Анализ микрорынка торгового предприятия (зоны концентрации потенциального потребителя)

 

Место, где непосредственно происходит купля-продажа товаров, называется торговая зона и включает территорию проживания (нахождения) потенциальных потребителей. Торговые зоны разделяют по частоте посещения этих зон.

«Первичной торговой зоной» называют территорию проживания потребителей при их частом посещении торговых объектов (магазина, торгового центра или скопление магазинов). «Вторичная торговая зона» подразумевает редкое посещение торговых объектов (реже 1 раза в неделю). В «Третичной торговой зоне» проживающие потребители делают покупки лишь изредка.

Для анализа зоны концентрации потенциальных потребителей супермаркета определим тип торговой зоны супермаркета. Супермаркет «Ратимир» относится к торговой зоне ближних районов. Супермаркет расположен в 2 минутах от остановки общественного транспорта, и в 8-10 минутах от жилых домов. В данном супермаркете также продаются продовольственные товары, товары кратковременного пользования и повседневного спроса.

Супермаркет «Ратимир» - находиться в эксцентрической зоне – так как для того, чтобы посетить магазин, покупатели преодолевают природные препятствия и зоны конкурентов.

Средний чек магазина равен 654 рубля.

Как известно исследователи часто классифицируют торговые зоны, по их значимости исходя из удаленности от магазина и выделяют первичную, вторичную и третичную торговые зоны.

На рисунке в Приложении Б показаны три зоны:

Первичная торговая зона (в пределах 5 минут, радиус зоны составляет менее 400 метров).

Конкуренты:

1) Продуктовый магазин «Меркурий» - находиться на расстоянии менее 100 метров от супермаркета. Он, бесспорно, занимает свою нишу на местном рынке, т.к. в этом же здании находиться Краевой клинический центр по профилактике и борьбе со СПИД. В магазине более высокие цены, но он занимает порядка 15% рыночной доли, т.к. расположен у дома, а значит находиться ближе к жилым домам.

2) Продуктовый магазин ИП Суркова – находиться вблизи Фадеевской дороги, от супермаркета «Ратимир» до магазина 318 метров, от Фадеевской дороги до продуктового магазина менее 60 метров. Он удобен для подъезда к нему на машине, в пешеходной доступности он не очень удобен, т.к. сплошного проезда-прохода от дороги по Борисенко к дороге по Фадеева нет, а жилые дома находятся вблизи дорого по Борисенко. Ассортимент маленький, цены высокие. Приходится порядка 5% рыночной доли данной зоны.

Потенциальные покупатели:

В первичную зону входят 20 жилых домов, из них:

· 1 дом – 1 подъезд, 4 этажа, 4 квартиры на этаже;

· 13 домов – 1 подъезд, 2 этажа, 12 квартир на этаже, дома гостиничного типа;

· 1 дом – 2 подъезда, 9 этажей, 8 квартир на этаже;

· 3 дома - 5 подъездов, 9 этажей, 4 квартиры на этаже;

· 2 дома – 3 подъезда, 10 этажей, 4 квартиры на этаже.

Также в данную зону входит одна среднеобразовательная школа.

Таким образом, по средним подсчетам получается, что количество жителей, проживающих в первичной зоне составит:

(2.1) Из них 20% жителей покупают продукты у конкурентов, т.е. на супермаркет «Ратимир» приходиться 80% жителей (3747человек).

Из этих жителей, приблизительно 25% жителей, не будут покупать продукты в Супермаркете, т.к. не могут себе позволить покупать продукты по высоким ценам и предпочитают покупать продукты питания на рынке, который находиться в 10-15 минутах езды на общественном транспорте. Это в основном относиться к 13 домам гостиничного типа, т.к. в них проживают люди с низким достатком. Также в эту категорию относятся пожилое население, которое также не может себе позволить покупать продукты по высоким ценам.

Таким образом, по ориентировочным оценкам из 4684 человек, проживающих в первичной зоне, в супермаркет «Ратимир» придут 65% жителей, проживающих в близи магазина, а это 3045 человек.

В среднем в супермаркет ходят 2 раза в неделю, таким образом, при среднем чеке в 654 рубля, супермаркет «Ратимир» сможет продать товаров в месяц на сумму:

руб. (2.2)

Вторичная торговая зона (в пределах 10 минут, радиус зоны составляет 800 метров)

Конкуренты:

1) Супермаркет «Три кота» - приходиться порядка 25% рыночной доли в данном сегменте, большой ассортимент, низкие цены (ниже чем в Супермаркете «Ратимир». Появился относительно недавно, но по площади и по ассортименту превосходит «Ратимир». Расположен на другой дорожной ветке, но для покупателей-автомобилистов он является более предпочтительным. Причины: цены, парковка. Из недостатков – время работы до 22 часов, что для супермаркета «Ратимир» является конкурентным преимуществом.

