ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ЭТИКА
Далеко не безнадежная идея о том, что каждый из на пере-созидает реальность при каждой встрече, наполняет менй*' чудной надеждой, возможностями и ощущением причастности к сообществу Если "где-то там" не существует абсолютной истины, которая могла бы создать "экспертные системы", каким-то образом могущие разрешить наши проблемы математически если мы допускаем, что, вступая в диалог, мы оба меняемся, если верно, что мы со-зидаем реальность, которая, в свою очередь, творит нас — тогда к нам взывает новый тип сообщества Если я хочу стать частью творения, я должна действовать смиренно Это должно перебороть мое ощущение себя богиней
Морин О'Хара, 1995
Терапевтическое взаимодействие — это двусторонний феномен Мы собираемся вместе с людьми в течение некоторого периода времени, в течение нескольких встреч, и это изменяет всю нашу жизнь
Майкл Уайт, 1995
Карл Томм утверждает, что он пришел к этой работе, влюбившись в идеи Майкла Уайта. Мы тоже влюбились в его идеи (как и другие люди, работающие в этой области), но постепенно, понемногу. Поначалу мы не понимали важности этих идей или смещения в мировоззрении, которое они отражают В первую очередь мы влюбились в те взаимоотношения, которые наблюдали между Майклом Уайтом, а позже — Дэвидом Эпстоном, — и людьми, с которыми они работают, созидая друг друга. Мы наблюдали, как люди в рамках этих взаимоотношений могут преобразить себя и свою жизнь*
•Мы отнюдь не предполагаем, что взаимоотношения, создаваемые Майклом Уайтом и Дэвидом Эпстоном, лучше тех, что создаются другими, или что другим людям в нарративном сообществе не под силу создать столь же привлекательные взаимоотношения Мы ссылаемся на взаимоотношения, в которые вовлечены Эпстон и Уайт, лишь потому, что они продемонстрировали для нас эти идеи и мы были весьма тронуты, наблюдая их в процессе работы с людьми
Избрав это направление работы, мы обнаружили, что оно больше способствует установлению различных терапевтических взаимоотношений, чем методы, которых мы придерживались в прошлом. Эти двухсторонние взаимоотношения укрепляют ощущение принадлежности к новым сообществам и новые истории как терапевтов, так и людей, которые с ними консультируются. Мы думаем, что уникальный характер этих терапевтических отношений определяется прежде всего этическими положениями, которые формируют их конструкцию
В подходе к этике между модернизмом и постмодернизмом существуют различия Поскольку модернистские проекты основаны на всеобъемлющих метанарративах и совершенных научных теориях, модернистская этика базируется на законах, которые могут быть предписаны и введены в жизнь "сверху вниз", как, например, этические кодексы Американской психологической ассоциации, Американской ассоциации семейной и супружеской терапии и большинства других профессиональных организаций.
В постмодернистском мире этика фокусируется на конкретных людях, переживающих конкретный опыт, и проявляется значительный скептицизм в отношении применимости любых всеобъемлющих, универсальных, "безразмерных" утверждений истины. Шейла Мак-Нэми (1994), обсуждая различающиеся этические системы в сообществах с разными дискурсами, указывает, что любой дискурс — это история и что любая история всегда рассказывается с некоей точки зрения. Она (1994) пишет:
"Это имеет прямое отношение к... этике, поскольку мы сразу понимаем, что существуют различающиеся и конкурирующие точки зрения и что любая оценка или суждение по поводу истории — это тоже история и, следовательно, тоже связана с какой-то точкой зрения".
Некоторые (Doherty, 1991; Minuchin, 1991) выражают беспокойство о том, что социально-конструктивистская этика предполагает, что одна история так же хороша, как и другая*. Мы не соглас-
*Вики Дикерсон и Джефф Зиммерман полагают, что эта идея отчасти порождена путаницей между "конструктивизмом" и "социальным конструктивизмом" Они пишут, что " конструктивистская точка зрения может быть релятивистской и рассматривать все конструкции и технологии как в равной степени полезные С этой точки зрения, система одного человека настолько же истинна, как и система любого другого, и, что бы ни срабатывало в данной ситуации, оно обретает зна-
ны с этим. Наоборот, мы считаем, что этика не может быть основана на "монолитных" утверждениях истины, но должна поддерживать несколько важных смещений — смещение к предоставлению пространства для вытесненных голосов и вытесненных культур; смещение к тому, чтобы человек в положении клиента выбирал то, что ему подходит; смещение к тому, чтобы терапевт ясно осознавал свою позицию, давая людям возможность правильно воспринимать наши идеи; и смещение к рассмотрению как локальных, межличностных, моментальных эффектов нашей позиции и практики, так и тех вибраций, которые эти эффекты посылают во внешний мир.
Эти идеи отнюдь не приводят нас к тому, чтобы относиться ко всем историям как к равным, но побуждают выверять свою этическую позицию по более чем одной-единственной, "олимпийской" точке зрения и рассматривать влияние конкретных практик в конкретных локальных культурах. Мы могли бы осмыслить это как подход к этике, "смещенный на край". При таком подходе ценится опыт людей на краях доминирующей культуры или на дне любой из иерархий культуры и принимается строгая этическая позиция в пользу предоставления пространства для того, чтобы голоса этих людей были услышаны, поняты и получили отклик.
Недавняя статья в "Журнале Американской медицинской ассоциации"(Carese & Rhodes, 1995) иллюстрирует отличия модернистской и постмодернистской этики в сфере медицины, а также высвечивает отличия в нашей области. Каррес и Роде изучали смысл определенных практик традиционной культуры навахо с позиции западных биомедицинских и биоэтических концепций. Они вполне ясно излагают один из аспектов модернистской позиции:
"В культуре западной биомедицины и био-этики принципы автономии и самооопределения пациента играют центральную роль. Следовательно, открытое обсуждение негативной информации между медицинским работником и пациентом является нормой здравоохранения Например, согласие на основе информированности требует раскрытия риска медицинского вмешательства, правдивость требует раскрытия плохих новостей, а предварительное планирование лечения требует
чение" Большая часть этой главы (надеемся, что и всей книги) посвящена тому, чтобы показать социально-конструктивистская точка зрения в корне отличается от описанной выше
того, чтобы пациент учел возможность серьезного заболевания в будущем".
Затем авторы описывают некоторые аспекты традиционной культуры навахо:
"...Считается, что мысль и язык обладают силой, позволяющей формировать реальность и контролировать события... По мнению индейцев навахо, язык не просто описывает реальность, а формирует ее. По этим причинам пациенты, принадлежащие к традиционным навахо, могут посчитать обсуждение негативной информации потенциально пагубным".
return false">ссылка скрытаОни также описывают хожо — центральное понятие культуры навахо, которое охватывает все позитивное, включая красоту, доброту, блаженство, порядок и гармонию.
