Расчет годовой производственной программы
Программа по техническому обслуживанию автомобилей данного вида за год и ее трудоемкость определяется как в количественном так и в трудовом выражении, а по текущему ремонту только в трудовом выражении. Число легковых автомобилей N*, принадлежащих населению г. Ростова-на-Дону (району, города, населенного пункта) определяется на основе статистических данных, приведенных по данным ГИБДД по диаграммам 1, 2 приложения или исходя из средней насыщенности населения легковыми автомобилями
, (1)
где А – численность населения обслуживаемого района, чел;
n – число автомобилей на 1000 жителей.
Учитывая, что определенная часть владельцев проводит ТО и ТР собственными силами, расчетное число N обслуживаемых на предприятиях автосервиса автомобилей в год:
, (2)
где k – коэффициент, учитывающий число владельцев автомобилей, пользующихся услугами автосервиса (обычно k = 0,75÷0,9).
При выборе значений k студенту необходимо учитывать:
· насыщенность населения автомобилями;
· месторасположение других предприятий автосервиса;
· дорожные и климатические условия района;
· продолжительность сезона эксплуатации и др. факторы.
Годовой объем работ ТО и ТР, чел · час определяется по зависимости:
, (3)
где LГ – среднегодовой пробег одного автомобиля, км;
t – удельная трудоемкость работ ТО и ТР, чел∙час/1000км.
Для выбора типа предприятия автосервиса (универсального или специализированного) из общего числа обслуживаемых автомобилей N выделяют их число по моделям.
По данным работы [1] среднегодовой пробег индивидуальных легковых автомобилей в России (9÷10) тыс. км., в том числе иномарок (12÷13) тыс. км.; в Швеции – (14÷15) тыс. км; в США – (17÷19) тыс. км. Причем имеет место значительная сезонная неравномерность использования автомобилей, достигающая в России 50% и более.
Удельная трудоемкость ТО и ТР на станциях автосервиса является нормированной величиной и определяется в зависимости от класса автомобиля. Нормативы трудоемкости для расчетов берутся из таблицы 3 приложения.
Число заездов в год на предприятия автосервиса одного комплексно обслуживаемого автомобиля для проведения ТО и ТР принимается равным 2, УМР – 5, выполнения работ по противокоррозионной защите кузова – 1.
Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от категории предприятия сервиса (числа рабочих постов) и климатического района места расположения предприятия. Ориентировочные значения коэффициентов корректирования представлены в таблице 4, 5 приложения.
Скорректированная удельная трудоемкость ТО и ТР легковых автомобилей чел∙час/1000 км.:
, (4)
где – нормативная удельная трудоемкость ТО и ТР автомобилей, чел∙час/1000км, согласно действующим нормам;
k1 – коэффициент корректирования удельной трудоемкости в зависимости от числа рабочих постов предприятия автосервиса;
k2 – коэффициент корректировки удельной трудоемкости ТО и ТР в зависимости от климатического района расположения предприятия автосервиса.
При проектировании универсального предприятия автосервиса суммарный годовой объем работ по ТО и ТР, чел∙час:
, (5)
где Ni – число автомобилей i-ой модели, обслуживаемых данным предприятием автосервиса;
–среднегодовой пробег автомобиля i-ой модели, км;
ti –уделная трудоемкость работ ТО и ТР по i-ой модели, чел∙час/1000км;
n – число моделей автомобилей, обслуживаемы данным предприятием автосервиса.
Годовой объем уборочно-моечных работ, чел∙час:
, (6)
где d – число заездов автомобилей на станцию автосервиса;
tумр – средняя трудоемкость УМР, чел∙час, на один заезд автомобиля.
Если УМР выполняются не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг, то общее число заездов принимается из расчета одного заезда на 800-1000 км пробега:
. (7)
Средняя трудоемкость УМР на один заезд tумр равна:
· при механизированной мойке в зависимости от используемого оборудования – 0,15-0,25 чел∙час;
· при ручной шланговой мойке, 0,5 чел∙час.
Годовой объем работ предприятия автосервиса на приемке и выдаче автомобилей, чел∙ч:
, (8)
где dто,тр – число заездов на предприятия автосервиса в год одного комплексно-обслуживаемого автомобиля для проведения ТО и ТР (обычно принимают dто,тр =2);
tп-в – разовая трудоемкость приемки-выдачи на один заезд, чел∙ч.
В зависимости от класса автомобиля ориентировочные значения разовой трудоемкости приемки-выдачи для расчетов можно взять из таблицы 3 приложения.
Годовой объем работ по противокоррозионной обработке, чел∙час:
, (9)
где dпрк – число заездов на предприятие автосервиса в год одного комплексно-обслуживаемого автомобиля для выполнения работ по противокоррозионной защите кузова (dпрк = 1);
tпрк – разовая трудоемкость противокоррозионной обработки на один заезд, чел∙час.
Годовой объем работ по предпродажной подготовке, чел∙час
, (10)
где Nп число продаваемых автомобилей в год на предприятии, установленное заданием на проектирование;
tпп – разовая трудоемкость предпродажной подготовки, чел∙час.
Для определения объема работ каждого производственного участка предприятия автосервиса необходимо, полученный в результате расчета общий годовой объем работ по ТО и ТР, распределить по видам работ и месту их выполнения (таблица 6 приложения).
Объем вспомогательных работ на предприятии автосервиса составляет 20-30% общегодового объема работ по ТО и ТР и может быть ориентировочно принят по данным таблицы 7 приложения.
Суточное число заездов автомобилей на городское предприятие автосервиса может быть определенно по зависимости:
, (11)
где Драб.г – число рабочих дней предприятия автосервиса в году.
Для городских предприятий автосервиса число дней рабочих в году принимается равным 305, число смен работы в сутки – 2.