II. Психолого-педагогическая классификация

была предложена в 1968 году Р.Е.Левеной. В этой классификации выделяется 2 вида речевых нарушений:

-нарушения языковых средств общения

-нарушения в использовании языковых средств

К первому относится общее недоразвитие речи («ОНР»), ФФН (фонетика фонетическое недоразвитие). ОНР – сложное расстройство речи обусловлено нарушением лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.

ФФН - как нарушение звукопроизношения и фонематической системы (слуха, представления, анализа и синтеза).

Ко второму виду речевых нарушений относится заикание. Больные имеют средства общения, но не могут использовать его как средство общения из-за судорог. В некоторых случаях сочетается заикание с ОНР. В этой классификации не выделяются нарушения письменной речи. Они рассматриваются как отдаленное последствие ОНР и ФФН, которые были у ребёнка в дошкольном возрасте. Эта классификация создана на иных принципах, нежели клиническая клинико-педагогическая классификация. Автор считает, что общее недоразвитие речи может быть при различных формах речевой патологии. Исходя из этого, можно использовать одни и те же средства логопедического воздействия ( всех детей развивать лексический, грамматический строй речи, корректировать фонетико-фонематическое недоразвитие, используя групповые и под групповые занятие). Данная классификация носит симптоматический характер, т.е. на первый план выделяется ведущий симптом (одно из недоразвитий). По этой классификации не определяется механизм и структура речевого дефекта.