Этапы творческого процесса.

Обобщая результаты различных классификаций стадий творческого процесса, Я.А. Пономарев выделяет и характеризует наиболее общие из них:

1. Осознание проблемы. Здесь выделяется момент возникновения проблемной ситуации. Если задача не дана в готовом виде, то здесь необходимо определение требующего разрешения вопроса, которое сопровождается эмоциональной реакцией (удивления, затруднения). Здесь также может выделяться в отдельный этап осмысление и понимание имеющихся данных. Следующая за этим постановка проблемы, состоит в понимании имеющихся фактов в свете общих теоретических положений в соответствующей области знаний. Базирующееся на прошлом опыте осознание проблемы завершается постановкой вопроса.

2. Выработка гипотезы. Квалифицируется как кульминационный пункт решения, как своеобразный скачок от того, что видно, к тому, что отсутствует. Здесь большое значение придается прошлому опыту, привлечению теоретических положений. Использование полученных ранее знаний путем их переноса на новые условия позволяет строить догадки, формулировать гипотезы о возможном решении задачи. В качестве отдельного возможного этапа решения называется развитие решения, где выработанная гипотеза принимается как действующая идея, как возможный способ толкования проблемы. Проверка правильности этой идеи может проводиться в экспериментальных условиях.

3. Проверка решения. Предполагает логическое доказательство истинности решения и его проверку средствами практики.

Грэхем Уоллес разработал схему 4 стадий творческого процесса:

1-я стадия – подготовка. Предполагает длительный и трудоемкий анализ проблемы, накопление и обработку информации, осуществление попытки сознательного решения задачи.

2-я стадия – созревание (инкубация). Предполагает активную работу подсознания. На этой стадии, внешне забывая о задаче, человек переключается на выполнение других дел. Во время этого творческая задача может сама всплывать в сознании, иногда уже в виде готового решения или в виде более продвинутых к решению вариантов. Высказывается мнение, что инкубационный период, связанный с перерывом, позволяет не «зацикливаться» на каком-либо одном (возможно неверном) решении.

3-я стадия – озарение (инсайт). Здесь решение возникает внезапно. Вместе с тем, озарение может наступать не как одномоментная вспышка понимания, а как распределенные во времени скачки к пониманию. Эти скачки становятся результатом упорного сознательного процесса решения задачи. Сознательные усилия как бы приводят в действие мощные, но довольно инертные механизмы бессознательного творчества.

4-я стадия – проверка правильности решения.

Творческий процесс функционирует как единая целостная система, в качестве основных характеристик которой выделяются следующие: доминирование бессознательных компонентов психики, спонтанность, непредсказуемость результата, автономность, аффективность, символизм проявлений, релятивизация противоположностей, широкий временной диапазон – от отдельных мгновений до значительных хорошо дифференцируемых интервалов времени.