Поиск творческого решения как конкретизация смысловой установки

 

Установка на творческий процесс, формируемая в соответствие с найденным субъектом смыслом проблемной ситуации, выделяет то содержание представления действительности, которое, так или иначе, может относиться к разрешению проблемной ситуации. Причем выделенное установкой содержание предметной области имеет и временную развертку, соответствуя явлениям и событиям прошлого, настоящего и возможного будущего.

Следует отметить, что в отношении «величины» задаваемой установкой области творческого поиска действует вполне определенное правило. Это правило представляется следующим образом: чем более глубокий смысл и значение вкладывается субъектом в понимание проблемной ситуации, тем обширнее и многообразнее установочная временная перспектива и область охвата значимого содержания действительности.

Смысловая установка не предоставляет конкретного решения проблемы. Она только указывает направление творческого поиска, выделяет область для сознательного приложения усилий субъектом творчества. Таким образом, вслед за М. Вертгеймером можно говорить о том, что проблемная ситуация схватывается человеком, и у человека развивается стремление к конкретизации понимания, к улучшению ситуации.

Каков же возможный психологический механизм конкретизации смысловой установки в творческом поиске решения проблемы? В качестве такого механизма может рассматриваться процесс реализации предложенного Г.К. Середой принципа обратимой смысловой воронки. Указанный принцип исходит из представления о системообразующей функции высших мотивационно-смысловых образований и описывает согласование содержаний смыслового, целевого и операционального уровней деятельности. Реализация принципа обратимой смысловой воронки предполагает, что определенное смысловое образование выделяет отвечающие ему предметы, явления, связи действительности. Через целевой уровень воронки материал спускается на операциональный уровень, где он прорабатывается и вновь поднимается до смыслового уровня. В реализации рассматриваемого принципа опыт человека расширяется, а понимание проблемной ситуации и путей ее изменения – конкретизируется. В конечном счете, человек сознательными усилиями, конкретизирую смысловую установку, оценивает и сужает область поиска решения проблемы, и вероятность позитивного исхода творческого процесса повышается.

Из приведенных выше суждений также следует и тот факт, что действия, реализуемые в творческом процессе, в значительной степени направлены не на непосредственное разрешение проблемной ситуации, а на достижение понимания ее значения и существа, на адекватную организацию творческих усилий. Как следствие, если рассматривать внешние для субъекта средства организации и обеспечения творческого процесса, следует отметить, что эти средства должны в наибольшей степени способствовать именно прояснению проблемной ситуации, раскрытию ее наиболее существенных особенностей.