Понятие, цели и задачи предпринимательства

Экономика предприятия

 

Лекция 1. ПРЕДПРИЯТИЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Понятие, цели и задачи предпринимательства

Основу национальной экономики любого государства с развитыми рыночными отношениями составляет предпринимательство, осуществляемое отдельными гражданами или предприятиями различных организационно- правовых форм.

Важность развития предпринимательства определяется следующими факторами:

1) обеспечивает мобильность хозяйствующих субъектов в условиях развитых рыночных отношений, порождает глубокую производственную специализацию и кооперацию, без которых невозможна высокая эффективность национальной экономики;

2) быстро заполняет ниши, образующиеся в производственной и потребительской сфере, что способствует созданию развитого и сбалансированного рынка;

3) нацелено на использование творческой инициативы, бережное расходование всех задействованных ресурсов и быструю окупаемость вложенного капитала;

4) создает и поддерживает развитую конкурентную сферу, являющуюся основой эффективного развития рыночной экономики.

Результатом любой предпринимательской деятельности является достижение поставленных целей. Исходя из сущности предпринимательства, основными его целями являются:

1) получение прибыли (дохода) от вложенного в тот или иной объект капитала и других экономических ресурсов;

2) удовлетворение спроса общества в удовлетворении конкретной потребности на каком-либо целевом рынке.

Кроме того, в процессе функционирования производства, посреднической или другой предпринимательской деятельности могут преследоваться и такие цели как:

• накопление денежных средств для осуществления разработок, завоевания новых рынков, развития производства;

• решение социальных задач в пределах собственного предприятия или конкретной территории;

• создание и регулирование спроса на продукцию предприятия и др.

В общем случае задачи предпринимательской деятельности можно разделить на два направления.Первое - это комплекс задач,решение которых обеспечивает успех инновационной деятельностипредпринимателя. В этот комплекс входят такие задачи как: исследованиерынка с целью изучения потребностей, спроса и конъюнктуры, поискплодотворных с точки зрения предпринимателя идей, организацияразработок и т.д. Второе направление – это комплекс задач, решениекоторых обеспечивает эффективность производственной,посреднической или иной деятельности, осуществляемой в настоящеевремя или планируемой в будущем. Сюда включают задачи обеспеченияпроцесса производства необходимыми ресурсами; поиска источниковфинансирования; определения рационального объема производства;выбора эффективных поставщиков и т.п.

Реализация предпринимательской деятельности невозможна без взаимодействия с различными элементами и активно действующими силами внешней среды. В большинстве случаев к числу субъектов предпринимательской деятельности относят:

1) самого предпринимателя (его предприятие), как субъекта организации и осуществления предпринимательской деятельности;

2) потребителя как основного контрагента предпринимателя;

3) государство в лице различных организаций и учреждений, которое может влиять на конечные результаты предпринимательской деятельности;

4) наемного работника (в случае, если предприниматель работает не обособленно);

5) партнеров по предпринимательству (как правило, поставщиков ресурсов, кооператоров и посредников).

Практическая реализация предпринимательства должна трансформироваться в ту или иную организационную форму производства. Для этого должны быть созданы определенные условия, среди которых целесообразно выделить следующие:

1. Наличие соответствующих имущественных прав на условия и результаты производства.

2. Определенная экономическая, правовая и политическая среда.

3. Полная экономическая ответственность за рeзультаты деятельности.

4. Этика предпринимательства, которая основывается на определенных понятиях. Обязательность - формируется экономическойответственностью за обязательство, оформленное документально. Честное соперничество.