Полевая работа Кэрреса и Родса научила их тому, что люди навахо реагируют на проблемы здоровья и угрожающие жизни ситуации только им присущим образом, который отражает хожо и идею о том, что язык и мысль формируют реальность. Отсюда они делают заключение, что попытка применить доминирующую мораль к людям, подобным навахо, которые считают ее неподходящей, проблематична с этической точки зрения. Они указывают, что Соединенные Штаты населяют люди, принадлежащие к разным культурам, и мораль доминирующего общества не подходит для многих других культур. Кэррес и Роде заканчивают свою статью декларацией, которая во многом созвучна нашим представлениям. Они утверждают, что вынуждены признавать другие культуры, в которых применение доминирующей морали может оказаться проблематичным.
Эта глава посвящена тому, как различные терапевты в нарративном сообществе начинают делать упор на этику, которая рассматривает людей в их локальных культурах, и претворять эту этику в практику. Она также рассказывает о взаимосвязи этики и терапевтических отношений, о том, как люди формируют друг друга.
Конституирование "я" как этическая практика
Вернемся к взаимоотношениям, которые связывают в единое целое Майкла Уайта, Дэвида Эпстона и тех людей, с которыми они работают, поскольку это было первое, что взволновало нас в прак-
тическом применении нарративных идей. Очевидно, что каждое межличностное взаимодействие уникально. Кроме того, стили работы Уайта и Эпстона во многом отличаются. Однако мы хотим сосредоточиться прежде всего на том, что их объединяет.
Интервью Уайта и Эпстона в основном состоят из вопросов. В ходе их терапевтических бесед вызываются к жизни чувственно неотразимые и значимые истории, которые кажутся естественными и не подготовленными заранее. В ходе их развития появляются важные "истины" о людях — об их жизни, взаимоотношениях и возможностях. Люди, наблюдающие за этими беседами, обычно видят клиентов в новом свете. Они, как правило, думают, что Уайт и Эпстон каким-то образом связаны с новым светом.
Модернистские объяснения того, как появляются на свет новые истории, могли бы фокусироваться либо на (1) определенных личностных чертах Уайта и Эпстона и, вероятно, делать вывод (как в случае с Карлом Витакером и Милтоном Эриксоном) о том, что их успех основан на харизме и личностной силе, либо (2) на определенных количественных параметрах используемой ими техники, возможно, предполагая, что определенные вопросы, заданные определенным способом, приведут к определенным видам историй.
С конституционалистской и социально-конструктивистской точек зрения нас интересуют не столько индивидуальные стили или точная форма вопросов Уайта и Эпстона, сколько то, как они конституируют себя во взаимоотношениях с другими людьми. Вместо того чтобы строить догадки о том, обладают ли Уайт и Эпстон некоей присущей им личностной чертой или какой-то беспроигрышной техникой, мы интересуемся тем, как они активно участвуют в формировании своей личности, для того чтобы внести вклад в особые взаимоотношения.
Не забывайте, что мы — как социальные конструктивисты — рассматриваем "я" не как центральную, неотъемлемую или предопределенную сущность, но как то, что мы конституируем во взаимоотношениях с другими людьми. Мы убеждены, что Уайт и Эпстон намеренно включают себя в дискурсы и сообщества, которые поддерживают их в конституировании себя в соответствии с определенными этическими принципами и ценностями. Включаясь в новую ситуацию, они могут нести эти сообщества и дискурсы — и, следовательно, поддерживаемые ими ценности — в себе, в своем сердце В той степени, в которой мы наделены правом выбора, выбор сообщества или дискурса представляет собой этический акт
Мы не предлагаем, чтобы каждый поступал в соответствии с этикой Уайта или Эпстона. Тем не менее, их работа и лежащие в ее основе взаимоотношения привлекательны и эффективны, поэтому полезно поразмышлять о том, как они конституируют себя и участвуют в развитии особых взаимоотношений.
Мы задали Эпстону и Уайту несколько вопросов, касающихся их этики, особенно в контексте выбора, который они делают в конституировании себя во взаимоотношениях с другими. Мы поинтересовались, держат ли они в уме определенные идеи или методы ориентирования, позволяющие им вступить в предпочтительные рабочие взаимоотношения. В ответ они предложили следующие вопросы, которые направляли их при выборе моделей, теорий и практик.
1. Как эта модель/теория/практика "видит" людей?
2. Как она убеждает вас вести себя с теми людьми, которым нуж
на ваша помощь?
3. Как она убеждает их вести себя с тем, кто предлагает им по
мощь?
4. Как им в рамках этой модели надлежит "относиться" к себе?
"Видеть" себя?
5. Как она переописывает/переопределяет этого человека?
6. Предлагает ли она людям видеть в терапевте или в самих себе
экспертов "в области самих себя"?
7. Она разделяет и изолирует людей или дает им ощущение со
трудничества и принадлежности к сообществу?
8. Ведут ли задаваемые вопросы в продуктивномм или норматив
ном направлении (например, предлагают альтернативу или со
храняют доминирующие социальные практики)?
9. Эта модель требует, чтобы человек входил в "экспертное" зна
ние терапевта, или она требует, чтобы терапевт входил в "мир"
клиента?
10. Как в ее рамках определяется "профессионализм"? Идея "профессионализма" связана больше с тем, как терапевт представляет свое "я" коллегам и другим, или с тем, как он представляет свое "я" людям, ищущим его поддержки?
Эти вопросы охватывают огромную область. Они предлагают несколько путей к размышлению над эффектами моделей, теорий и практик, конституирующих как наше "я", так и нашу работу. Особенное впечатление на нас произвели три момента.
Во-первых, сами вопросы. Как терапия не диктует людям, что им делать, но ставит перед ними вопросы, так и эти этические направляющие принципы выражаются не в форме законов или формул, но в форме вопросов, которые предлагают терапевту проверить и пересмотреть свои практики в контексте ценностей и взаимоотношений, порождающих эти практики. Это коренным образом отличается от угодливого принципа "просто делай это и ни о чем не задумывайся", который могут предлагать законы, спускаемые "сверху вниз".
Во-вторых, эта этика относится к людям и взаимоотношениям. Она не предлагает истины, но интересуется людьми, ставя вопросы в первую очередь перед теми, чьи голоса доминируют в терапевтических взаимоотношениях.
В-третьих, вопросы фокусируются главным образом на эффектах практик. Терапевты оцениваются не по тому, насколько их действия соответствуют законам, но по реальному влиянию этих действий на жизни людей.
Мы согласны с Томом Андерсеном (1991b), который сказал:
"Для меня пришло время задавать вопросы: хочу ли я применять в своей работе метод, который потребует неприемлемых для меня взаимоотношений? Может быть, настало время, когда мы должны позволить нашей этике и эстетике формировать наши взаимоотношения и предоставить шанс этим взаимоотношениям привести к возможным (определяемым методами) видам деятельности".
Этические положения
Карл Томм (Bernstein, 1990) описал ряд этических положений и "поместил" себя в их рамки. Некоторые из затронутых им вопросов интересуют и нас. Томм определяет, как он использует свою схему в конституировании себя по отношению к людям, которые консультируются с ним, и намечает дополнительные возможности для установления других видов взаимоотношений, отличных от предпочитаемых им. Чтобы объяснить свои идеи, он использует несколько крестообразных схем (см. рис. 10.1).
