Расчет годовой производственной программы

Программа по техническому обслуживанию автомобилей данного вида за год и ее трудоемкость определяется как в количественном так и в трудовом выражении, а по текущему ремонту только в трудовом выражении. Число легковых автомобилей N*, принадлежащих населению г. Ростова-на-Дону (району, города, населенного пункта) определяется на основе статистических данных, приведенных по данным ГИБДД по диаграммам 1, 2 приложения или исходя из средней насыщенности населения легковыми автомобилями

, (1)

где А – численность населения обслуживаемого района, чел;

n – число автомобилей на 1000 жителей.

Учитывая, что определенная часть владельцев проводит ТО и ТР собственными силами, расчетное число N обслуживаемых на предприятиях автосервиса автомобилей в год:

 

, (2)

где k – коэффициент, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами автосервиса (обычно k = 0,75÷0,9).

При выборе значений k студенту необходимо учитывать:

· насыщенность населения автомобилями;

· месторасположение других предприятий автосервиса;

· дорожные и климатические условия района;

· продолжительность сезона эксплуатации и др. факторы.

Годовой объем работ ТО и ТР, чел · час определяется по зависимости:

, (3)

где LГ – среднегодовой пробег одного автомобиля, км;

t – удельная трудоемкость работ ТО и ТР, чел∙час/1000км.

Для выбора типа предприятия автосервиса (универсального или специализированного) из общего числа обслуживаемых автомобилей N выделяют их число по моделям.

По данным работы [1] среднегодовой пробег индивидуальных легковых автомобилей в России (9÷10) тыс. км., в том числе иномарок (12÷13) тыс. км.; в Швеции – (14÷15) тыс. км; в США – (17÷19) тыс. км. Причем имеет место значительная сезонная неравномерность использования автомобилей, достигающая в России 50% и более.

Удельная трудоемкость ТО и ТР на станциях автосервиса является нормированной величиной и определяется в зависимости от класса автомобиля. Нормативы трудоемкости для расчетов берутся из таблицы 3 приложения.

Число заездов в год на предприятия автосервиса одного комплексно обслуживаемого автомобиля для проведения ТО и ТР принимается равным 2, УМР – 5, выполнения работ по противокоррозионной защите кузова – 1.

Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от категории предприятия сервиса (числа рабочих постов) и климатического района места расположения предприятия. Ориентировочные значения коэффициентов корректирования представлены в таблице 4, 5 приложения.

Скорректированная удельная трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей чел∙час/1000 км.:

, (4)

где – нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР автомобилей, чел∙час/1000км, согласно действующим нормам;

k1 – коэффициент корректирования удельной трудоемкости в зависимости от числа рабочих постов предприятия автосервиса;

k2 – коэффициент корректировки удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от климатического района расположения предприятия автосервиса.

При проектировании универсального предприятия автосервиса суммарный годовой объем работ по ТО и ТР, чел∙час:

, (5)

где Ni – число автомобилей i-ой модели, обслуживаемых данным предприятием автосервиса;

–среднегодовой пробег автомобиля i-ой модели, км;

ti –уделная трудоемкость работ ТО и ТР по i-ой модели, чел∙час/1000км;

n – число моделей автомобилей, обслуживаемы данным предприятием автосервиса.

Годовой объем уборочно-моечных работ, чел∙час:

, (6)

где d – число заездов автомобилей на станцию автосервиса;

tумр – средняя трудоемкость УМР, чел∙час, на один заезд автомобиля.

Если УМР выполняются не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг, то общее число заездов принимается из расчета одного заезда на 800-1000 км пробега:

. (7)

Средняя трудоемкость УМР на один заезд tумр равна:

· при механизированной мойке в зависимости от используемого оборудования – 0,15-0,25 чел∙час;

· при ручной шланговой мойке, 0,5 чел∙час.

Годовой объем работ предприятия автосервиса на приемке и выдаче автомобилей, чел∙ч:

, (8)

где dто,тр – число заездов на предприятия автосервиса в год одного комплексно-обслуживаемого автомобиля для проведения ТО и ТР (обычно принимают dто,тр =2);

tп-в – разовая трудоемкость приемки-выдачи на один заезд, чел∙ч.

В зависимости от класса автомобиля ориентировочные значения разовой трудоемкости приемки-выдачи для расчетов можно взять из таблицы 3 приложения.

Годовой объем работ по противокоррозионной обработке, чел∙час:

, (9)

где dпрк – число заездов на предприятие автосервиса в год одного комплексно-обслуживаемого автомобиля для выполнения работ по противокоррозионной защите кузова (dпрк = 1);

tпрк – разовая трудоемкость противокоррозионной обработки на один заезд, чел∙час.

Годовой объем работ по предпродажной подготовке, чел∙час

, (10)

где Nп число продаваемых автомобилей в год на предприятии, установленное заданием на проектирование;

tпп – разовая трудоемкость предпродажной подготовки, чел∙час.

Для определения объема работ каждого производственного участка предприятия автосервиса необходимо, полученный в результате расчета общий годовой объем работ по ТО и ТР, распределить по видам работ и месту их выполнения (таблица 6 приложения).

Объем вспомогательных работ на предприятии автосервиса составляет 20-30% общегодового объема работ по ТО и ТР и может быть ориентировочно принят по данным таблицы 7 приложения.

Суточное число заездов автомобилей на городское предприятие автосервиса может быть определенно по зависимости:

, (11)

где Драб.г – число рабочих дней предприятия автосервиса в году.

Для городских предприятий автосервиса число дней рабочих в году принимается равным 305, число смен работы в сутки – 2.