2) Продуктовый магазин ООО ТЦ «Владхлеб» - широкий ассортимент, магазин у дома, средние цены, занимает порядка 10% рыночной доли.

3) Продуктовый магазин «Ватек» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

4) Продуктовый магазин ООО «Валентина» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

5) Продуктовый магазин ООО «ВладТорг» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

6) Супермаркет Фадеевский – широкий ассортимент, средние цены, находиться вдоль дополнительной основной дороги – Фадеевская. Рыночная доля – не более 8%. График работы – круглосуточно.

7) Продуктовый магазин Салор - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

8) 2 магазина из Сети продуктовых магазинов «Рублик» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 5% рыночной доли, минимаркет.

Таким образом, на долю конкурентов в данной зоне приходиться 52% рыночной доли.

Потенциальные покупатели:

В средней зоне находиться 71 жилой дом, из них:

· 5 дома – 1 подъезд, 12 этажей, 6 квартир на этаже;

· 27 домов – 1 подъезд, 2 этажа, 12 квартир на этаже, дома гостиничного типа;

· 16 домов – 3 подъезда, 5 этажей, 2 квартиры на этаже;

· 7 домов - 2 подъезда, 5 этажей, 2 квартиры на этаже;

· 6 дома – 3 подъезда, 10 этажей, 4 квартиры на этаже;

· 5 домов – 8 подъездов, 9 этажей, 6 квартир на этаже;

· 5 домов – 1 подъезд, 9 этажей, 8 квартир на этаже.

В данную зону также входят 3 школы, 2 детских сада.

Таким образом, численность потенциальных потребителей равна:

(2.3)

Огромная зона, из которой, только 27% (4917 чел) жителей являются потенциальными покупателями в супермаркете «Ратимир».

Из них:

10% населения – имеют низкие заработки и предпочитают покупать продукты на рынках и оптовых базах, т.к. там цены ниже

15% населения – пожилое население, не будут ходить в супермаркет в силу дальности и возможности заменить на более близкий магазин

2% трудоспособного населения не будут посещать супермаркет, т.к. находиться далеко от дома.

Таким образом, к реально потенциальным потребителям супермаркета «Ратимир» средней зоны можно отнести – 3824 человек, что составляет – 21% от общего населения средней зоны.

При среднем посещении супермаркета 2 раза в неделю и среднем чеке в 654 рубля, супермаркет «Ратимир» сможет продать товаров в месяц на сумму:

руб. (2.4)

Третичная торговая зона (20 минут, радиус составляет 1 километр)

Конкуренты:

1) Супермаркет «Любимый» - средний ассортимент, расположен удобно на кольце Сахалинской – транспортная развязка, цены высокие, рыночная доля 15%.

2) 2 магазина из Сети продуктовых магазинов «Рублик» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 5% рыночной доли, минимаркет.

3) Гастроном 3 Толстяка – широкий ассортимент, расположен на автобусной остановке, средние цены, 5% рыночной доли.

4) Продовольственный магазин «Эдельвейс» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

5) Продуктовый магазин «Радуга вкуса» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

6) Продуктовый магазин «Комплимент» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

7) Продуктовый магазин «Каскад» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

8) Продуктовый магазин «Тройка» - высокие цены, маленький ассортимент, магазин у дома, 1% рыночной доли.

9) Рынок на Спортивной – низкие цены, широкий ассортимент, занимает порядка 45% рыночной доли, из недостатков, расположение на улице.

Таким образом, на долю конкурентов приходиться 75% рыночной доли.

Потенциальные потребители:

В дальней зоне находиться 96 жилых домов, из них:

· 14 домов – 1 подъезд, 12 этажей, 6 квартир на этаже;

· 27 домов – 5 подъездов, 9 этажей, 6 квартир на этаже;

· 8 домов – 3 подъезда, 5 этажей, 2 квартиры на этаже;

· 24 дома - 2 подъезда, 5 этажей, 2 квартиры на этаже;

· 3 дома – 3 подъезда, 10 этажей, 4 квартиры на этаже;

· 20 домов – 4 подъезда, 9 этажей, 6 квартир на этаже.

· В данную зону также входят 4 школы, 3 детских сада.

Таким образом, численность потенциальных потребителей равна:

(2.5) Огромная зона, из которой, только 22% (11272 чел) жителей являются потенциальными покупателями в супермаркете «Ратимир».

Из них:

5% населения – имеют низкие заработки и предпочитают покупать продукты на рынках и оптовых базах, т.к. там цены ниже.

10% населения – пожилое население, не будут ходить в супермаркет в силу дальности и возможности заменить на более близкий магазин.

12% трудоспособного населения не будут посещать супермаркет, т.к. находиться супермаркет далеко от дома, и по пути есть подобный магазин с низкими ценами. Также данное население обычно предпочитает покупать продукты по пути домой в близлежащий торговых точках.