На горизонтальной оси он размещает степень доступности знания в процессе изменения. Левый край оси представляет изменение, основанное на "тайном" (профессиональном) знании. Пра-
Уменьшение возможностей
Манипуляция
Конфронтация
Тайное знание
Доступное знание
Поддержка
Наделение возможностями
Увеличение возможностей Рис. 10.1. Схема модели Карла Томма
вый край представляет изменение, основанное на доступном знании, когда все стороны информированы и сотрудничают в процессе. Как гипноз, так и лекарства, например, разместились бы на левом (тайном, бессознательном) краю оси, тогда как совет, сопровождающийся объяснениями, разместился бы близко к правому краю.
Вертикальная ось представляет подразумеваемые средства, посредством которых предполагается осуществить изменение. Эта вторая ось охватывает диапазон, распространяющийся от уменьшения возможностей, или закрытия пространства, наверху — до увеличения возможностей, или открытия пространства, внизу. Например, если человек задумывается о самоубийстве, план блокировать этот выбор через госпитализацию и постоянный надзор закроет пространство На другом конце диапазона, в зоне открытия пространства можно было бы расположить вопросы, позволяющие
человеку, скованному недоверием к себе, увидеть себя в новом свете и поверить в новые возможности, связанные с работой.
Используя эти два измерения, Томм помечает четыре сектора, которые они образуют (начиная с верхнего левого по часовой стрелке): "манипуляция" (основанная на тайном знании и уменьшении возможностей), "конфронтация" (основанная на тайном знании и ограничении возможностей), "наделение возможностями" (основанное на доступном знании и увеличении возможностей) и "поддержка" (основанная на профессиональном знании и увеличении возможностей). К. Томм оговаривает, что все модели психотерапии включают все эти положения, тогда как опираются в основном на одно из них. Каждое положение располагает терапевта к присущей этому положению форме взаимоотношений.
Томм заинтересован в конституировании себя как терапевта, который в первую очередь устанавливает наделяющие возможностями взаимоотношения, а во вторую — поддерживающие. Он определил три момента, которые его поддерживают и напоминают о его предпочтениях. Первый — переименовать края вертикальной оси как "терапевтическое насилие" (закрытие пространства) и "терапевтическое милосердие" (открытие пространства), используя данные Матураной определения насилия как "любого навязывания чьей-то воли другому" и любви как "открытия пространства для существования другого". Поскольку Томм приемлет любовь и отвергает насилие, это переименование позволяет ему действовать так, чтобы оно вносило свой вклад в созидание возможностей и поддержки.
В главе 5 мы упомянули то, что Томм называет "вопросами разветвления", — вопросами, которые сопоставляют два противоречащих друг другу понятия, предлагая людям выбрать из них одно. Контрастные названия двух краев оси во многом служат той же цели, ориентируя эмоциональные реакции в определенном направлении. Томм намеренно выбрал названия, которые были бы привлекательны и отвратительны для него.
Второй метод, применяемый Томмом для этического конститу-ирования себя по отношению к другим, состоит в проверке себя на то, как он видит людей, с которыми работает. Поскольку взгляд на людей как на порабощенных, притесняемых и стесненных (в противоположность, скажем, необразованным, больным или упрямым) помогает ему в выборе обнадеживающих методов; он стремится к тому, чтобы видеть людей именно такими.
В-третьих, Томм выделил четыре направляющих принципа, которые он использует при наделении возможностями себя и дру-i их: обоснование (быть чувствительным), рекурсивное мышление (быть внимательным), согласование (быть когруэнтным) и удостоверение подлинности (быть искренним). Каждый из этих принципов — вы могли заметить, что "-ние" указывает на степень "действенности" — предполагает определенные действия Томма. Например, обоснование предполагает прослеживание контекстов и обстоятельств других, внимательное выслушивание и доведение мнений до других, но не сохранение их частного характера. Рекурсивное мышление включает выслушивание других и предположение по поводу предположений. Примеры согласования включают определение несоответствия между намерением и результатом, а также предпочтение эмоциональной динамики, что позволяет искать интуитивное соответствие. Удостоверение подлинности включает предпочтение прямых переживаний объяснениям, реализацию своих собственных объяснений и открытость себя для чужого взгляда.
Что особенно привлекает нас в предложенной Томмом схеме этических положений, так это его глубокое описание возможных терапевтических и этических позиций. Он описал конкретные позиции, через которые хочет конституировать себя по отношению к другим, и изобрел язык, который будет поддерживать и напоминать ему о принятии желаемого этического решения в текущий момент. Эта схема обеспечивает характеристики, которые можно использовать в продуктивном и доброжелательном типе постоянной деконструкции и реконструкции во внутреннем процессе.
Предположения о людях и терапии
Джеймс и Меллиса Гриффиты (1992а, 1994) предоставили свои описания того, как они обеспечивают участие в терапевтических взаимоотношениях, для которых характерна атмосфера любознательности, открытости и уважения. Их работа (1992а) основана на опыте обучения клинических психиатров нарративным подходам Исследуя многочисленные случаи, когда семьи отказывались от терапии после первого интервью, Гриффиты обнаружили, что обучаемые врачи задавали запомнившуюся им последовательность "нарративных вопросов", как если бы это был стандартный протокол, не проявляя ни малейшего усилия установить контекст, в котором
семьи могли бы свободно рассказывать свои истории и быть услышанными. В этом смысле весьма показательна цитата из высказывания одного из врачей-психиатров, участвовавших в программе:
"Что меня изначально привлекло к вашей супервизии, это желание установить лучший контакт с моими клиентами, как это удается вам. Но я так сосредоточился на формулировании следующего вопроса, что и ухом не повел, когда отец признался, что ему был поставлен диагноз рака. Это на меня не похоже". (Griffith & Griffith, 1992a)
Размышляя над подобными комментариями, Гриффиты решили, что в процессе обучения они не уделяли достаточного внимания взаимоотношениям и эмоциональным состояниям. Чтобы исправить эту ситуацию, они пересмотрели свой курс супервизии таким образом, что первые 10 недель (из 30) посвящались развитию умения создавать терапевтические взаимоотношения, не включая в процесс обучения конкретные вопросы и процедуры до последних недель курса.
В ходе своего курса Гриффиты начали обращать внимание на установки и убеждения, которые способствуют созданию атмосферы любознательности, открытости и уважения, к которой они стремились в терапевтической беседе. Они напоминают о том, что выбираемые нами предположения и язык будут вносить свой вклад в созидание эмоциональных состояний в терапевтическом кабинете. В своей статье (Griffith & Griffith, 1992a) они делятся следующими предположениями, которые, по их мнению, представляют ценность:
• Члены этой семьи и я, как человеческие существа, име
ем больше сходств, нежели различий.
• Члены семьи— обычные люди, ведущие обыденную
жизнь, которые, к несчастью, столкнулись с необычным
и трудным жизненным опытом.
