Монтаж полос (верстка)

Совмещение текста и изображений на полосе происходит в процессе «верстки». При традиционном способе изготовления печатных форм исполнитель вручную в соответствии с макетом монтирует полосу из текста и изображений, обычно представленных в виде фрагментов фотоформ.

Фрагменты укладывают на монтажную основу в нужном положении и закрепляют. От точности и тщательности монтажа напрямую зависит качество печати. Ошибки приводки, обусловленные этим этапом, в

последующей печати уже почти невозможно исправить. Монтаж фотоформ производится на специальном столе (рис. 1.2-24). Его рабочей поверхностью служит стеклянная пластина, подсвечиваемая снизу рассеянным светом. Две перемещающиеся по сторонам перпендикулярные линейки позволяют производить точный монтаж.

При подготовке к монтажу на поверхность стола сначала кладут миллиметровку на прозрачной основе, затем монтажную основу, которую закрепляют липкой лентой. Монтажная основа – это прозрачная пленка со стабильными размерами, нечувствительная к влаге, стойкая к механическим воздействиям, а также обладающая антистатическими свойствами. Хорошо зарекомендовала себя лавсановая основа толщиной 0,15 мм.

Для монтажа фотоформ средних и больших форматов применяется основа толщиной 0,3 мм. Фотоформы монтируются обязательно эмульсионным слоем вверх, чтобы при заключительном копировании на чувствительные слои были обращены друг к другу и могли быть проэкспонированы без рассеяния экспонирующего излучения. Фрагменты фотоформы (текст и изображения) укладываются на монтажный стол в соответствии с макетом и закрепляются на монтажной основе жидким клеем или липкой лентой. Для этого фрагменты фотоформы обрезаются по краям до нужного размера. Части пленок не должны перекрываться на монтажной основе, так как при последующем копировании в местах перекрытия фрагментов нарушается прямой контакт фотоформы с формной пластиной. В результате светорассеивания

при экспонировании пластины в местах перекрытия появляются непропечатанные участки (рис. 3.1-38).

В офсетной печати чаще всего используются позитивные формные пластины (раздел 2.1.1.2). Для копирования на эти пластины необходим монтаж.

При позитивном монтаже встречаются трудности обеспечения качества из-за наличия краев обреза фрагментов пленок, осевшей пыли и частиц, а также царапин и др. При копировании они переносятся на

формный материал как элементы изображения, так как они поглощают свет.

Лента для закрепления фотоформ на монтажной основе представляет собою узкую ленту толщиной 0,05 мм с односторонним клеевым слоем. Для позитивного монтажа используют прозрачные или светло-голубые прозрачные липкие ленты. Несмотря на их небольшую толщину, они все же мешают плотному контакту фотоформы с формной пластиной, что приводит к непропечатанным участкам на копиях.

Липкую ленту размещают только на достаточно широких полях фотоформ без изображения. Между краем изображения и краем липкой ленты должно быть расстояние не менее 5 мм.

Монтаж многоцветных изображений выполняют особенно аккуратно. От точности монтажа непосред-ственно зависит результат приводки на печатном оттиске. Прежде всего обращают внимание на избежание ошибок, связанных с параллаксом, возникающим при наблюдении совмещаемых цветоделенных изображений под углом. Применение лупы (с делениями) или микроскопа позволяет выполнять монтаж более точно благодаря увеличению элементовизображения.

При монтаже цветоделенных фотоформ зарекомендовали себя две технологии:

• основной монтаж. Сначала изготовляется основной монтаж цветоделенной фотоформы той краски, которая содержит наиболее четко выраженные детали изображения. Затем он служит образцом-оригиналом для монтажа всех остальных цветоделенных фотоформ на другую монтажную основу. Между основным монтажом и находящимся в работе размещается матовая пленка, придающая серый фон основному монтажу;

• монтаж по копии. С помощью этого способа достигается лучшее качество приводки. На полимерной пленке, на которую предварительно нанесен эмульсионный слой, изготавливается позитивная или негативная копия основного монтажа. Светочувствительный слой окрашен в голубой или красно-голубой цвет, не препятствующий прохождению излучения. На эту пленку монтируются следующие по порядку цветоделенные фотоформы. При позитивном копировании неровности, имеющиеся по контуру обрезки, и мелкие загрязнения удаляются посредством рассеивающих свет стекол/пленок, размещаемых со стороны основы фотоформы (рис. 3.1-39).

В газетном производстве часто используется монтаж негативов. В этом случае печатающие элементы на фотоформе являются прозрачными. При монтаже негативных фотоформ применяют темнокоричневую или черную липкую ленту. Площадь монтажа целиком покрывается пленкой для кадрирования. При освещении монтажного стола излучением видимого диапазона система пленок остается прозрачной. Однако участки, закрытые кадрирующей маской становятся непрозрачными для излучения УФ- диапазона. Участки, соответствующие изображению, на пленке для кадрирования вырезаются. Таким образом исключается появление дефектов, возникающих при позитивном копировании из-за наличия пыли и контуров обрезки.

К негативному монтажу предъявляются требования по оптической плотности. Необходимо, чтобы будущие печатающие элементы имели высокую прозрачность (D<0,05), а пробельные элементы – достаточную оптическую плотность (D>2,5).

Поскольку ручная приводка четырехкрасочных изображений при негативном монтаже сложна и спо- собствует увеличению числа ошибок, она преимущественно используется при выполнении однокрасочных работ. Более удобным является метод, согласно которому растровые изображения копируются на формную пластину после того, как предварительно уже проведена запись с текстовых и штриховых фотоформ, т.е. копирование растровых фотоформ осуществляется в процессе второго экспонирования. Так как участки, соответствующие растровым изображениям, при первом копировании текстовых и штриховых фотоформ зачернены, на этих участках формная пластина при экспонировании остается незасвеченной. И наоборот, при копировании с растровых фотоформ остальные участки кадрируют, и они становятся непрозрачными для УФ-излучения. Это делается для того, чтобы в процессе второго экспонирования не разрушить уже проэкспонированные участки, содержащие текст и/или штриховое изображение.

Контроль качества готового монтажа осуществляется посредством изготовления светокопий. Контроль нужно выполнять очень тщательно, так как на стадии монтажа еще можно внести необходимые изменения без больших дополнительных затрат времени, финансов и отвлечения рабочего персонала.