогического взаимодействия на него сокращается, однако, роль авторитета родителей на каждом этапе очень велика, и нельзя ею пренебрегать. Если на этапе первичной социализации авторитет родителей непререкаем, то на более поздних этапах его надо завоевывать. Каждый из нас знает, какими трудными бывают вхождение в коллектив, профессиональное становление, переход из состояния учащегося школы в состояние студента. Не каждый молодой человек способен преодолеть эту «полосу препятствий», выстоять, не спасовать перед трудностями, перед соблазнами нашего общества. И именно родители должны поставить перед собой цель – помочь молодежи адаптироваться к новой социальной среде, не теряя себя при этом, свои моральные и нравственные ценности.

В словарях терминов для среды образования ЮНЕСКО и других международных организаций отсутствуют аналоги наших понятий «воспитание», «воспитательное влияние», «формирование взглядов» и пр. В развитых демократических странах воспитание студенчества поддерживается особыми принципами, которые еще не приобрели широкого распространения в наших странах. Речь прежде всего идет о принципах личностной автономии и высокого уважения к правам человека, а также о выполнении всех положений мировой конвенции о правах человека.

Стандартная продолжительность среднего образования в развитых странах мира не меньше 12 лет, а довольно часть – 13. Это означает, что завершение программ среднего общего или профессионального образования и получение права поступления в вузы приходится на возраст 18-19 лет. Но с 18 лет молодые люди обладают полными правами граждан демократической страны, в том числе и правом на личное мнение и защиту от воспитательного или любого другого вмешательства взрослых. Отметим и тот факт, что в университетах Запада не найти подростков или лиц в возрасте 17-18 лет. Там, как правило, учатся молодые люди, которые небезосновательно считают себя взрослыми (в некоторых странах свыше половины студентов имеют возраст 25 лет и больше).

У нас же в университетах совершенно другая ситуация. Молодые люди 17 лет составляют большинство на первых курсах высших учебных заведений. Учатся они чаще всего за счет родителей, а порой и не хотят становиться взрослыми, боятся самостоятельности, не уверены в будущем. Этот инфантилизм является симптомом незащищенности детей в семье и в обществе.

Что делать родителям взрослых детей?

У каждого художника есть индивидуальный стиль написания картины, секрет растворения красок, личная техника держания кисти. Все это отходит на второй план, когда мы восторгаемся произведением, оценивая его как искусство. Но последнее стало возможным через технику и технологию выполнения работы, через индивидуально-творческий подход в осуществлении задуманного проекта.

Родительское взаимодействие тоже технологично и требует от родителей не только интуиции и импровизации, но и глубоких знаний и умений. Моделирование предстоящего взаимодействия с юношеством может продуктивно выполнить лишь родитель-аналитик, прогнозист, способный учесть различные факторы и условия совместной деятельности, способный не только создать модель, но и качественно использовать на практике свои собственные творческие резервы.

Творчество родителей заложено в сути его деятельности, которая сама по себе стимулирует у него потребность в самосовершенствовании. Воспитать по старинке уже нельзя. Знания работают на родительский авторитет. Малыша нельзя воспитать без знания Б.Спока, А.Студеникина, опыта Никитиных, а уже взрослых детей нельзя воспитать без знания психологии, педагогики, основ психоанализа и аутотренинга.

Чем больше родители самосовершенствуются, тем интереснее они становятся как личности, тем больший авторитет приобретают в глазах детей.

Чтобы воспитать личность, необходимо быть личностью.

При анкетированном опросе среди 150 юношей и девушек, студентов высшего учебного заведения, выяснилось, что авторитетом являются родители для 65%. Если сравнивать эти данные с данными по младшему и среднему школьному возрасту, где авторитет родителей намного выше 100-95%, то можно сделать своеобразный вывод. Авторитет родителей падает, когда взрослеют дети. Они начинают понимать, что родители не так много знают, как им казалось в более младшем возрасте, не всегда правы в своих поступках, не всегда объективны по отношении к детям, не всегда идеалы для подражания.

И авторитет основан больше на личных качествах родителей. Молодежь идет на контакт с эмоционально богатым, психологически гибким и мобильным человеком, принимающим смелые самостоятельные решения в жизненных ситуациях, способным видеть в своих повзрослевших детях полноправных партнеров.

Необходимо передать детям внутренний оптимизм, жизнелюбие. Труднее сделать, чем сказать, т.к. они видят нас и в будни, и в праздники, дома, в быту, и везде надо оставаться личностью, Человеком с большой буквы. Наша гражданская позиция, наши взгляды, наши поступки, яркие выпускные примеры прочно запечатлеваются в памяти молодого человека, и никакие лобовые нравоучения не подействуют если они идут в разрез с нашей жизнью.

Чтобы помочь своему ребенку-студенту стать личностью необходимо в первую очередь:

- посмотреть на себя;

- попытаться создать положительный образ «взрослой жизни»;

- помочь преодолеть боязнь самостоятельных действий.

Ограждение от мельчайших забот не поможет, а только навредит взрослеющему человеку. Чем больше родители вовлекают во взрослый мир своего ребенка, тем скорее он станет полноценным членом общества, состоится его социализация.

Растущая личность – это изменяющаяся личность, способная осознавать собственный опыт и находить решение жизненных проблем. В процессе роста личности расширяются ее возможности, углубляются понимание жизни, духовность и открываются новые перспективы.

Воспитать гражданина может только гражданин. Родители должны поднять «планку» требований к себе. Ясно, что наиболее плодотворный способ воспитания – это личный пример. Если родители склонны к безнравственным, бесчестным поступкам, могут ли они воспитывать юношество?

В наше время нравственный пример стал особенно ценен, т.к. после 1991г. воспитательная сторона деятельности вузов была искусственно урезана. «Деидеологизация» уничтожила существенную составляющую вузовской общественной работы, студенты оказались лишены молодежных структур. Среди студентов господствуют разочарование и недовольство, ощущение ненужности, пустоты и невостребованности.

Отсутствие достойной идеи, дегероизация и опошление жизни, просто выживают все лучшее в нашей молодежи. Это тревожная и горестная тенденция нынешнего времени. Переломить ее способна высокая идеальная цель, обращенная к юношескому альтруизму. В молодом возрасте сама природа подпитывает инстинктивное стремление к благородству и силы делать добро. Надо опереться на эти лучшие свойства юных душ. Какая же цель, какая перспектива может зажечь нашу учащуюся молодежь?

Когда юный человек придет в вуз, чтобы стать полноправным наследником великой культуры, великой науки великого Отечества, когда его осознанной целью станет одушевление мира людей, тогда он обретет реальные шансы вырасти выдающимся профессионалом и настоящим человеком. А задача родителей помочь ему в этом.