• Когда человек или семья с проблемой просит психотера
пии, это объясняется тем, что они борются с дилеммой,
и беседа, необходимая для ее разрешения, не может про
изойти.
• Люди и семьи всегда обладают большим жизненным опы
том, чем тот, что может содержаться в доступных нарра-
тивах о проблеме. И этот опыт является ресурсным
• Люди и члены семьи в своих глубочайших стремлениях не
желают причинить вреда себе или другим
• Я не смогу понять смысла языка человека до тех пор, пока
мы вместе не обсудим его
• Изменение всегда возможно
• Человек или семья с проблемой желают освободиться от
нее
• Я не могу знать наверняка, какие действия следует пред
принять членам семьи, чтобы проблема была разрешена
Подобно решению Карла Томма рассматривать людей с проблемами как порабощенных, притесняемых и стесненных, эти предположения об индивидах и семьях играют значительную роль в том, как Гриффиты видят людей, которые консультируются с ними, и как они выслушивают истории, которые им рассказывают люди Вы можете представить себе, как эти предположения влияют на последовательность мгновений выбора, с которой Гриффиты встречаются в ходе своей работы9 Насколько эти предположения соответствуют вашим собственным предположениям о людях и проблемах, приводящим их к терапии9
Роль сообщества
До сих пор мы обсуждали этику в рамках того, как различные терапевты конституируют себя во взаимоотношениях с людьми, которые с ними консультируются Дин Лобовиц и Дженифер Фри-мен (1993) рассматривают некоторые из более широких контекстов, влияющих на конституирование жизни и взаимоотношений в терапии
Это исследование вытекает из изучения случаев сексуальной эксплуатации со стороны терапевтов Лобовиц и Фримен начинают его с того, что фокусируются на культурной норме, отдающей предпочтение личному удовлетворению перед согласованностью Они полагают, что для обеспечения этических норм в контексте сексуальной эксплуатации терапевты должны воплощать принципы, которые не согласуются с этой нормой Спрашивая себя, какие процессы утверждают подобные принципы, авторы исследования (1993) находят ответы, имеющие отношение к опыту принадлежности и подотчетности "сообществам, которые поддерживают наде-
ляющие силой, сотруднические взаимоотношения, а не лишающие силы экспертные взаимоотношения"
В главе 9 мы пишем о том, как группы и сообщества могут помочь в развитии и поддержке новых нарративов Сообщества нарративной терапии, как международные, так и местные, начинают играть роль аудитории участников, которая поддерживает в каждом ответственность за те типы "я" и взаимоотношений, который он порождает в другом Шейла Мак-Нэми (1994) пишет
"Если определенные способы разговора конструируют наши миры, тогда дискурсивные формы, возникающие и набирающие жизненную силу внутри определенных сообществ, конструируют этические стандарты, по которым мы живем"
Нарративные сообщества, как и любые другие сообщества, со временем будут отдавать предпочтение определенным позициям, и, конечно, разные нарративные сообщества будут предпочитать разные позиции Вопросы, которые Эпстон и Уайт задают себе, этические позиции Томма и предположения Гриффитов внесли свой вклад в текущие этические дискурсы в "нарративном сообществе" Книги и статьи, обучение, демонстрации, видеозаписи тех, кого объединяют эти идеи, равно как практики и истории, которые циркулируют среди нас, также оказывают влияние на то, что некоторые дискурсы и этические принципы оказываются предпочтительными
"Привилегированные" этические принципы, в свою очередь, привлекают новых членов в сообщество Например, недавно в "Ньюсуик" (Cowley & Sprmgen) появилась большая (на трех страницах) статья о нарративной терапии После этой публикации люди звонили со всех концов страны, прося о записи на прием к нарративному терапевту или проявляя интерес к местной программе, в рамках которой они могли бы изучать нарративную терапию Поначалу это казалось нам удивительным В конце концов, на трех страницах можно сказать слишком мало
Интервьюируя позвонивших, мы обнаружили, что их привлекла идея о том, что люди рассматриваются отдельно от проблем Они рассказывали нам истории о пагубных эффектах смешивания людей с их проблемами Было похоже, что они просто изголодались по сообществу, этическая позиция которого состоит в том, чтобы от делять людей от проблем Когда мы не смогли направить одну женщину на прием, она попросила помочь ей составить список вопро-
сов, чтобы задать их местным терапевтам. "Может быть, — сказала она, — они занимаются нарративной терапией, не зная об этом".
Нас очень воодушевляет развитие нарративных сообществ. Тем не менее, рвение, с которым люди реагируют на эти идеи, тоже вызывает опасение, как избежать превращения нарративных сообществ в монолитные движения или культы, которые больше не будут отражать этику, лежащую в их основе?
Если нарративные практики воспринимаются как "техники" и используются в рамках мировоззрения, которое не поощряет сотрудничество, открытость и постоянное изучение эффектов своих практик, они могут иметь нежелательные последствия. Жизненно важно, чтобы практики, ставшие частью работы, не применялись вне контекста рефлексивного, деконструкционистского, непатологизи-рующего мировоззрения, в рамках которого они были разработаны. Кроме того, мы должны продолжать модифицировать свои практики в соответствии с предпочтениями людей, которые консультируются с нами, и "реальными эффектами" этих практик в их локальных культурах.
Этика на практике
В недавнем выпуске вестника "Новости разных культур" Двора Саймон (1995) повторяет историю, которую Джей Хейли рассказал на конференции в Новом Орлеане. Во время пребывания в Японии Хейли заинтересовало то, что члены семьи кланяются отцу семейства. Он истолковал эти поклоны как знак уважения и упомянул об этом в разговоре с семьей. Члены семьи возразили: "О, нет. Мы кланяемся, чтобы практиковать уважение".
Д. Саймон предположила, что практики, которым она обучилась, не являются предписаниями, которых следует придерживаться, но представляют собой способы практикования установок Помня о том, что наши практики постоянно меняются, мы хотели бы остановиться на некоторых из них.
Самоориентирование
Говоря о "самоориентировании", мы имеем в виду практику ясного и публичного определения тех аспектов собственного опыта, воображения и намерений (White, 1991), которые направляют
нашу работу. Поступая так, мы вступаем в терапевтические взаимоотношения не как эксперты, а как человеческие существа, не застрахованные от ошибок. Мы представляемся как конкретные люди, сформированные конкретным опытом и подверженные его влиянию. Мы надеемся, что это дает людям представление о том, как бы они могли воспринимать то, что мы говорим и делаем.
Описывая эту практику в своей работе с гетеросексуальными парами, Джон Нил (1995) говорит:
"...Терапевту полезно начинать с некоторого признания своего контекста. В частности, при работе с гетеросексуальными парами важно признавать влияние пола терапевта (поскольку его пол может совпадать с полом лишь одного из партнеров). Обычно я говорю, что было бы полезным, если бы мы внимательно отнеслись к тому факту, что, будучи мужчиной, я могу неправильно понять или не заметить какие-то аспекты женского опыта; мне известно, что "я не знаю", и я попытаюсь почаще обращаться к этой женщине, чтобы выяснять, не "упускаю" ли я какие-то вещи".
На первой встрече, помимо выяснения чего-то о людях вне проблемы, мы обычно спрашиваем, хотят ли они задать нам какие-нибудь вопросы В ответ мы получали самые противоположные реакции. Некоторые люди отказывались задавать вопросы. Одни спрашивали о нашей профессиональной подготовке и интересовались идеями из области терапии. Другие задавали разнообразные вопросы. К числу наших любимых относятся "Вы верите в Бога7" и "Что вы любите читать9".
Ориентирование — это постоянный процесс Представляя новые идеи, мы ориентируем людей в том, каков наш опыт, и одновременно следим за тем, чтобы в беседе не доминировали наши разговоры о себе. Дэвид Эпстон (White, 1991) ввел термин прозрачность, чтобы обозначить этот процесс деконструкции и ориентирования вклада терапевтов в терапевтический процесс
В главе 7 мы описывали, как члены группы наблюдателей ориентируют себя и задают друг другу вопросы, способствуя прозрачности Кроме того, если позволяют обстоятельства, мы устраиваем пост-сеанс, на который приглашаем группу наблюдателей и членов семьи На этом сеансе они задают терапевту вопросы, ка-
сающиеся его вклада в терапевтический процесс и того, почему он сделал то-то и то-то в ходе предыдущих сеансов. (Прежде чем пригласить членов семьи, мы предлагаем группе наблюдателей выслушать ряд вопросов и сориентироваться.) Мы задаем примерно такие вопросы:
• Что бы вы вьщелили в этом интервью? Какой смысл имеет
это для вас как для терапевта?
• В чем состоит ваш опыт работы с этой семьей?
• Ранее в интервью, когда Джон назвал две различные сфе
ры интересов, мне показалось, что вы могли пойти в двух
разных направлениях. Как вы решали, какое направле
ние выбрать? Что определило выбор именно этого направ
ления?
• (От члена семьи) Вы задавали Сюзи много вопросов о
том, как на нее влияет депрессия. Почему вы не спроси
ли, как она влияет на меня?
• Я бы подробнее расспросил об их разговоре во вторник ве
чером. Вы заметили какую-то подсказку, которая увела
вас от этого предмета?
Иногда мы проводим подобные встречи, предлагая членам группы наблюдателей деконструировать комментарии и вопросы наших клиентов. Как отмечает Стивен Мэдиган (1993):
"Терапевтическая любознательность, которая направляется лишь на ограничения клиента, публично не признавая ограничения терапевта, увековечивает современные мифы экспертного знания".
Не все заинтересованы участвовать в таких беседах, способствующих прозрачности терапевта, но те, кто заинтересован, обычно находят этот процесс крайне значимым. Один мужчина так высказался после своего первого пост-сеанса: "Вы, ребята, действительно принялись за это всерьез!". Мы приняли это как упоминание о том, что Карл Томм называет "согласованием" — стремлением к согласованности намерения и результата. Прозрачность терапевта дает возможность строить "горизонтальные" отношения — отно-
шения сотрудничества (или, по крайней мере, делать первые шаги к сглаживанию иерархии).
Выслушивание и постановка вопросов
В определенный период нашей работы мы стали структурировать интервью, вводя в него специальные, целевые вопросы. Мы исходили из того, что если позволить людям просто рассказывать, они погрузятся в свои проблемы и это не принесет пользы. Теперь мы начинаем с деконструктивного выслушивания историй (см. главу 3), надеясь получить некоторое понимание локальных культур людей и их конкретных дилемм и в то же время приоткрывая небольшое пространство для проблемно-насыщенных историй. Вместо того чтобы побуждать своих клиентов к дальнейшему погружению в проблемы и изоляции в них, мы пытаемся присоединиться к людям в их переживании мира. Это первоначальное выслушивание задает этическую тональность для нашего участия в их борьбе (если они открыты для таких взаимоотношений).
В ходе терапевтического взаимодействия мы стремимся задавать вопросы, а не интерпретировать, инструктировать или проводить прямые интервенции. Мы делаем это по нескольким причинам, имеющим отношение к этике. Во-первых, хотя вопросы не являются нейтральными, они более открытые, чем заявления. Люди, отвечая на вопросы, имеют выбор, и, если мы искренне выслушиваем и оцениваем ответы людей, их идеи, а не наши, остаются в центре терапии. Пени и Шейнберг (1991) пишут:
"Сопротивление терапевта декларативному языку и его работа "в режиме" постановки вопросов и размышления... служат противовесом присущим языку свойствам, которые представляют реальность так, как если бы она не зависела от нашего процесса ее конструирования... Кроме того, это защищает терапевта от принятия иерархической позиции и не позволяет рассматривать его как эксперта".
Очень важно, как мы воспринимаем ответы на вопросы. В этой работе интерес и восхищение часто вызывает то, что люди дают откровенные ответы, сообщая о событиях и рассказывая истории, особенно если эти события и истории отражают предпочтительные
направления их жизни. В процессе развития нашей собственной работы мы продвинулись от осмысления себя преимущественно как рассказчиков до членов аудитории слушателей (или иногда как соавторов).
Нам представляется, что к этому смещению в вопросе привилегированности рассказчика имеют отношение по крайней мере два вопроса, которые Эпстон и Уайт предлагают для оценки нашей клинической практики:
• Предлагает ли эта модель/теория/практика людям видеть
в терапевте или в самих себе экспертов в области самих
себя?
• Требует ли она, чтобы человек входил в "экспертное" зна
ние терапевта, или она требует, чтобы терапевт входил в
"мир" клиента?
Мы часто задаем вопросы типа "Это то, о чем вы хотели поговорить?" и "Вы не против, если я спрошу об этом?". Эти и другие вопросы предпочтения (которые мы обсуждаем в главе 5) призывают людей решить, какие направления, альтернативы и нарративы они предпочитают. Решая это, люди становятся экспертами в области своей собственной жизни и активно приспосабливают терапию к своим желаниям.
Еще одна важная область изучения — это опрашивание о последствиях. Мы регулярно интересуемся последствиями конкретных интервью и терапевтического процесса в целом. Ответы на эти вопросы позволяют нам приспособить свою практику к различным людям в различных ситуациях. Изменение структуры терапии в ответ на предпочтительные для людей последствия демонстрирует нашу ответственность за последствия своей работы. Далее следуют примеры вопросов, которые мы можем задавать, интересуясь последствиями:
• Была ли эта встреча полезной? В чем она была полезной?
• Мне любопытно узнать о влиянии терапии на вашу жизнь.
Могли бы вы сказать, какие из этих влияний проявлялись
в последнее время? Это были позитивные или негативные
влияния?
• Какие мысли и идеи возникали у вас в связи с нашей пос
ледней беседой? Как они изменили вашу жизнь? Находи
те ли вы эти изменения полезными?
Практики ответственности
Проблема, которая "встроена" во взаимоотношения между терапевтами и клиентами, состоит в том, терапевты находятся в привилегированном положении* в контексте терапии. Положение эксперта неизбежно укрепляет культурное господство, особенно когда мы работаем с людьми, принадлежащими к "вытесненным" культурам (Hall & Greene, 1994). В ходе терапии, пытаясь деконструировать проблемы и разоблачить культурные дискурсы, которые их поддерживают, мы, безусловно, стремимся избегать воспроизведения тех моментов угнетения, которые вносят свой вклад в проблемные нарративы (Kazan, 1994). И все же, будучи представителями доминирующей культуры, мы действительно участвуем в культурном господстве. Кэрмел Тэппинг и ее коллеги (1993) пишут:
"Наши секуляризированные концепции душевного здоровья, индивидуализма и идентичности, ядерной структуры и динамики семьи, границ поколений, практик "благополучия" и заботы о детях для людей, чья культура и духовность сильно отличаются от наших, могут оказаться в высшей степени несправедливыми и зловредными, как дробовики и отравленные колодцы — для наших предков".
Из-за процесса конкретизации, который обсуждался в главе 2, мы легко упускаем из виду сконструированную природу реальности и предполагаем, что разделяем с ними одни реальности. Это предположение закрывает пространство и возможности для других реальностей и способствует установлению господства и угнетения. В процессе терапии, когда мужчина начинает рассказывать о своих взаимоотношениях, предполагая, что он гетеросексуален, мы спрашиваем о "ней"; или назначая первую встречу и предполагая, что у человека есть автомобиль, мы объясняем ему, как добирать-
*Наш друг не согласен с этим и считает, что некоторые люди рассматривают терапевтов в качестве "подсадных уток", которых можно подстрелить на расстоянии брошенной шляпы Такая установка может характеризовать некоторые терапевтические взаимоотношения в течение какого-то времени, и обычно они все еще происходят в пространстве терапевта, в определяемых им временных рамках и структуре Более того, терапевт обычно рассматривается как человек, компетентный в такого рода взаимоотношениях, а пациент — как нуждающийся в помощи Все эти аспекты взаимоотношений "терапевт-клиент", как они определяются в западной культуре, предполагают, что терапевт находится в доминирующем положении
II» 339
ся до нашего офиса на машине; или разговаривая с гетеросексуальной парой и предполагая, что они женились по любви, мы просим их рассказать о том, что изначально привлекло их друг в друге — во всех этих ситуациях мы формируем терапевтические взаимоотношения в контексте своей собственной культуры, вытесняя другие возможные культуры. Считая, что реакция людей на наши вопросы является искренним отражением их опыта, мы тем самым предполагаем, что они чувствуют себя свободно, когда открыто разговаривают с нами. Это может быть и не так.
Мы не можем привести много других примеров неверных предположений, поскольку, будучи представителями доминирующей культуры, просто не знаем о них.
Мы можем реагировать на эти предположения по-разному. Во-первых, можем скрупулезно исследовать свою работу и, когда ложность предположения станет явной, перестанем применять их по отношению к другим. Во-вторых, можем специально коснуться темы ложных предположений в разговоре с людьми, которые приходят на встречу с нами, давая им понять, что мы берем на себя ответственность за любое возможное непонимание. Мы можем исследовать ложные предположения, когда они действительно существуют, допуская, что они могут быть связаны с нашим привилегированным положением. В-третьих, мы можем выстроить практики, поддерживающие ответственность.
Мы убеждены, что практики ответственности впервые появились в этой области по примеру группы Справедливой терапии из Семейного центра в Лоуэр-Хатт, Новая Зеландия. Они структурировали свои практики так, чтобы обратить вспять предубеждения против женщин и людей, принадлежащих к "вытесненным" культурам (см. Tamasese & Waldegrave, 1993). Чтобы осуществить это, они сформировали закрытые собрания по признаку пола и принадлежности к той или иной культуре. В рамках своего центра они договорились о том, что закрытые собрания людей из "подчиненных" культур могут инициировать свои встречи каждый раз, когда они испытывают несправедливость на работе, в моделях терапии или на практике. Закрытые собрания людей из доминирующих культур несут ответственность за консультации с другими собраниями по поводу проектов и направлений. Политические решения принимаются только через этот консультационный процесс, и политика не проводится в жизнь до тех пор, пока не будет одобрена всеми заинтересованными закрытыми собраниями.
Киви Тамасесе и Чарльз Уолдгрейв (1993) отмечают, что через учреждение закрытых собраний индивиды могут быть услышаны как члены коллектива, что жизненно важно для их готовности выговориться в ситуациях, когда они находятся в меньшинстве или обладают низким статусом.
Кристофер Мак-Лин (1994) пишет:
"[Структуры ответственности] предлагают практический путь вперед. Они начинают с признания центральной роли структурированных различий власти в нашем обществе и разрабатывают средства обращения с ними так, что группы, которые были вытеснены и унижены, могли бы быть услышаны... Ответственность... в первую очередь касается обращения с несправедливостью. Она обеспечивает членов доминирующей группы информацией, необходимой для того, чтобы противостоять унижающим практикам, присущим нашей собственной культуре, о которых они могут совершенно не знать".
Когда члены вытесненных групп доводят подобную информацию до культурно-доминирующих групп, в этом есть доля несправедливости, поскольку они тратят свое время и энергию на обучение людей, которые уже находятся в более привилегированном положении, чем они. Красота практик ответственности, подобных работе группы Справедливой терапии, состоит в том, что они наделяют правом голоса людей из групп, которые были вытеснены. Этим идеям выделяется больше пространства. Само по себе это является контр-практикой, сконструированной так, что она ставит практики вытеснения и маргинализации с ног на голову. Когда люди из вытесненных групп принимают участие в подобных практиках ответственности, они не просто обучают нас, а еще и участвуют в более справедливом контексте. В этом контексте члены доминирующей культуры берут на себя ответственность за действия в соответствии с той информацией, которую они получают.
Роб Холл (1994) предлагает назвать эти практики, которые так отличаются от иерархических практик, часто ассоциируемых с ответственностью, — партнерской ответственностью. Он подчеркивает, что добрая воля, включающая приверженность конструированию этических решений, которые способствуют социальной справедливости, критической самооценке и ответственности, является необходимой составляющей партнерской ответственности.
Практики ответственности обращаются к некоторым принципам, положенным в основу вопросов Эпстона и Уайта, касающихся этики:
• Они собирают людей вместе в рамках сообщества и сотруд
ничества.
• Они ведут в продуктивном направлении и поощряют аль
тернативные социальные практики.
• Они предлагают другую роль тем, чье знание считается эк
спертным и чей "мир" привилегирован.
В своей собственной работе мы начали применять эти идеи в нескольких направлениях. Мы рассматриваем эту книгу, которая доносит наши идеи до широкой общественности, как составляющую своей ответственности. Показ видеозаписей нашей работы и проведение показательных интервью — это тоже практики ответственности, особенно когда эти события происходят в контекстах, которые поддерживают открытую и искреннюю критику. Мы использовали тендерные закрытые собрания как способ включения контр-практики в наше обучение и наделения привилегиями голосов женщин.
Структура ответственности, которую мы разработали, стала, вероятно, важнейшим аспектом -терапевтической работы с одной парой. Кевин инициировал терапию, поскольку ему стало ясно, что Иветт собиралась покинуть его. Он избивал жену несколько раз, и она больше не желала жить с ним. Она согласилась прийти вместе с ним на одну терапевтическую встречу. На этой встрече Иветт дала понять: если она убедится, что Кевин никогда больше не тронет ее в порыве агрессии и не станет относиться к ней с презрением, она будет заинтересована в том, чтобы сохранить их отношения.
Но еще она весьма ясно дала понять, что ему следует стать человеком, который сможет взять на себя ответственность за насилие. Иветт желала получить подтверждение того, что многое изменилось, но не хотела быть частью терапии с ним, поскольку была убеждена: в этом случае проблема будет определена как их совместная, а не проблема Кевина.
Мы вместе выработали соглашение, что я (Дж. Ф.) буду встречаться с Кевином индивидуально, сеансы терапии будут записаны на видеопленку и Иветт сможет их просматривать. Сначала, опасаясь манипуляций, мы с Иветт просматривали пленки вместе, без Кевина. Ее впечатления от терапии, мысли и желания продолжать были первостепенными в моей работе.
Кевин согласился с этим планом, но когда понял, что Иветт действительно просмотрела пленку, в нем возобладал гнев, и обсуждая со мной вопросы конфиденциальности, он повел себя довольно резко. Мы воспользовались этим случаем, чтобы деконст-руировать то, как скрытность и отсутствие ответственности поддерживали насилие во взаимоотношениях супругов.
Продолжив терапию, мы деконструировали некоторые социокультурные контексты и установки, которые поддерживали насилие. Кевин назвал последствия насилия и взял на себя ответственность за них, а затем начал ставить себя на место Иветт и понимать, какое опустошение она переживала*. В этот момент Иветт решила, что Кевин может просматривать видеозаписи вместе с ней и слышать ее реакции. Таким образом он взял на себя непосредственную личную ответственность перед ней.
Мы продолжали встречаться до тех пор, пока Иветт, основываясь на результатах просмотра работы Кевина, не рассудила, что готова возобновить взаимоотношения с ним. Я встретилась с этой парой еще два раза за месяц, который последовал за их воссоединением, а затем разговаривала с Иветт по телефону год спустя. Она сказала, что Кевин не ударил ее ни разу и не проявлял агрессию, а перемены, которые произошли в его отношении к ней так повлияли на их взаимоотношения, как она даже представить не могла. Иветт ощущает себя равноправным партнером с равноправным голосом во взаимоотношениях.
Экстернализующие беседы
Каждый раз, участвуя в экстернализующей беседе с кем-то, мы рассматриваем этого человека как существующего отдельно от проблемы. Эта практика вызывает эффект снежного кома. Чтобы выразить вопрос на зкстернализующем языке, мы должны рассматривать проблему как различимую и изолированную сущность. Такое восприятие открывает новые области исследования, которые могут заострить наше восприятие проблемы как отдельной от человека сущности. В то же время мы предлагаем человеку другой взгляд на себя — взгляд, не затемненный проблемой
"Подробное описание работы по пробуждению в мужчинах ответственности за агрессивное поведение см в Alan Jenkins (1990), Invitations to Responsibility The Therapeutic Engagement for Men Who Are Violent and Abusive
Экстернализующие беседы помогают нам соотносить свою работу с предположением Гриффитов о том, что члены семьи — обычные люди, ведущие обыденную жизнь, которые, к несчастью, столкнулись с необычным и трудным жизненным опытом.
Присоединяясь к людям в перцептуальном режиме, позволяющем каждому участнику встречи рассматривать себя отдельно от своей проблемы, мы неизбежно устанавливаем взаимоотношения, отличные от тех, которые возникали бы, если бы мы рассматривали их как проблемных или содержащих проблему людей. Видение проблем и людей как отдельных друг от друга позволяет нам установить с ними взаимоотношения сотрудничества в противостоянии проблеме. В этих взаимоотношениях мы признаем, что человек и семья обладают большим непосредственным опытом "в области" проблемы, чем мы. Мы признаем их компетентность в этой области* и следуем за ними. Люди, для которых нарративные практики внове, часто сталкиваются с этической дилеммой, касающейся ответственности за экстернализующие беседы. Они задумываются над тем, не заставляет ли людей окончательно запутаться взгляд на проблемы как отдельные сущности. Мы не разделяем этой точки зрения, а напротив, убеждены, что отделение людей от проблем повышает вероятность того, что они будут способны ответственно действовать по отношению к проблеме.
Как подчеркивают Дэвид Эпстон и Сэлльян Рот, если проблема рассматривается как отдельная от человека сущность, человек находится в позиции, которая позволяет ему видеть свои взаимоотношения с проблемой и возможность сопротивления, протеста или пересмотра этих взаимоотношений. Когда люди рассматривают себя как проблемных, они часто ощущают себя беспомощными, неспособными изменить свое положение. Возможно, они могут "контролировать себя". Тем не менее, когда эта идея доводится до логического завершения, близкого к самоубийству, остается мало пространства для освобождения от проблемы, когда эта проблема — ты сам.
Рассматривая себя отдельно от проблем, мы можем взять на себя ответственность за свои взаимоотношения с ними и решить, что делать по отношению к ним. Большая часть нарративной терапии
*Мы отмечаем, что у нас тоже есть относящийся к делу опыт и знания в области терапевтических практик, которые мы вносим в это предприятие Большая часть данной книги посвящена именно этому Фокусирование на часто непризнаваемой, но жизненно важной роли собственного опыта людей и их компетентности помогает сформировать такие взаимоотношения, в которых мы хотим участвовать
связана с побуждением людей к описанию предпочтительных отно-шений с конкретными проблемами и документированию предпоч-тительных идентичностей, которые они конструируют, будучи от-деленными от проблемно-насыщенных самоописаний.
Точно так же, как взгляд на проблему как отделенную от чело-века открывает людям пространство для признания, оценки и пересмотра своих взаимоотношений с проблемами, эта перцептуаль-ная позиция открывает терапевтам пространство для выявления более широких социально-политических контекстов и дискурсов, которые поддерживают проблемы. Когда мы задаемся подобными соображениями и делаем их частью процесса терапии, наши взгляды на людей и проблемы навсегда меняются.
Например, я (Дж. Ф.) в настоящее время работаю с семьей из пяти взрослых человек, которые живут в четырехкомнатной квартире. Хотя справочная информация, основанная на недавней психиатрической госпитализации, фокусируется на Джин, 23-летней дочери, как на "агрессивной, слабо контролирующей свои импульсы и обладающей параноидальным мышлением-", я вижу последствия нищеты, расизма и связанной с ними несправедливости, которые создали контекст, где расцвели безнадежность и отчаяние.
Идеализированные образы того, что составляет "успех" в нашем
капиталистическом обществе, по контрасту с реальной ситуацией
семьи, побудили их интернализировать ощущения неудачи и сты-
да. Эти ощущения мешали Джин завести друзей или устроиться на работу. В нашей культуре представление о достоинстве человека вне рамок финансового успеха связано с его взаимоотношениями (особенно для женщин). Это означает, что отсутствие друзей и сотрудников усилило у Джин ощущение неудачи и стыда, позволив отчаянию возобладать в ней.
В локальном культурном контексте Джин, "наводненном" бандами, насилие проявляется ежедневно, как естественная реакция на трудности. Приняв это во внимание, мы не удивимся тому, что после увольнения с низкооплачиваемой работы Джин пришла домой, разгромила квартиру и отхлестала по щекам Марину, свою мать, когда та пыталась остановить ее. Именно этот поступок привел к ее госпитализации и последующему занесению в категорию "агрессивной, слабо контролирующей свои импульсы и обладающей параноидальным мышлением".
Когда мы назвали проблему "отчаянием" и начали ее деконст-руировать, Джин решила противостоять ощущению неудачи и стыда
и "держать ближе к сердцу" тех людей и тот опыт, которые имеют отношение к пониманию Это помогает ей отказаться от агрессии и совершить шаги, которые, по ее убеждению, сделают ее жизнь более удовлетворительной. Она развивает свои собственные идеи и образы успеха, а не сравнивает себя с образами доминирующего общества.
С "наблюдательного пункта" текущего нарратива самой Джин ее описание как "агрессивной, слабо контролирующей свои импульсы и обладающей параноидальным мышлением" кажется несправедливым и даже неэтичным, особенно когда оно не сопровождается упоминанием о ее финансовых и внутриличностных сложностях, которые каждый день угнетают ее и поддерживаются расизмом и классовой структурой общества. Практика интереса к социально-политическому контексту подготавливает нас к тому, чтобы рассматривать людей с проблемами как порабощенных, притесняемых и стесненных. Этот взгляд, в соответствии со схемой Томма, способствует созиданию новых возможностей.
Практики размышления
Практики размышления в формах, описанных нами в главе 7, представляют собой особенно ясный пример постмодернистской этики в действии. Переход от невидимых, "зазеркальных" команд к командам наблюдателей основан на этических положениях, которые ценят открытость, прозрачность, разнообразные точки зрения и децентрализацию роли терапевта. Открывая пространство и делясь знанием, группы наблюдателей поддерживают "наделение возможностями", предпочитаемый Карлом Томмом терапевтический стиль. Гриффиты (1994) напоминают нам, что практика размышлений перед зеркалом, пока члены семьи наблюдают и слушают, представляет собой политический акт, цель которого — распределить власть среди всех участников терапии.
В процессе с участием группы наблюдателей мы предлагаем людям оценочно выслушать наши различные понимания их истории и прокомментировать те точки зрения, которые они находят полезными и приемлемыми. Это то, что Эпстон назвал бы "контрпрактикой" в том смысле, что она ставит распределение ролей при оценке с ног на голову.
Работа группы наблюдателей согласуется с принципами, лежащими в основе списка вопросов Уайта и Эпстона, приведенного ранее в этой главе:
• Она предлагает людям рассматривать себя как экспертов
в области самих себя.
• Она предлагает людям ощущение сообщества и сотрудни
чества.
• Она требует, чтобы терапевты входили в "мир" клиента.
• Ее идея "профессионализма" имеет отношение к тому, как
терапевт представляет себя людям, ищущим поддержки.
Открытое размышление обладает наибольшей эффективностью при обучении терапевтов мышлению и высказыванию в уважительной и непатологизирующей манере по отношению к людям, с которыми они работают. Как мы упоминали в главе 7, при первых попытках обсуждать людей, пока они наблюдали и слушали из-за зеркала, мы были почти парализованы тем, что знали об их присутствии. Мы могли почувствовать, что наши привычные способы переговоров за зеркалом не всегда были уважительными в той степени, как нам хотелось бы. Это также означает, что наши мысли не были в полной мере уважительными.
Нам хотелось бы думать, что годы работы с группами наблюдателей сформировали наше мышление и манеру разговаривать, отражающую уважительное отношение к людям. Сегодня даже тогда, когда люди, с которыми мы работаем, не присутствуют в данный момент, мы стремимся говорить, мыслить и действовать так, как если бы они были рядом. Для нас это главное в установлении таких взаимоотношений, которые порождают наши предпочтительные стили жизни.
Предлагая людям, вовлеченным в процесс терапии, выразить свои впечатления от терапевтической встречи (что формально делаем в конце ряда встреч с участием группы наблюдателей), мы участвуем как в продолжающемся исследовательском проекте, так и в деконструкции работы и ее последствий. Мы уже коснулись этого под рубрикой "самоориентация".
Даже когда мы делаем это с группой, размышления и отклики остаются базовым способом проверить последствия наших действий. Каждый раз, интересуясь влиянием какого-то убеждения или значением какого-то действия, мы просим людей оценить какой-то аспект
■
терапевтического процесса и решить, делать ли это убеждение или действие частью их предпочтительного направления в жизни.
Мы убеждены, что полезно через регулярные интервалы времени размышлять о нашем профессиональном развитии и оценивать влияние наших текущих убеждений и стиль поведения не только на жизни и взаимоотношения людей, которые консультируются с нами, но и на наши локальные культуры.
Размышляя над практиками размышления, наибольшее значение мы придаем тому, что меняемся ролями с теми, кто консультируется с нами, — находясь перед зеркалом, пока они слушают; находясь за зеркалом, пока они комментируют наши комментарии, выслушивая их отклики и вопросы о нашей работе. Эта смена ролей происходит в духе, солидарности. Майкл Уайт (1993) пишет:
"Я думаю о солидарности, которая конструируется терапевтами, отказывающимися проводить четкие различия между своей жизнью и жизнью других, вытеснять на обочину людей, ищущих помощи; терапевтами, которые готовы постоянно опровергать тот факт, что, столкнувшись с обстоятельствами, создающими пагубный контекст для других, они просто не смогут действовать так же добросовестно, как по отношению к себе".
Практики взаимоотношений, которые противостоят иерархии
Когда мы "ориентируем" себя, то делаем это таким образом, чтобы люди смотрели нас как на обычных людей, а не на записных профессионалов. Предпочитая больше выслушивать и задавать вопросы, чем говорить, давать советы или делать заявления, мы снова поддерживаем практики, противостоящие иерархии, которую подразумевает наше профессиональное положение. Практики размышления и ответственности — это антипрактики, которые "опрокидывают" доминирующий дискурс о том, чей голос наиболее важен в терапевтических отношениях.
Дэвид Эпстон и Майкл Уайт (1992) разработали терапевтическую практику под названием "консультирование ваших консультантов", которая, по их словам, "побуждает людей документировать знания, связанные с решением проблем, и альтернативные знания
о своей жизни и взаимоотношениях, которые были восстановлены и/или порождены в процессе терапии".