Таким образом, к реально потенциальным потребителям супермаркета «Ратимир» дальней зоны можно отнести – 1537 человек, что составляет – 3% от общего населения дальней зоны.

При среднем посещении супермаркета 2 раза в неделю и среднем чеке в 654 рубля, супермаркет «Ратимир» сможет продать товаров в месяц на сумму:

руб. (2.6)

Со всех зон в супермаркет «Ратимир» может придти:

3045 человек из первичной торговой зоны

3824 человек из вторичной торговой зоны

1537 человек из третичной торговой зоны.

В общей сложности в супермаркет «Ратимир» может придти 8406 человек, и соответственно в денежном выражении объем продаж в месяц может составлять 43 980 192 руб. Следовательно годовой оборот составляет - 43980192 *12=527762304

Удобство расположения супермаркета «Ратимир», было в первую очередь связано с наличием транспортных путей, которые существенно влияют на количество посетителей. На современном этапе развития индивидуальных транспортных средств в супермаркете предусмотрена доступность объекта на автомобиле.

Для этого были учтены следующие принципы:

· размещение торговую точку производилось вдоль дороги, используемой проживающими в данной местности людьми для поездок на работу или за покупками;

· оформление интерьера магазина, позволяет замечать его на большом расстоянии и видеть его из окна автомобиля;

· предусмотрена удобная парковка для транспорта (2 парковки на 15 и 25 мест). Следует соблюдать следующее соотношение торговой площади и числа стояночных мест: одно место на автостоянке на 20 м2 торговой площади, т.е. если площадь супермаркета 1 000 м2, то необходимы 45-50 стояночных мест. На парковке супермаркета «Ратимир» расположено 40 стояночных мест, что практически соответствует нормам. Единственный недостаток маленькой парковки (на 15 мест), что она находиться, как и сам магазин, на возвышенности и в зимнее время года, особенно после снегопада, когда еще не успели почистить заезды, заехать на парковку практически не возможно.

Важно также исследовать условия окружающей инфраструктуры:

· наличие автомобильных дорог возле магазина – дорога возле магазина является основной и повседневного пользования для спального района Тихая и района Борисенко. Ширина дороги – двухполосая. По дороге постоянно движется большое количество машин. Пешеходная доступность от остановки общественного транспорта 2 минуты, от ближайшего жилого здания – 8-10 минут. Также расположение торгового предприятия на правой стороне трассы, т.е. по ходу движения, напрямую отражается на товарообороте и окупаемости предприятия. Супермаркет с дороги трудно не заметить, т.к. по ходу приближения к нему на фонарных столбах висят рекламные знаки. Также к магазину подходит удобный автомобильный подъезд.

· план городского развития окружающей территории – в настоящее время в связи с подготовкой города к проведению Саммита АТЭС в районе Тихой строиться новый микрорайон Патрокл, что значительно может сказаться на увеличении потенциальных потребителей.

· установить критерии для измерения объема людского потока по временным интервалам работы магазина – для этого на предприятии используется подсчет по количеству чеков пробитых по следующим временным интервалам:

    • с 8 часов утра до 11 часов утра;
    • с 11 часов утра до 14 часов;
    • с 14 часов до 17 часов;
    • с 17 часов до 21 часа;
    • с 21 часа до 2 часов ночи.

Важной частью исследования микрорынка супермаркета является – время работы магазина. Режим работы супермаркета «Ратимир» - с 8 утра до 2 часов ночи. С одной стороны данный критерий для большинства покупателей является, отрицательным, особенно для автомобилистов. Отсутствие возможности покупать продукты питания круглосуточно, отрицательно сказывается на лояльности клиентов к магазину. Но с другой стороны уровень затрат магазина намного выше в ночное время, чем полученная за этот же период прибыль. Исключение составляет только Новый Год.

Также важной составной частью исследования микрорынка супермаркета является ассортимент товаров магазина. Для жилого спального массива очень важно чтобы в шаговой близости был расположен магазин с большим ассортиментом товаров повседневного потребления. В настоящее время в супермаркете «Ратимир» представлено более 2000 наименований товара. По характеру в магазине представлены товары от овощной продукции до бытовой химии. Это достаточно широкий ассортимент товара для магазина с такой площадью.

Таким образом супермаркет «Ратимир» является магазином самообслуживания с расположением в спальном районе города, общей площадью более 1000 м2, с парковкой на 40 стояночных мест, с пешеходной доступностью от автобусной остановки 2 минуты, с графиком работы с 8 утра до 2 часов ночи, и с хорошим ассортиментом товаров.

За годы работы магазина стало ясно, что расположение магазина было выбрано правильно, т.к. именно в данной точке происходит наибольшая концентрация потенциальных потребителей супермаркета – т.е. концентрация людей идущих (едущих) с работы, с заработком от низкого до высокого, с потребностью приобрести все необходимые товары повседневного пользования по пути домой.

 


 


Приложение Б

 

Приложение Б