Примерный перечень вопросов к зачету

 

1. Историческое развитие института правотворчества в Республике Беларусь, его актуальность и значение на современном этапе.

2. Понятие и виды правотворчества. Правотворчество и процесс формирования права (правообразование).

3. Принципы правотворчества.

4. Субъекты правотворчества.

5. Стадии правотворчества.

6. Правотворчество международных организаций.

7. Реализация общепризнанных принципов международного права и норм международных договоров Республики Беларусь в нормативных правовых актах Республики Беларусь.

8. Роль профсоюзов и иных общественных организаций в правотворческой деятельности.

9. Источники права как результат объективизации права в процессе правотворчества.

10. Правовые акты: понятие, признаки и структура нормативного правового акта. Способы изложения нормативных предписаний.

11. Виды и иерархия нормативных правовых актов в Республике Беларусь.

12. Пределы действия нормативных правовых актов.

13. Понятие, виды и правила юридической техники.

14. Языковые требования, предъявляемые к тексту нормативного правового акта, и его терминология.

15. Средства юридической техники: правовые аксиомы, презумпции, фикции, юридические конструкции.

16. Порядок ведения Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, включение в него нормативных правовых актов. Официальное опубликование и вступление нормативных правовых актов в силу.

17. Систематизация законодательства и ее роль в правотворческом процессе.

18. Толкование нормативных правовых актов и его виды.

19. Парламент Республики Беларусь как законотворческий орган. Парламентские процедуры.

20. Стадии законодательного процесса.

21. Понятие и субъекты права законодательной инициативы в Республике Беларусь. Механизм реализации права законодательной инициативы.

22. Подготовка проекта закона для рассмотрения на сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Сопроводительные документы к проектам нормативных правовых актов.

23. Рассмотрение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.

24. Повторное рассмотрение законопроекта. Порядок работы согласительной комиссии.

25. Подписание закона. Право вето Президента Республики Беларусь на закон или на его отдельные положения. Механизм преодоления отлагательного вето Главы государства.

26. Особенности рассмотрения проектов отдельных видов законов (программных, о делегировании Президенту законодательных полномочий Парламентом, о внесении изменений и дополнений в законы и Конституцию и иных). Ратификация (либо утверждение) и денонсация международных договоров.

27. Рассмотрение проекта закона в срочном порядке.

28. Роль Президента Республики Беларусь в правотворческом процессе. Нормативные и ненормативные правовые акты Президента Республики Беларусь.

29. Функции Администрации Президента Республики Беларусь в правотворческом процессе.

30. Местные Советы депутатов и Президент в сфере правотворчества. Формы взаимодействия. Контрольные функции Президента.

31. Место и роль Правительства в механизме правотворчества. Формы осуществления Правительством правотворческой деятельности.

32. Правовые акты Совета Министров Республики Беларусь.

33. Формы и механизм взаимодействия Правительства с Президентом, Парламентом и иными органами государственной власти Республики Беларусь в сфере правотворчества.

34. Республиканские органы государственного управления в правотворческом процессе: компетенция, виды актов и их юридическая сила.

35. Характерные черты правотворческого процесса в административно-территориальных единицах Республики Беларусь. Местные субъекты правотворческого процесса.

36. Правотворческая деятельность местных Советов депутатов. Компетенция, виды и юридическая сила актов. Постоянные комиссии местных Советов депутатов.

37. Правотворчество местных исполнительных и распорядительных органов. Формы взаимодействия субъектов местного управления и самоуправления друг с другом в процессе правотворческой деятельности.

38. Механизм и формы участия судебных органов Республики Беларусь в правотворческом процессе.

39. Значение судебной практики для правотворческой деятельности в Республики Беларусь.

40. Осуществление судебного контроля за конституционностью нормативных актов и его формы. Взаимодействие органов судебной власти в осуществлении конституционного контроля.

41. Виды актов Конституционного Суда Республики Беларусь и их юридическая сила. Послания Конституционного Суда Республики Беларусь Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в Республике Беларусь.

42. Порядок принятия решений Конституционным Судом Республики Беларусь. Юридические последствия признания Конституционным Судом Республики Беларусь нормативного правового акта несоответствующим (соответствующим) Основному Закону.

43. Предложения Конституционного Суда Республики Беларусь по совершенствованию действующего законодательства. Порядок внесения и реагирования.

44. Взаимодействие судебных органов с органами законодательной и исполнительной ветвей власти по вопросам нормотворчества.

45. Формы участия органов прокуратуры в нормотворческой деятельности.

46. Понятие, принципы и виды правового мониторинга, его цель и задачи.

47. Этапы (стадии) проведения правового мониторинга.

48. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов и порядок ее проведения.

49. Порядок проведения криминологической экспертизы проектов правовых актов (правовых актов). Риски криминогенного характера.

50. Эффективность законодательства. Позитивные и негативные показатели действия нормативного правового акта.

 


ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

 

  Название дисциплины, с которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по учреждения высшего образования по учебной дисциплине решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера)*
Общая теория права   Предложений нет  
Конституционное право   Предложений нет  
Административное право   Предложений нет  
Судоустройство   Предложений нет  

 

* при наличии предложений об изменениях в содержании учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине